рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований


Таблица 2. Основные характеристики наблюдения как метода сбора

маркетинговой информации




•    выявление количества участников процесса покупки и распреде­ление ролей между ними, кто выступает инициатором покупки,
кто принимает окончательное решение;

•    выяснение последовательности и длительности различных дей­ствий, осуществляемых в процессе принятия решения о покупке,
общее время, затрачиваемое на покупку товара, какое время от­водится покупателем на изучение информации о товаре;

•    определение количества оцениваемых в процессе принятия ре­шения о покупке марок товара, какие товары-заменители рас­сматриваются покупателями как альтернативные;




•    оценить факторы обстановки, способствующие покупке товара, например широта ассортимента, подробная информация на упа­ковке, ее дизайн и др.

В качестве объекта наблюдения может выступать индивид, домохо­зяйство, организация. В зависимости от целей в качестве предмета наблюдения может выступать одна или несколько сторон поведения объекта (признаки, факты его деятельности). Предмет исследования определяет необходимость самого поведения или его последствий.

В соответствии с поставленными задачами необходимо определить место и время проведения наблюдения. Например, выбрать типы тор­говых точек или других заведений, в которых будет проводиться на­блюдение (разные типы магазинов могут придерживаться различных концепций при формировании ассортимента товаров, создавая таким образом разные условия для покупки). Время дня или день недели могут выступать как факторы, влияющие на осуществление покупки, поэтому выбор времени наблюдения должен либо нейтрализовать дей­ствие этого фактора, либо охватывать достаточный период, чтобы вы­явить закономерности (если это соответствует задачам исследования).

Определив место наблюдения, необходимо обеспечить доступ к нему в выбранное время, получить разрешение руководства выбранных за­ведений. При проведении лабораторно-полевого наблюдения может понадобиться более тесное сотрудничество исследователей с админи­страцией и персоналом торговых точек, что требует соответствующе­го согласования.

Теперь рассмотрим выбор формы наблюдения. На этом этапе определяется, в какой форме должно проходить наблю­дение. Для этого необходимо выяснить критерии выбора в соответ­ствии с потребностями исследователя:

•    Требуется ли стабильная обстановка для проведения наблюде­ния?

•    Существует ли опасность субъективного истолкования событий?

•    Достаточно ли хорошо известна структура наблюдаемого пове­дения?

•    Требуется ли изучать тенденции изменения исследуемых процес­сов?

•    Есть ли ограничения по срокам проведения наблюдения?

•    Повлияет ли информация о проводимом исследовании на есте­ственность поведения наблюдаемых?

•    Есть ли сложности с пониманием сути происходящего?

•    Есть ли необходимость более точного измерения изучаемых при­знаков с помощью технических средств?

•    Достаточна ли квалификация персонала для выполнения наблю­дения?

•    Насколько трудоемка процедура регистрации событий?

Что касается разработки процедуры наблюдения, то она предполагает ответ на вопрос: «Что наблюдать?» Ответ во многом зависит от выбранной формы наблюде­ния — структурированной или свободной, но в любом случае требует­ся определить единицы и рамки наблюдения.

Единица наблюдения — это некоторый «блок» действий или набор простейших операций (движений, действий), или их признаки, с по­мощью которых будет описываться исследуемое поведение, по кото­рым можно судить о произошедшем событии. Единица наблюдения выделяется путем разделения поведения на отдельные элементы, учи­тывающие четко определенное действие, условие его осуществления или признак ситуации его свершения. В качестве единицы наблюде­ния можно выделить набор действий различного характера любой сложности (комплексности), например, покупатель может просто рас­сматривать стоящий на полке товар, а может взять его в руки. В про­цессе анализа совокупность единиц наблюдения позволяет воссоздать ситуацию в момент сбора информации.

Рамки наблюдения - это степень детализации (количество уровней) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования; например поведение объекта в целом - первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса в конкретной ситуации — второй, третий и т. д. уровни наблюдения.

Рассмотрим разработку процедуры неструктурированного наблюдения.

Неструктурированное наблюдение используется, как правило, в си­туациях, когда исследователь затрудняется с идентификацией пробле­мы исследования или формированием рабочей гипотезы, когда необ­ходимо описание какого-либо процесса или явления для проведения его качественного анализа. Задача исследователя — определить основ­ные элементы объекта исследования, их взаимодействие, поэтому не­возможно выделить детально конкретные аспекты, подлежащие наблю­дению. Рамки свободного наблюдения довольно широки, осмысление исследователем наблюдаемой ситуации может привести к изменению направления (фокусировки) наблюдения. В то же время все наблю­дать невозможно. Даже при наблюдении за предельно простыми процессами невозможно получить полный отчет о наблюдаемых явлениях.

Поэтому при проведении свободного наблюдения выделяют при­мерный перечень значимых элементов.

•    Наблюдаемые.

•    Обстановка.

•    Цель действий, осуществляемых наблюдаемыми.

•    Поведение.

•    Частота и продолжительность наблюдаемого действия, явления.

Характеристика наблюдаемых элементов приведена в таблице 3.

Представленный, хоть и неполный, перечень может оказать суще­ственную помощь при планировании действий наблюдателя, особенно в начале исследования. Процесс познания есть построение исследова­телем определенной системы классификаций наблюдаемого поведе­ния. Наблюдатель, не имеющий своей системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследова­тель, пользующийся слишком полной и жесткой системой классификации, будет наблюдать лишь то, что соответствует его концепции, он зафиксирует все, что увидит, но увидит он не все. Накопление впе­чатлений приводит к конкретизации наблюдаемых элементов, их ран­жированию с точки зрения важности для целей исследования, что способствует структуризации наблюдаемого явления и переходу от не­структурированного наблюдения к структурированному.


Элементы

Направления наблюдения

Наблюдаемые

Сколько человек участвует в процессе? Кто они, каковы их роли в наблюдаемой ситуации? Как они взаимодействуют?

Обстановка

Где происходит наблюдение? Какие элементы обстановки способствуют совершению наблюдаемого процесса? Какие действия обстановка поощряет, а каким препятствует? (Например, танцы в ресторане)

Цель

Имеются ли у наблюдаемых какие-либо формальные цели или они оказались на месте наблюдения случайно? Совместимы ли цели различных участников ситуации (например, дети канючат сладости у родителей, которые не склонны тратить на это деньги)?

Поведение

Что и как делают участники ситуации? Какого рода поведение является ожидаемым? Каковы стимулы, влияющие на поведение? Каковы эмоции, выражаемые при той или иной форме поведения? Каков результат (последствия) поведения?

Частота и продолжитель­ность

Когда возникла и как долго длилась наблюдаемая ситуация? Как часто она возникает?


Таблица 3. Примерная схема неструктурированного наблюдения


Рассмотрим разработку процедуры структурированного наблюдения. Структурированное наблюдение проводится с целью описания типич­ности (распространенности) той или иной формы поведения. Для раз­работки процедуры структурированного наблюдения важно не только определить наиболее значимые элементы наблюдаемого процесса, ко­торые будут включены в бланк регистрации, но и какие признаки этих элементов будут фиксироваться в ходе исследования: наличие (отсут­ствие) или интенсивность их проявления.

Структурированное наблюдение, как правило, применяется при исследовании частных ситуаций, поэтому исследователь должен создавать систему категорий и единиц наблюдения в соответствии с моделью последующего анализа. При планировании рабочего документа таких элементов может быть задействовано значительное число, чтобы под­робнее воссоздать наблюдаемое явление, но при апробации инструмен­та исследования (бланка наблюдения) некоторые из них могут быть исключены либо как неработающие, либо как недостоверные.


2. Разработка форм для сбора данных.


В качестве бланка наблюдения, помогающего регистрировать события, может использоваться карточка наблюдения, протокол наблюдения, таблица наблюдения, дневник.

Карточка наблюдения служит для регистрации информации, каса­ющейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов. Карточки наблюдения могут быть составлены по видам наблюдаемых ситуаций или этапам наблюдаемого процесса.

Протокол наблюдения представляет собой расширенный вариант карточки. Дневник наблюдений предназначен для систематической регистрации необходимых сведений в течение длительного периода.

При подготовке рабочих документов наблюдения обязательно пред­усматривается регистрация таких сведений: кто, когда и где проводит наблюдение (фамилия наблюдателя, дата и время дня, место наблюдения).


Пример. Универмаг.


Наблюдение.


Кто:   Покупатели, зеваки, мужчины, женщины, родители с детьми, дети отдельно.


Что:   Рассматриваемые продукты/торговые марки, покупаемые продукты/торговые марки, размер, цена упаковки, влияние детей и других членов семьи.


Когда:  День, час, дата наблюдения.


Где:   Внутри магазина, возле контрольной стойки на выходе или в отделе магазина.


Почему:  Влияние цены, торговой марки, размера упаковки, продвижения, членов семьи на осуществление покупки.


Как:   Исследователь, замаскированный под служащего магазина; незамаскированный исследователь; скрытая камера или механический прибор.



Необходимо помнить, что в каждый определенный момент человек способен воспринимать от пяти до десяти дискретных единиц одно­временно. Если предполагается наблюдение значительного количе­ства единиц поведения в широких рамках, то целесообразно распреде­лить задание между несколькими наблюдателями и подготовить для каждого соответствующие бланки наблюдения.

    Следует отметить, что качественно разработанная форма четко определяет необходимую информацию, как следствие, работник может точно записать эту информацию,  а также такая форма упрощает процесс кодирования, учета и анализа данных. Формы для записи результатов нуждаются в предварительном тестировании.

    Необходимо также отметить специфику некоторых наблюдений, для которых используется несколько иная форма регистрации. Например, это Интернет. Наблюдение здесь можно проводить по-разному. Предварительные наблюдения могут заключаться в подсчете посещений Web-страниц, определении времени нахождения на каждой странице. Последний параметр можно определить встроенным таймером, который запускается после нажатия посетителем определенной иконки на странице и останавливается после нажатия следующей иконки. Далее, исследователь может разместить на странице ссылки на другие Web-страницы и подсчитать число обращений к каждой из них. Это дает ценные сведения о необходимой пользователям информации, а также интересах целевого сегмента. Анализ ссылок на данный сайт, с которых осуществляется заход на него, может дать информацию о сопутствующих интересах потребителей. Углубленный анализ сайтов, имеющих ссылки на данный сайт, дает возможность получить информацию о рекламе, конкурентах, потребителях, демографических и психографических характеристиках целевого рынка.

    Практика проведения исследований показывает, что успех наблюде­ния во многом зависит от способностей, квалификации и личностных качеств наблюдателя. Наблюдатель должен обладать набором следу­ющих личных качеств: внимательность, терпеливость, добросовест­ность, точность (педантичность), деликатность.

При выполнении наблюдения от персонала требуется умение выявлять значимые действия, быстро и точно фиксировать изменения в наблю­даемой ситуации. Чтобы выполнять подобную работу, претендент дол­жен обладать хорошей памятью, быстрой реакцией.

Наличие природных способностей развивается в процессе обучения наблюдателей. Обучение может проходить в форме тренинга, когда наблюдатели регистрируют события, снятые на видеопленку. Возмож­но обучение и в реальной ситуации, когда начинающий наблюдатель регистрирует события параллельно с квалифицированным наблюда­телем. После наблюдения записи сравниваются и анализируются до­пущенные ошибки, наиболее важные и сложные моменты.

Чтобы облегчить задачу наблюдателям, для них подготавливается инструкция, где подробно указываются критерии отнесения фактов к той или иной категории единиц наблюдения, правила фиксации на­блюдаемых событий.

Результаты наблюдения должны быть определенным образом зафик­сированы, чтобы в дальнейшем можно было провести их обработку и анализ. Основное требование к фиксации результатов: запись долж­на вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемо­го события.

Запись либо заносится в один из документов наблюдения, либо осу­ществляется техническими средствами. Для структурированного на­блюдения задача фиксации событий облегчается подробной структу­рой рабочих документов, особенно если регистрируется наличие или отсутствие выделенного элемента наблюдения (в этом случае запись результатов ведется по принципу «плюс-минус»). При неструктури­рованном наблюдении фиксировать события сложнее, здесь не исполь­зуются жесткие формы записи, поэтому важно подобрать такую фор­му, которая позволяла бы идентифицировать наблюдаемые события отдельно от их интерпретации.

Действия наблюдателя в ходе полевых работ могут корректировать­ся руководителем группы, может расширяться или сужаться круг еди­ниц наблюдения, его продолжительность.

Процесс сбора информации может контролироваться различными спо­собами:

•    Проведением беседы с участниками ситуации.

•    Выполнением анализа документов.

•    Сравнением результатов разных наблюдателей.

•    Повторным наблюдением.

Когда наблюдения контролируются путем сравнением результатов разных наблюдателей, может быть увеличено число наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию, но ведущих записи неза­висимо друг от друга. Сравнение полученных ими результатов позво­ляет устранить влияние побочных факторов (субъективных и объек­тивных) и выявить неувиденные наблюдателями события.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.