рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Накопление денежного капитала

Первичное размещение государственных ценных бумаг осущес­твляется с помощью посредников. Среди последних главенствую­щее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде слу­чаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выпол­няют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома.

Курс государственных цен­ных бумаг, как и курс частных акций и облигаций, подвержен постоянным колебаниям под влиянием изменения ссудного процента и колебаниям спроса и предложения на эти бумаги. Так, во время затруднений на денежном рынке эти ценные бумаги падают в цене потому, что их массами выбрасывают на рынок с целью реализовать в деньгах.

В послевоенные годы обнаружилась явная тенденция к падению рыночных курсов государственных бумаг. Особенно значительное их падение произошло в период последних цик­лических кризисов в 1969—1970 гг. и в 1973—1975 гг., а также в начале 80-х гг. В целом за эти отрезки времени курс государственных облигаций в США понизился на 45%.

Возрастание государственного долга потребовало от прави­тельства промышленно развитых стран проведения специаль­ных мероприятий, направленных на поддержание курса госу­дарственных ценных бумаг и осуществляемых министерствами финансов и центральными банками. В целях постоянного фи­нансирования государства центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые институты скупали пра­вительственные обязательства и тем самым поддерживали от­носительную стабильность их курса.

Огромные размеры государственного долга наложили отпе­чаток на функционирование частной кредитной системы. В послевоенные годы изменился характер депозитов коммерческих банков и чекового обращения. В результате покупки государствен­ных ценных бумаг часть депозитов становится фиктивной, денежная масса отрывается от потребностей производства, а большая часть вновь выпущенных банкнот связана, как правило, с покупкой и продажей ценных бумаг. При этом надо учитывать, что значительная часть государственного долга, представленная краткосрочными векселями, превращается в депозиты или на­личные деньги и способствует развитию инфляции. Это яви­лось одним из важных факторов раскручивания инфляционной спирали в США и Западной Европе в 70-е и начале 80-х гг., когда отмечался наиболее высокий темп инфляции. В США он достигал в годовом исчислении 12—13%, а в Западной Европе доходил до 20% и более. Таким образом, повышение темпов инфляции в значительной степени вызвано непрерывным ро­стом бюджетного дефицита и государственного долга.

Большой удельный вес в долге краткосрочных обязательств усиливает зависимость правительственной фискальной полити­ки от частного рынка ссудного капитала. С одной стороны, сумма и сроки займов, уровень процента и способ их размеще­ния определяются конъюнктурой на рынке капитала, с другой правительство вынуждено часто прибегать к рефинансиро­ванию своей краткосрочной задолженности. В последнее время  более четко проявляется тенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и сокращению периодов его погашения, а погашение государственной задо­лженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным по своим размерам.

Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в государственном долге. С целью привле­чения средств различных промышленных, кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, неры­ночные, специальные выпуски.

Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими векселями, нотами и бонами.

Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпус­ка нерыночных бумаг состоит в широком привлечении денеж­ных сбережений населения.

В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные облига­ции над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя.

 Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры государственного долга, базирующуюся на гособлигациях раз­личных видов.

В целях дальнейшей мобилизации денежных средств насе­ления для финансирования и рефинансирования государствен­ного долга правительства промышленно развитых стран неод­нократно прибегали к выпуску «специальных займов», разме­щаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом, найдено еще одно сред­ство для принудительного изъятия сбережений населения и финансирования с их помощью государственных расходов раз­ного рода, включая и непроизводительные.

Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало резкое сокращение долгосрочных и увеличе­ние краткосрочных обязательств. Это послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях экономических трудностей, особенно инфляции, час­тный сектор весьма неохотно шел на приобретение долгосроч­ных государственных бумаг. Кредитно-финансовые институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее возвратить свои денежные фонды, предоставленные государст­ву. В связи с тем, что государственный долг носил в основном краткосрочный характер, правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно размещать но­вые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти мероприятия говорят о дальней­шем обострении проблемы долга на уровне правительства и затруднениях в системе государственных финансов.

Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетель­ствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгос­рочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условия­ми, существующими в стране.

Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые де­нежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и насе­ления спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные.

Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бу­магам со стороны частных кредитно-финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государ­ственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приоб­ретений государственных бумаг этими учреждениями, напри­мер в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнкту­ры. Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производ­ства определялись в основном военными заказами правительст­ва. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-финансовых институтов в государственные бумаги для покры­тия разбухших правительственных расходов военного времени.

В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент  по   частным  ценным  бумагам.   В  результате  начался перелив денежных фондов кредитно-финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с 50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткос­рочных облигаций, представляющих собой своего рода «лик­видный резерв».

Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в. только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные банки  создавали условия для размещения ценных бумаг путем изме­нения норм резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков. Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и 13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%., государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами. Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы денежного капи­тала, которые могли быть использованы для ускорения темпов экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое беспо­койство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями правительственных займов выражают мелкие кредитные уч­реждения (ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные со­юзы и пр.), так как возросшая эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются налоговыми поступления­ми и порождают огромные дефициты, нависшие над рын­ком капитала.

В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление государством.

Постоянное увеличение государственных расходов застав­ляет правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово-промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных капиталов. Что касается второго последствия, то госу­дарственные долги опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система стала необ­ходимым дополнением системы государственных займов, повышение государственного долга генерирует рост налогового бремени.


Роль  и   значение   гособлигаций  в  финансировании государства


Функциональные аспекты рынка государственных ценных бу­маг развитых стран включают следующие составные части (основ­ные функциональные составляющие):

- мобилизацию временно свободных денежных средств коммер­ческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения. Сосредоточение посред­ством государственных ценных бумаг на уровне государства денеж­ных ресурсов способствует главным образом снижению дефицита бюджета;

- использование государственных ценных бумаг в качестве ак­тивного регулятора денежно-кредитных отношений, в частности цен­тральные банки на их основе формируют денежно-кредитную по­литику, координируют денежное обращение;

- обеспечение ликвидности балансов кредитив-финансовых ин­ститутов за счет эффективной реализации потенциала, заложенно­го в государственных ценных бумагах.

Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, отражающая зарубежный опыт, охватывает:

-   инвестирование государственных целевых программ развития экономики;

- обеспечение ликвидности активов коммерческих банков и дру­гих кредитно- финансовых институтов;

-         покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;

-    погашение задолженностей по государственным займам.

В настоящее время в развитых странах государственные цен­ные бумаги являются главными источниками формирования и реа­лизации внутренней государственной задолженности. Эмиссии го­сударственных ценных бумаг в неоплаченные внутренние задолжен­ности колеблются в разных странах от 20 до 90%, например в Гер­мании эти значения достигают 40%, в США — 70%, Великобрита­нии — 90%.


Денежный капитал и фиктивный капитал


Ссудный капитал представляет собой специфический то­нер, который обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам, доходности кредита и ценных бумаг, что в конечном счете определяется спросом и предложе­нием.

Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет опреде­лить сущность, роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе своего развития, рынок ссудных капиталов пре­терпевает определенные изменения, важные с точки зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма накопления капитала.

Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов это историческая категория, которая появилась и развилась в усло­виях товарно-денежных отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства, причем с развити­ем это понятие усложняется и расширяется.

Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме обусловило развитие рынка ссудных капита­лов, который представляет собой сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения и спро­са на него. Формирование рынка ссудных капиталов способствовало появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного капитала и превращение непосредственно в ссуд­ный капитал.

Денежный капитал высвобождается в процессе воспроиз­водства, направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).

Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняет­ся от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. она не зави­сит от того, осуществляет ли банкир свое дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала, аккумулированного в его руках.

Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовло­жения, реализации научно-технического прогресса, обновле­нию основного капитала. В этом смысле рынок опосредует различные фазы производства, является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она получает допол­нительные денежные ресурсы для своего развития.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.