"В краткосрочной перспективе
дело НК ЮКОС может негативно повлиять на способность других российских
компаний-эмитентов привлекать средства на мировом рынке капитала, - считает
г-жа Ананькина. - Кроме того, есть все основания ожидать роста эффективной
налоговой нагрузки - особенно в добывающих отраслях - из-за воспринимаемого или
реального повышения рисков, связанных с применением различных механизмов
налоговой оптимизации".
Оценивать более отдаленные и еще не
проявившиеся последствия дела НК ЮКОС для условий ведения бизнеса в России пока
рано. Standard & Poor's будет особенно пристально следить за появлением
каких-либо признаков повышения рисков, таких как:
·
сокращение
доступа к мировому рынку капитала в среднесрочной перспективе;
·
неблагоприятные
изменения законодательства и регулирования в области налогообложения, добычи
полезных ископаемых, деятельности акционерных обществ. В сфере повышенного
внимания Standard & Poor's будут практика правоприменения и степень
вмешательства властей в дела компаний;
·
негативные
изменения практики корпоративного управления в стране и стимулов к повышению
прозрачности и раскрытию информации;
·
сокращение
притока иностранных инвестиций, особенно в нефтяной отрасли;
·
последствия
для макроэкономической стабильности страны.
Государственное участие не
обеспечивает компаниям защиту от косвенных страновых рисков. Оно может стать как
положительным, так и отрицательным рейтинговым фактором. Рейтинги частных и
государственных российских компаний основываются преимущественно на их
собственных кредитных характеристиках, поскольку Standard & Poor's не
ожидает, что правительство окажет своевременную финансовую помощь компаниям,
испытывающим финансовые трудности, и поскольку Standard & Poor's никогда не
сталкивалось с ситуациями, когда поддержка государства была бы на пользу
кредиторам таких компаний. В свою очередь, государственное участие может
оказывать негативное влияние на собственные кредитные характеристики компании.
"Как правило, государство заинтересовано в продолжении производственной
деятельности компаний, а не в том, чтобы непременно избежать корпоративного
дефолта, который необязательно предполагает банкротство или ликвидацию, -
отметила Елена Ананькина. - Дело НК ЮКОС показало, насколько мало внимания
уделяется правам инвесторов. Поэтому можно предположить, что в случае дефолта
компании власти могут предпринять меры административного воздействия для защиты
самих компаний-неплательщиков или их активов от требований кредиторов и
необязательно окажут финансовую помощь, позволяющую удовлетворить требования
кредиторов".
В сегодняшнем контексте
государственное участие может означать меньший риск, связанный с кампанией
"борьбы с олигархами". Оно может быть потенциально благоприятным для
бизнес-профиля компании, а иногда даже способствовать получению политически
мотивированных кредитов у принадлежащих государству банков, таких как Сберегательный
банк Российской Федерации (Сбербанк; рейтинга нет). Однако позитивный эффект
этих факторов в значительной мере сводят на нет другие виды страновых рисков:
политизированная и непрозрачная система регулирования, а также необходимость
"политических" инвестиций и операций. Например, на рейтинге ОАО
"Газпром" (В+/Позитивный/-) негативно сказывается чрезвычайно
"дорогостоящее" государственное регулирование, особенно крайне низкие
внутренние цены на газ, которые устанавливаются главным образом исходя из политических
и социальных соображений. Сдерживающее влияние на уровень рейтингов ОАО
"Татнефть" (В/Стабильный/-) и ЗАО "АК АЛРОСА"
(В/Стабильный/-) оказывает то обстоятельство, что обе эти компании имеют тесные
и не совсем прозрачные связи с региональными властями. "В условиях
недостаточно развитой политической системы России политические связи могут
приносить краткосрочные выгоды, - отметила Елена Ананькина. - Однако едва ли их
можно рассматривать как долгосрочный позитивный рейтинговый фактор, поскольку политическая
машина не монолитна, а на смену деятелям, стоящим у власти сегодня, завтра
могут прийти новые люди".
В зависимости от того, как будут
развиваться события вокруг дела г-на Ходорковского, считает г-жа Хессел,
российские избиратели могут воспринять арест и замораживание активов как удар
по олигархии и по результатам сомнительной приватизации середины 1990-х годов
или как возврат к жесткой системе правления, напоминающей коммунистические
времена. Расклад голосов избирателей на предстоящих думских выборах может быть
разным в зависимости от того, в какой степени электорат поддержит позицию
президента Путина - даже несмотря на несомненно мощное влияние кремлевской
политической машины на процесс и результаты выборов.
"За последние три года Россия
добилась значительных успехов в сфере корпоративного управления, повышения
прозрачности и раскрытия информации в основном благодаря реформе
нормативно-правовой базы, а также проявленной целым рядом компаний инициативе
по изменению неэффективного советского и раннего постсоветского стиля
управления на более прозрачный западный стиль, - отметила г-жа Хессел. -
Принятие нового, более современного Налогового кодекса, Земельного кодекса,
усовершенствование системы тарифного регулирования и валютная либерализация - это
лишь несколько примеров. От того, кто займет места в новой Думе после выборов,
зависит судьба дальнейших столь необходимых стране реформ, таких как новое
антимонопольное и банковское законодательство, реформа энергетики: они будут
либо успешно проведены, либо свернуты, а это, в свою очередь, может оказать
непосредственное влияние на суверенные рейтинги. Чтобы оценить вероятность и
темпы проведения ряда реформ, нам необходимо будет понять соотношение сил новой
Думы. Многие из этих реформ имеют основополагающее значение для развития
экономики в будущем".
По мнению г-жи Хессел, до сих пор
Дума в основном поддерживала Президента Путина. "Хотя в России весьма
сильная система президентского правления, эта система предполагает
взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти, - заметила она.
- Это особенно важно, если Дума будет продвигать реформы, направленные на
решение проблем, связанных с интересами бизнеса и финансовых кругов, а также с
сокращением раздутого штата низкооплачиваемых чиновников, которые тормозят
экономический рост, препятствуют повышению эффективности экономики и подвержены
коррупции. Разумеется, эффективная реализация реформ не менее (если не более)
важна, чем принятие соответствующих законов".
Заключение
1.
Риск
возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем
меньше информации о ней имеется. В этих условиях предприниматель должен помнить
о том, что основная его задача не отказ от риска вообще, а выборы решений,
связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов
может действовать предприниматель, идя на риск.
2.
Существует
множество классификаций риска, но наиболее распространенными из них являются
следующие: политический, производственный, коммерческий, финансовый, технический,
отраслевой и инновационный.
3.
Кроме
того риск выполняет четыре функции, а именно: инновационную, регулятивную,
защитную и аналитическую.
4.
Необходимо
помнить, что нужно не избегать риска, а уметь снизить вероятность его
возникновения, что возможно при правильной управленческой работе, которая
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и
заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект
предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации
(анализ риска и его оценка, составление бизнес плана, страхование и т.д.).
5.
Каждый
предприниматель должен соблюдать следующие правила:
·
Нельзя
рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
·
Надо
думать о последствиях риска;
·
Нельзя рисковать
многим ради малого;
·
Положительное
решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
·
При
наличии сомнений принимаются отрицательные решения;
·
Нельзя
думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие.
Необходимо
помнить, что принятие предпринимателем оптимального решения – залог успеха
деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и
позволяет получить высокий конечный результат.
6. Риск в
России приобретает свой специфический характер. Это связано как с законодательством,
так и с условиями перехода от централизованной системы управления к рыночной,
что создает трудности не только для отечественных предпринимателей, но главным
образом для иностранных. Однако есть и положительные моменты, которые
выражаются в развитии деятельности негосударственных охранных, детективных,
консалтинговых услуг, наличие которых помогает предпринимателям в развитии их
деятельности.
7. В
условиях неопределенности выживают те организации, которые являются более
гибкими и мобильными в изменяющейся рыночной ситуации. Т. е., действующий на
рынке предприниматель, чтобы организовать в современных условиях доходное дело,
должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в
области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации
производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу,
владельцами капитала.
8. Кроме
того, в уменьшении предпринимательского риска важную роль играет государство.
9. С одной
стороны риск имеет опасность для предпринимательской деятельности, но с другой,
как и конкуренция, несет очистительную функцию, т. е. помогает рынку очиститься
от немобильных организаций, способствует при правильном подходе к риску,
развитию экономики.
Список используемой литературы.
1. Овчинников Г.П. Микроэкономика
Макроэкономика. СПб.1997.С.Фишер. Экономика.
2. Самуэльсон. Economics
3. Балабанов И.Т. Финансовый
менеджмент. М.1994
4. "Финансово-кредитный
словарь", т.3, Москва, 1994 г.
5. В.Д. Камаев, Б.И.Домненко. Основы
рыночной экономики.
6. Хоскинг А. Курс предпринимательства.
М: 1993
7. В.М Усоскин "Современный
коммерческий банк"
8. . Алексашенко С. «Банковский кризис:
туман рассеивается?», журнал «Вопросы экономики», 1999, №5. – с. 4-42
9. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.Л.
«История экономических учений» - М.: НГА, 2000. – 250 с.
10. Долан Э. Дж., Линдсей Д.
«Рынок. Микроэкономическая модель». –
С.-Пб., 1992. – 496 с.
11. Дынкин А.А.
«Предпринимательство в конце XX века.»
- М.: Наука,1992. – 312 с
12. Лобанов А.,
«Риск-менеджмент», журнал «Риск», № 4, 1999. – с. 43-52
13. Лобанов А.,
«Риск-менеджмент» (продолжение), журнал «Риск»,
№ 5, 1999. – с.
45-56
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|