Назначение, область применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001
Министерство образования и
науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет
Институт инноватики
Доклад
«Назначение, область
применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001»
Кафедра «Системы качества»
Дисциплина «Внедрение и сертификация СМК»
Подготовил студент гр. 5221/2:
__________ Федорова
С.В.
Руководитель __________ проф. Цукуров О.А.
Санкт-Петербург
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГОСТ Р ИСО 9004-2001. 4
1.
Общие положения. 4
2.
Содержание стандарта. 5
3.
WriteDashes(10)
Область применения. 7
4.
Назначение стандарта. 7
5.
Сравнение с ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. 7
Связь
стандартов. 7
Сравнение
стандартов по разделам. 9
6.
Приложения стандарта. 13
Приложение
А. Рекомендации по самооценке. 13
Документирование результатов
самооценки. 15
Потенциальные преимуществами от
применения ГОСТ Р ИСО 9004 и самооценки 16
Общая схема процедуры самооценки. 17
Приложение
Б. Процесс постоянного улучшения. 19
Идеологию PDCA.. 20
7.
Совместимость с другими стандартами. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
ВВЕДЕНИЕ
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было
разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять
и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
®
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем
менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента
качества;
®
#M12293 0 1200015262 3271140448 4294967276 4292200620
3306974485 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО
9001-2001#S определяет требования к
системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо
продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую
требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и
направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
® #M12293 1 1200015261
3271140448 4294967276 4292200620 3779984885 247265662 4293218087 557313239
2960271974ГОСТ Р ИСО 9004-2001#S
содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и
эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является
улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других
заинтересованных сторон.
Международный
стандарт ИСО 9004 был разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 176 Менеджмент
качества и обеспечение качества, Подкомитет 2 Системы качества.
Постараемся
далее разораться в таких вопросах как область применения, назначение и
содержание данного стандарта. Кроме этого, определим отличительные и схожие
черты стандарта ИСО 9001 и стандарта ИСО 9004, а так же их связь между собой.
15
декабря 2000 г. Международная организация по стандартизации (International
Standard Organization, ISO) выпустила в свет новое официальное издание
стандартов серии ИСО 9000, которые заменили действовавшие с 1994 г. редакции
этих нормативных документов. Российские стандарты этой серии были утверждены
постановлениями Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст (ГОСТ Р ИСО
9000-2001), 333-ст (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и 334-ст (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) и
введены в действие с 31 августа 2001 г.
Стандарты
определяют основные принципы, которыми следует руководствоваться при оценке
качества производимых товаров и оказываемых услуг, независимо от того, какова
форма собственности производителя и что конкретно им производится (какие услуги
оказываются).
ГОСТ Р ИСО
9001–2001 является базовым нормативным документом, определяющим соответствие
деятельности организации требованиям СМК.
Стандарт ГОСТ Р
ИСО 9004-2001 регламентирует
требование непрерывного совершенствования СМК. Определяя стратегическое
направление развития СМК, он ориентирует деятельность организации на
непрерывное повышение результативности и эффективности системы менеджмента
качества, что и обеспечивает удовлетворенность потребителей и общества в целом
предоставляемыми товарами или услугами.
По сравнению с
ГОСТ Р ИСО 9001 цели в вышеуказанном стандарте расширены: в них включены
удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в
целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 применим к процессам организации, и, таким образом,
принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть
распространены на всю организацию.
Настоящее
второе издание ИСО 9004 отменяет и заменяет ИСО 9004-1:1994, которое было
технически пересмотрено. Наименование было модифицировано для отражения
завершенности системы менеджмента качества. Многие существующие международные
стандарты семейства ИСО 9000 будут проанализированы с целью отмены или
переиздания в качестве технических отчетов, так как многие их положения были
включены в настоящий международный стандарт.
Своеобразным
методическим пособием является стандарт ИСО 9004. Он содержит рекомендуемую
структуру системы качества, характеристики её основных элементов, требования к
организационной структуре, составу и содержанию данных, которые применяются в
системе качества. В ИСО 9004 рассмотрены экономические аспекты качества, статьи затрат на
качество, даются указания по проведению внутренних проверок (аудитов) качества,
позволяющих руководству организации оценить степень готовности к стабильной
поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям
потребителей.
Согласно
общим положениям ИСО 9004 успешная деятельность
любой организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
®
отвечает
чётко определённым потребностям, области применения или назначению;
®
удовлетворяет
требованиям применяемых стандартов и технических условий;
®
отвечает
требованиям общества (действующему законодательству и т.д.);
®
учитывает
требования защиты окружающей среды;
®
предлагается
потребителю по конкурентоспособным ценам;
®
является
экономически выгодной.
Главные отличия новой
версии от предыдущей обусловлены стремлением упростить практическое
использование стандартов, направлены на их лучшую гармонизацию и заключаются в
следующем.
В
стандарте ИСО 9001 минимизируется объем требований к системе качества.
Расширяется круг контролируемых ресурсов, в их число включены такие элементы,
как информация, коммуникации, инфраструктура. 20 элементов качества из
стандарта ИСО 9004 сворачиваются в 4 группы:
®
распределение
ответственности;
®
управление
ресурсами;
®
реализация
продукции и услуг;
®
измерения
и анализ.
Таким образом в ГОСТ Р ИСО 9004 состоит из следующих разделов:
1.
Область
применения
2.
Нормативная
ссылка
3.
Термины
и определения
4.
Система
менеджмента качества: 4.1 Менеджмент систем и процессов; 4.2 Документация; 4.3
Использование принципов менеджмента качества.
5.
Ответственность
руководства: 5.1 Общие рекомендации; 5.2 Потребности и ожидания
заинтересованных сторон; 5.3 Политика в области качества; 5.4 Планирование; 5.5
Ответственность, полномочия и информирование; 5.6 Анализ со стороны
руководства.
6.
Менеджмент
ресурсов: 6.1 Общие рекомендации; 6.2 Работники; 6.3 Инфраструктура; 6.4
Производственная среда; 6.5 Информация; 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7
Природные ресурсы; 6.8 Финансовые ресурсы.
7.
Процессы
жизненного цикла продукции: 7.1 Общие рекомендации; 7.2 Процессы, связанные с
заинтересованными сторонами; 7.3 Проектирование и разработка; 7.4 Закупки; 7.5 Операции
по производству и обслуживанию; 7.6 Управление измерительными и контрольными
приборами.
8.
Измерение,
анализ и улучшение: 8.1 Общие рекомендации; 8.2 Измерение и мониторинг; 8.3 Управление
несоответствиями; 8.4 Анализ данных; 8.5 Улучшение.
Приложения: А.
Рекомендации по самооценке; В. Процесс постоянного улучшения.
Настоящий
стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований,
приведенных в ИСО 9001, для рассмотрения, как результативности, так и
эффективности системы менеджмента качества и, следовательно, потенциала по
улучшению деятельности организации. По сравнению с ИСО 9001 цели, направленные
на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них
включены удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации.
WriteDashes(10)
WriteDashes(10)
Настоящий стандарт применим к процессам организации, и,
таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут
быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте
сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью
удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
WriteDashes(10)
Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не
предназначен ни для целей сертификации или заключения и использования в
контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по
внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.
Стандарт предназначен только для решения
задач в области внутреннего обеспечения качества и не применяется для целей
сертификации.
ГОСТ
Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001, в сравнении с предыдущими изданиями,
были разработаны как согласованная пара стандартов на системы
менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также
независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения,
они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их
использования как согласованной пары.
Основными
изменениями,
которые внесены в согласованную пару указанных стандартов на системы
менеджмента качества, являются:
·
новая
структура, основанная на процессах, и более логичная последовательность в
содержании;
·
введение
процесса постоянного улучшения как важный шаг совершенствования системы
менеджмента качества;
·
усиление
роли высшего руководства организации, включая его приверженность развитию и
улучшению системы менеджмента качества, рассмотрение законодательных и
нормативных требований и установление измеримых целей для соответствующих
функций и уровней организации;
·
введение
концепции "допустимых исключений" к стандарту как способ учета
широкого спектра организаций и видов деятельности;
·
требование
постоянно контролировать информацию по удовлетворению потребителей как
показатель работы их системы качества;
·
сокращение
объема необходимой документации;
·
изменения
в терминологии, призванные облегчить понимание стандартов;
·
повышенная
совместимость со стандартом на системы менеджмента окружающей среды;
·
конкретные
ссылки на принципы менеджмента качества;
·
рассмотрение
выгод и потребностей всех заинтересованных сторон;
·
добавление
концепции самооценки организации как стимула для улучшений.
ИСО
9001 направлен на обеспечение качества продукции и повышение удовлетворенности
потребителей, тогда как в ИСО 9004 дана более широкая перспектива менеджмента
качества для оказания методической помощи по улучшению деятельности.
ГОСТ
Р ИСО 9001-2001 может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая
органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять
требования потребителей, регламентов и собственные требования. В ИСО 9000-2001
говорится, что в #M12293 0
1200015262 3271140448 4294967276 4292200620 3306974485 247265662 4293218087
557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО 9001 установлены требования к системам менеджмента качества#S. Они являются общими и применимыми к
организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от
категории продукции. #M12293 1 1200015262 3271140448
4294967276 4292200620 3306974485 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ
Р ИСО 9001#S устанавливает
требования не к продукции, а к системе
менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего
применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он
направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении
требований потребителей.
Страницы: 1, 2, 3
|