рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Неопределённость и риск в предпринимательстве

В целях финансирования дорогостоящих амбициозных проектов банки стали все чаще привлекать крупные синдицированные кредиты на зарубежных рынках, не сознавая в полной мере масштабов валютного риска.
Первым серьезным ударом по иллюзиям стал осенний кризис 1997 г., который привел к массовому выводу средств зарубежными инвесторами, и в конечном итоге обеднил российский фондовый рынок. Падение цен акций, повышение ставки рефинансирования, возобновившийся рост доходности ГКО и начавшееся снижение кредитного рейтинга России заставила участников рынка обратить серьезное внимание на рыночные и страновые риски. Однако драматизм заключается в том, что ухудшение инвестиционного климата и общего состояния финансовой системы происходило стремительнее, чем внедрение организационных, методологических и технических нововведений для контроля за рисками на уровне отдельных компаний. Так, совокупный объем срочных обязательств к середине лета 1998 г. превышал 100 млрд. долларов США!
         В поисках ресурсов для дальнейшего развития банки стали выходить на международные рынки капитала, привлеченные сравнительно невысокими процентными ставками по внешним заимствованиям. К этому их подталкивала, с одной стороны, гарантированная государством стабильность рубля, а с другой - крайняя скудность внутренних сбережений в экономике. Основными способами получения внешнего финансирования выступали синдицированные кредиты иностранных банков под залог пакетов российских валютных облигаций или акций приватизированных предприятий, а также выпуск собственных долговых бумаг. Привлеченные валютные средства обычно вкладывались в более доходные в то время рублевые активы, что также повышало уязвимость банков перед валютными рисками.
         Банковский сектор России оказался прочно увязшим в обязательствах перед иностранными контрагентами и кредиторами, возможность исполнения которых напрямую зависела от стабильности курса рубля и положения на рынке государственных облигаций. Осознавая масштабы валютного риска, банки стремились всяческим способом добиться превышения валютных активов над валютными обязательствами. По данным Центра развития, на 1 августа 1998 г. впервые за последние несколько лет активы российской банковской системы в иностранной валюте на 1 млрд. долларов США превысили пассивы. Тем не менее, этот процесс не сопровождался сокращением общей суммы обязательств банков перед зарубежными кредиторами, которые к 1 июля 1998 г. достигли 8 млрд. долларов, причем 75% всей задолженности было сосредоточено в 20 крупнейших банках. Прирост валютных активов был достигнут в основном за счет увеличения доли кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитования предприятий и населения, что означало перевод валютных рисков с банков на заемщиков. Неизбежным результатом такого подхода стало увеличение кредитных рисков, что проявилось в массовом невозвращении валютных кредитов после девальвации рубля.
         По данным ассоциации российских банков, совокупные убытки российских коммерческих банков по итогам 1998 г. составили 35 млрд. рублей. С начала кризиса в августе 1998 г. совокупный капитал банков сократился на 40%. Чистые активы снизились более чем на 100 млрд. рублей. Активы банков, находящихся в критическом положении, выросли с 5% совокупных активов банковской системы в докризисный период до 25% на февраль 1999 г. Только 60% банков оказались способными продолжать операции после кризиса.
         После августовского кризиса в финансовой системе России обострились взаимообусловленные проблемы нестабильности и неразвитости банковской системы. После преодоления наиболее острых проявлений кризиса, банковская система пребывает в состоянии поиска путей выживания. Перед лицом опасности сжатия банковского сектора, который и так уже слишком мал, чтобы быть эффективным, Центральный Банк предпочитает мириться с риском, присущем существующей системе, из-за ее чувствительности к ужесточению регулирования (например, повышению нормативов достаточности собственного капитала банка). В условиях извечной дилеммы "стабильность - эффективность" Центральный Банк склоняется в краткосрочном периоде после кризиса к первой из альтернатив (во многом по соображениям социальной стабильности), однако в долгосрочном периоде ему неизбежно придется сместить акцент на стимулирование эффективной деятельности банковского сектора. Ответом регулирующего органа на уменьшение стабильности системы неизбежно должно стать более жесткое регулирование банковских рисков.
         Контуры обновленной банковской системы только начинают прорисовываться, однако есть основания считать, что одним из ее стержневых элементов станет обязательная практика контроля за рисками, основанного на точных количественных оценках. Дальнейшая интеграция отечественных банков в мировое финансовое сообщество невозможна без принятия международных стандартов в сфере управления финансовыми рисками. В этом направлении действует и Центральный Банк РФ, в частности, издав положение и приказ от 28 августа 1998 г. об организации службы внутреннего контроля в банках, в функции которой входит обеспечение постоянной количественной оценке рисков и контроль за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности.
         Таким образом, точная количественная оценка рисков становится не только насущной необходимостью, но и необходимым условием выхода на международные рынки.
         Кризис 17 августа 1998 г. сыграл и своего рода очистительную роль. Вместе с крупнейшим банками рухнули и сложившиеся стереотипы, недооценивавшие влияние рисков и необходимость научно обоснованного управления ими. В посткризисный период очень важно заложить правильные основы для будущего роста, поэтому, задача развития культуры риск-менеджмента в России становится сейчас определяющей.
         Так, ответом на сложившуюся экономическую стало создание в феврале 1999 г. российского отделения Международной ассоциации специалистов по управлению рисками (GARP). Главная цель ассоциации - объединение профессионалов риск-менеджмента, предоставление им единого информационного пространства для общения. Другим событием стало открытие Риск-лаборатории, учрежденной Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова и компанией Algorithmics Inc. - мировым лидером в области консалтинга, исследований и разработки программных продуктов для оценки и управления рисками. [15]

 

2.3.  Анализ риска на примере ЮКОСа

 

Экономические последствия недавнего ареста бывшего Председателя Правления ОАО "НК ЮКОС" (ВВ/СreditWatch, Негативный/-) отражают политическую и правовую уязвимость Российской Федерации. Хотя скандал, связанный с Михаилом Ходорковским, не рассматривался Standard & Poor's как основание для изменения суверенного рейтинга, он высветил косвенные страновые риски, которым подвержены российские компании. Кроме того, дело НК ЮКОС подчеркивает значимость результатов думских выборов, назначенных на 7 декабря 2003 г.: от степени приверженности нового состава Думы курсу реформ в сфере законодательства и регулирования во многом зависят прочность и стабильность фундамента российской экономики.

"Арест и отставка г-на Ходорковского, замораживание акций компании и последующее падение российского фондового рынка сами по себе не оказывают негативного влияния на рейтинг России, но эти события еще раз показывают, что мы имеем в виду, постоянно отмечая, что недостаточно развитые политические институты, слабая правовая система и явные разногласия между политическими деятелями ограничивают существующий суверенный рейтинг, - заявила кредитный аналитик Standard & Poor's Хелена Хессел. - Дело НК ЮКОС может привести к значительному оттоку капитала и соответственно к спаду экономической активности, и, хотя на данный момент мы считаем такой сценарий маловероятным, его реализация могла бы стать поводом к рассмотрению возможности понижения суверенного рейтинга или изменения прогноза по этому рейтингу".  [17]

"В ближайшей перспективе последствия дела НК ЮКОС, безусловно, будут негативными, - добавила г-жа Хессел. - Насколько негативным окажется долгосрочный экономический эффект, сейчас сказать трудно. Базовый сценарий Standard & Poor's предполагает, что после первой бурной реакции инвесторов ситуация войдет в норму, не нанеся серьезного ущерба запасам ликвидности России и ее экономическому росту: оба эти показателя высоки благодаря значительному объему и росту нефтедобычи и благоприятной ценовой конъюнктуре мировых рынков энергоресурсов".

Не прошло и недели после ареста российскими властями г-на Ходорковского по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов, как Генеральная прокуратура арестовала 44% акций НК ЮКОС, контролируемых г-ном Ходорковским и другими лицами (впоследствии 4,5% акций были освобождены из-под ареста), в результате чего 31 октября Standard & Poor's поместило долгосрочный кредитный рейтинг "ВВ" НК ЮКОС - крупнейшей российской нефтяной компании - в список CreditWatch с негативным прогнозом. Позднее Standard & Poor's подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги России на уровне "BB" по обязательствам в иностранной валюте и на уровне "BB+" по обязательствам в национальной валюте, заметив, что существующие рейтинги уже учитывают риск таких событий, как дело НК ЮКОС.

Российская экономика защищена от шоков, подобных аресту г-на Ходорковского, благодаря значительному запасу ликвидности и гибкости налогово-бюджетной системы в краткосрочной перспективе. "Однако в долгосрочной перспективе кредитоспособность России будет зависеть от ее готовности принять законы и проводить политику, которые позволили бы разделить бизнес и политику, - отметила г-жа Хессел. - Риски возрастут, если политическая и экономическая системы России будут по-прежнему определяться отдельными личностями, а не сильными институтами".

Замораживание акций НК ЮКОС увеличило риски для кредиторов компании, поставив под угрозу права собственности и процедуры управления НК ЮКОС и объединяющейся с ней "Сибнефти", 92% акций которой принадлежит НК ЮКОС. Чтобы вывести НК ЮКОС и "Сибнефть" из списка CreditWatch, Standard & Poor's потребуется тщательно изучить следующие вопросы:

·   Степень вмешательства органов власти в деятельность менеджмента и процесс управления. У НК ЮКОС сильная команда менеджмента и одна из лучших в России систем корпоративного управления. Компания - лидер российской нефтяной отрасли по производственной эффективности. Вопрос в том, достаточно ли собственно "корпоративных" факторов, чтобы нейтрализовать негативный эффект политического давления и риски, связанные с уголовными и налоговыми расследованиями.

·                    Лицензии на разработку месторождений углеводородов и права собственности на ключевые дочерние предприятия. Лишение компании лицензий или оспаривание прав собственности на ключевые производственные активы - это крайности, которые едва ли отвечают интересам какой-либо из сторон, но которые, тем не менее, нельзя полностью исключить. Согласно российскому законодательству, основные средства, используемые на месторождении, принадлежат компании, имеющей лицензию на его разработку, однако нефть в недрах принадлежит государству. Случаев отзыва крупных лицензий в новейшей истории России еще не было.

·                    Ликвидность и возможность выхода на финансовые рынки. НК ЮКОС имеет значительные резервы ликвидных активов и высокую долю долгосрочных обязательств, однако доступ компании к заимствованиям на мировом финансовом рынке в ближайшее время может быть затруднен. Тем не менее Standard & Poor's будет тщательно следить, не нанесет ли тактика Генеральной прокуратуры ущерба финансовым активам компании и не приведут ли они в действие оговорку о так называемом "существенном ухудшении условий" в кредитных договорах НК ЮКОС.

·                    Обвинения в налоговых нарушениях. В отношении НК ЮКОС и ее акционеров проводится налоговое расследование. Хотя у компании устойчивая структура баланса и высокие денежные потоки, неизвестно, какую сумму налогов придется дополнительно заплатить и насколько может увеличиться эффективное налоговое бремя компании.

·                    Любые дальнейшие изменения в финансовой политике, структуре собственности и структуре управления компании.

Дело НК ЮКОС обнажает косвенные страновые риски, которым подвергаются и другие компании, базирующиеся в России. "Слабая нормативно-правовая система России и выборочное применение законодательства остаются серьезными рисками для всех российских компаний, - заявила кредитный аналитик Standard & Poor's Елена Ананькина. - В результате - слабая защита прав собственности и контрактных прав, а также потенциальная неопределенность в налоговой сфере. Иногда компании могут использовать государственный аппарат для оказания правового давления на своих конкурентов. Слабость институциональных структур оборачивается опасной персонификацией отношений между бизнесом и правительством. Это особенно актуально для компаний с концентрированной акционерной структурой, чрезмерно зависимых от небольшой группы лиц. В такой ситуации кредиторы могут оказаться жертвами выяснения чужих отношений, не имея достаточной возможности защитить свои интересы".

Косвенные страновые риски учитываются при присвоении рейтинга любой российской компании. Как правило, чтобы присвоить российским компаниям такой же рейтинг, как и компаниям, работающим в более стабильных условиях, Standard & Poor's требует более устойчивых финансовых показателей и характеристик бизнеса, которые компенсировали бы более высокие страновые риски России. В случае НК ЮКОС расследования, проводившиеся летом 2003 г., "вписывались" в рейтинг компании и не оказывали существенного влияния на производственную и финансовую деятельность компании, а также на процесс слияния с "Сибнефтью". Однако факт замораживания акций рассматривается Standard & Poor's как опасность, выходящая за рамки общего странового риска, заложенного в рейтинг НК ЮКОС. Поэтому рейтинг компании был помещен в список CreditWatch с негативным прогнозом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.