рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований

Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ









Курсовая работа

 

по маркетинговым исследованиям

 

на тему:

 

«Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований».

 










   Выполнил

   студент группы МС 441                                                                      Лысенков Е. А.



   Проверил

   преподаватель                                                                                       Михинова Л. М.

 








                                              

Минск 2005

Содержание


Введение                                                                               3

1. Метод наблюдения в маркетинговых исследованиях  4

1.1 Формы наблюдений                                                       4

1.2 Методы наблюдения                                                     12

1.3 Наблюдение как процесс                                              14

2. Разработка форм для сбора данных.                              21

3. Анализ полученных результатов.                                  25

Заключение                                                                          29

Литература                                                                           30



























Введение



































1. Метод наблюдения в маркетинговых исследованиях


1.1 Формы наблюдений


Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).

Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением понимается любая проце­дура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процеду­ра, не связанная с получением данных из вторичных источников. Назначение наблюдения:

1.Является инструментом сбора информации непосредственно в хо­де изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.

2.Является инструментом сбора информации для предварительно­го представления об объекте (когда не имеется четкого представ­ления о предмете исследования и его цель сводится к конкрети­зации проблематики и формированию рабочих гипотез).

3.Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информа­ции. Например, при наличии определенного ответа на вопрос ан­кеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достовер­ность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.

4.Служит источником дополнительных сведений для пояснения
результатов, полученных с помощью других методов сбора ин­формации.

5.Является инструментом сбора информации для описания рас­пространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода на­блюдения в статистическом обследовании ограничено из-за тре­бования репрезентативности обследуемой совокупности.

6.Является инструментом сбора информации о поведении потре­бителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в со­стоянии запомнить, например дети).

7. Является инструментом определения качественных характерис­тик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности.

Требуемые условия для проведения наблюдения:

·           Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей об­становке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

·           Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.

·           Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступ­ны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведе­ние). Например, в магазине, на улице, в офисе.

С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потре­бителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстри­гают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для созда­ния новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распре­деления и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).

   Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах. Для группировки различных вариантов осуществления процесса на­блюдения могут использоваться следующие классификационные при­знаки:

•    характер окружающей обстановки;

•    место исследователя в изучаемом процессе;

•    способ восприятия объекта наблюдения;

•    степень стандартизации наблюдения;

•    степень открытости процесса наблюдения;

•    характер наблюдаемых событий;

•    регулярность проведения наблюдения.

Выяснить степень разнообразия форм наблюдения позволяет таблица 1.

Необходимость контролировать внешние условия проведения на­блюдения определяет вариант формы наблюдения в соответствии с ха­рактером окружающей обстановки. Лабораторные наблюдения позво­ляют исследователям полностью контролировать условия проведения исследования, а также предоставляют больше возможностей для использования специальной аппаратуры. Создавая наиболее благоприят­ные условия для осуществления наблюдения, исследователи сокраща­ют сроки и стоимость его проведения. Однако сам факт приглашения наблюдаемых в специально отведенное для наблюдения помещение, новая обстановка могут повлиять на естественность поведения участ­ников исследования, что несколько исказит информацию, снизит ее объективность. Например, участники наблюдения могут потратить гораздо больше времени на выбор марки товара, чем они это делают в естественной ситуации. Либо, наоборот, сочтя «неприличным» тщательное рассмотрение образцов товара или не желая показаться излишне дотошными и навязчивыми при получении консультации у торгового персонала, сократят процедуру выбора марки. Поэтому проведение исследования в полевых условиях может оказаться более целесообразным, преимуществом в этом случае является естествен­ность наблюдаемого поведения. К сожалению, полевые наблюдения имеют серьезный недостаток — на участников исследования могут ока­зывать воздействие различные внешние факторы, в том числе случай­ного характера, не имеющие к изучаемому процессу прямого отноше­ния. Например, в какой-то момент может не оказаться в торговом зале самого товара, в отношении которого изучается поведение потребите­лей. Наплыв посетителей в магазине в часы пик может помешать покупателям изучить все варианты предложения товара или рассмотреть упаковку новой марки товара; покупатели, не выносящие толкотни, скорее всего, ограничат свой выбор наиболее привычными варианта­ми. В реальных условиях может случиться и так, что в магазине (кафе или другом заведении, где проходит исследование) какой-то период времени совсем не будет посетителей, за которыми планировалось на­блюдение. Нивелируя недостатки полевых и лабораторных форм, мож­но использовать комбинированный вариант — лабораторно-полевое наблюдение. В этом случае исследование проводится в естественных условиях и принимается ряд мер по сохранению их стабильности в те­чение некоторого времени. При проведении лабораторно-полевого на­блюдения исследователям необходимо заручиться поддержкой адми­нистрации организации, в которой планируется наблюдение, чтобы, например, обеспечить наличие необходимого количества товара в тор­говом зале или другими способами поддерживать неизменность усло­вий наблюдения.

В зависимости от места исследователя в наблюдаемом процессе мож­но выделить несколько градаций степени «включенности» наблюда­теля. Максимальная степень участия наблюдателя в наблюдаемом про­цессе присутствует в такой форме включенного наблюдения, когда исследователь наравне с наблюдаемыми участвует в изучаемом про­цессе (активное участие). В этом случае наблюдатель «внедряется» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблю­даемыми, принимает участие в их деятельности и наблюдаемом про­цессе. При изучении процесса потребления некоторых товаров, например алкогольных напитков, активное участие может оказаться предпочти­тельнее, однако оно по своей природе исключает массовость наблюде­ния, а его результаты не поддаются количественному выражению. Как особая разновидность включенного наблюдения может рассматривать­ся самонаблюдение. Наименьшая степень включения наблюдателя в изучаемый процесс (пассивное участие) допускает его контакт с на­блюдаемыми в той мере, в которой его вынуждает ситуация. Напри­мер, как и другие посетители магазина, выбирает товар, стоит в очере­ди в кассу.

Наблюдение, осуществляемое наблюдателем со стороны без учас­тия в наблюдаемом процессе, называется невключенным. В этом слу­чае наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сто­ронние факторы, на него влияющие.



Классификацион­ный признак

Формы наблюдения


Характер окружающей обстановки



Полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации



Лабораторное наблюдение — проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранять стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование



Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения


Место исследователя в изучаемом процессе (указываются полярные формы, однако

на практике могут использо-

ваться переход-

ные варианты)



Наблюдения с непосредственным участием исследователя (включенное наблюдение) — наблюдатель сам участвует в ситуации, он одновременно сам влияет на ситуацию и, в свою очередь, подвергается ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов



Наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (невключенное наблюдение) — наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, на него влияющие


Способ восприятия

объекта наблюдения


Персональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем

Степень стандартизации наблюдения

Неперсональное наблюдение — наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия событий Структурированное (контролируемое) наблюдение — в этом случае используются бланки наблюдения с четко заданной структурой фиксируемых элементов (аспектов) процесса или ситуации, остальные элементы поведения игнорируются


Степень открытости процесса наблюдения

Свободное (неструктурированное) наблюдение — осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы Открытое наблюдение — наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом


Скрытое наблюдение — наблюдаемым не известно о проводимом исследовании



Характер

наблюдаемых

событий


Прямое наблюдение — наблюдение проводится непосредственно за поведением


Непрямое (косвенное) наблюдение — наблюдение проводится за результатами поведения

Регулярность проведения наблюдения


Систематическое наблюдение — проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции процессов



Эпизодическое наблюдение — не имеет четко установленного регламента регистрации событий


Однократное наблюдение — исследование выполняется в соответствии с поставленными целями однократно, более эта схема исследования не используется


Случайное наблюдение — наблюдение заранее незапланированного явления, как самостоятельная процедура сбора первичной информации обычно не планируется. Между тем зачастую становится уникальным поводом для пересмотра маркетинговых решений предприятия


Таблица 1. Формы проведения наблюдений.

По способу восприятия объекта наблюдения выделяют персональные и неперсональные наблюдения. Персональное наблюдение предпола­гает, что наблюдаемые события фиксируются лично наблюдателем, при неперсональном наблюдении наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов. Это дает исследователям значительные преиму­щества, так как позволяет избавиться от селективного отбора Объектов наблюдения, снизить субъективность восприятия событий, получить дополнительную или более точную информацию, снизить трудоем­кость сбора информации. Во многих случаях использование приборов более функционально и удобно, чем персональное наблюдение. Напри­мер, изучение предпочтений членов семьи в отношении телевизион­ных передач гораздо проще осуществить с помощью аудиометра.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.