При
разработке стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 были учтены принципы менеджмента
качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Проведем сравнительный анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 И 9004-2001
на примере двух разделов.
ü
Раздел
«4 Система менеджмента качества»:
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержит подраздел «4.1 Общие
требования». В нем перечислены требования, которым должна следовать организация
при внедрении системы менеджмента качества: “Организация
должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем
состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность
в соответствии с требованиями настоящего стандарта”. Пояснения по поводу
постоянного улучшения СМК приводятся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004. В нем
говорится о том, что следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии
систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и
эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Высшему
руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя”.
Стандарт обеспечивает концепцию внедрения системы качества, суть которой
заключается в том, чтобы сначала удовлетворить требования и нужды основной
заинтересованной стороны - потребителя, а затем успешно удовлетворять
требования всех остальных заинтересованных сторон. Понятие
"заинтересованные стороны" включает в себя: потребителей и конечных
пользователей; работников организации; владельцев (инвесторов); поставщиков и
партнеров; общество.
Рассмотрим подраздел «4.2 Документация». Стандарт ГОСТ Р ИСО
9001-2001 включает пункт «4.2.1 Общие требования»:
“Документация системы менеджмента качества должна включать: а) документально
оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по
качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г)
документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования,
осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим
стандартом”. Далее перечисляются требования, которым должна соответствовать вся
документация СМК организации.
Из ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Характер
и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и
другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других
заинтересованных сторон, а также устраивать организацию”. В стандарте
приводятся рекомендации для учета руководством, с целью обеспечения
документации, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон.
Кроме этого, рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем
стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. Эти принципы
были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения
деятельности организации.
ü
Раздел
«6. Менеджмент ресурсов»:
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.1. Обеспечение ресурсами»: Организация
должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для: а) внедрения и
поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также
постоянного повышения ее результативности; б) повышения удовлетворенности
потребителей путем выполнения их требований. В это время в ГОСТ Р ИСО 9004-2001
говорится о наличие ресурсов для функционирования и
улучшения системы менеджмента качества, а также удовлетворения потребителей и
других заинтересованных сторон. К ресурсам можно отнести работников,
инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и
партнеров, природные и финансовые ресурсы.
Роль персонала в построении СМК, безусловно, является
определяющей. В разделе «6.2 Человеческие ресурс» ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы
общие требования к персоналу: «6.2.1 Общие положения»: “Персонал, выполняющий
работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии
с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом”. Без уважения и
соблюдения персоналом требований, обусловленных политикой и нормативной
основой, построить эффективную СМК в принципе нельзя. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следует улучшить результативность и
эффективность организации, в том числе систему менеджмента качества, через вовлечение
работников и их поддержку. В качестве помощи в достижении целей улучшения своей
деятельности организации необходимо поощрять вовлечение и развитие своих
работников посредством признания и вознаграждения; постоянного анализа
потребностей своих работников и другого, в том числе постоянного анализа
потребностей своих работников”.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.3
Инфраструктура»: “Организация должна определять,
обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для
достижения соответствия требованиям к продукции”. В ГОСТ Р ИСО
9004-2001: “Руководству следует определить
инфраструктуру, необходимую для процессов жизненного цикла продукции, учитывая
в то же время потребности и ожидания заинтересованных сторон”. Процесс определения
инфраструктуры проводится не только с точки зрения целей, функциональности, но
и исходя опять таки из потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.4
Производственная среда»: “Организация должна создавать производственную среду,
необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять
ею”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководство должно обеспечивать позитивное
влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность и работу
персонала с целью улучшения деятельности организации”.
WriteDashes(10)
WriteDashes(10)
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 не содержит прямых указаний по
управлению финансами. Однако, другой стандарт той же серии - ГОСТ Р ИСО
9004-2001 определяет, что менеджмент ресурсов включает деятельность по установлению
потребностей в финансовых ресурсах и их источников в подразделе «6.8 Финансовые
ресурсы». Например, контроль за финансовыми ресурсами включает сравнение
фактического применения с плановым и принятие необходимых действий. Нельзя не
согласиться с мнением многих специалистов в области менеджмента качества:
система управления финансами является составной частью СМК. Ни один из
процессов системы не сможет быть эффективным, если он не будет обеспечен всеми
необходимыми видами ресурсов, в том числе финансовыми точно в срок и в
необходимом объеме.
Японские
предприниматели одними из первых поняли, насколько важно в условиях ужесточения
конкуренции правильно организовать и использовать информационные потоки. В ИСО
серии 9000:2001 информация также считается важнейшим ресурсом предприятия и ей
отводится второе по значимости место после человеческих ресурсов. В ГОСТ Р ИСО
9004-2001 подраздел «6.5 Информация», хотя информация и ставится лишь на
четвертое место, однако она рассматривается как фундаментальный источник
развития базы знаний организации, необходимой при принятии решений и способной
стимулировать нововведения.
ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 рассматривает кроме вышеперечисленных
подразделы: 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы. Таким образом
стандарт содержит рекомендации по более широкому
спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001,
особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее
эффективности и результативности, а следовательно, и потенциала по улучшению
всей деятельности организации.
В результате сравнительного анализа вышеуказанных стандартов
можно сделать следующий вывод: в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержаться общие
требования по построению СМК, которые организация должна неукоснительно
выполнять. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 носит рекомендационный характер. В этом
стандарте по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на
удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены
удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в
целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для
организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения
деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Информация,
обозначенная как "Примечание" в стандарте ГОСТ
Р ИСО 9004-2001, является методическим указанием по пониманию или
разъяснению.
Никто, кроме нас самих,
не знает всех своих сильных и слабых сторон. Самоанализ дает
возможность увидеть все достоинства и недостатки Вашего бизнеса,
рассмотреть их с разных сторон и найти направление,
в котором двигаться, чтобы избавиться от недостатков и усилить
достоинства. Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию
деятельности компании.
Самооценка
- это
всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о
результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы
менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации.
Цель
самооценки
заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах,
касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.
Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а
также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.
В
настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям
системы менеджмента качества. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в
применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента
качества организации и определения основных областей для улучшения.
Особенности
метода по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:
- применяться ко
всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;
- применяться к
организации в целом или ее части;
- быть быстро осуществлен внутренними средствами;
- быть осуществлен многопрофильной группой или одним
работником организации при поддержке высшего руководства;
- сформировать
входные данные для более всестороннего процесса
самооценки системы менеджмента;
- определить и
облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;
- способствовать
развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.
Метод самооценки,
изложенный в настоящем стандарте, предназначен для оценивания уровней развития
системы менеджмента качества по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004
посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система -
cистематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты
слабые или непредсказуемые) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности -
значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении
с продемонстрированными достижениями).
В
приложении стандарта приведены рекомендации в форме обычных вопросов, которые
организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому
основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004. Всего в стандарте дано 27 вопросов. Номера
подразделов даны в круглых скобках. Пример типичных вопросов для самооценки
приводится ниже.
Вопрос:
Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2):
a.
Как организация определяет потребности и
ожидания потребителей на постоянной основе?
b.
Как организация определяет потребности
работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и повышении
квалификации?
c.Как организация
принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со
своими поставщиками?
d.
Как организация определяет потребности и
ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке
целей?
e.Как организация
добивается учета законодательных и регламентирующих требований?
Настоящий
подход к самооценке не заменяет внутреннего аудита
системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по
качеству.
Модели
премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон
детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Самооценка обеспечивает
удобный подход к оценке уровня развития организации, базирующийся
на разделах 4-8 настоящего стандарта. Каждой организации необходимо разработать
комплекс вопросов по тем пунктам настоящего стандарта, которые соответствуют ее
потребностям.
Существует много
способов формализации вопросов по самооценке для оценивания деятельности,
определения рейтингов развития и регистрация возможных действий по улучшению.
Один из способов приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Пример записи результатов
самооценки
|