рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Оценка эффективности инновационного проекта

Оценка эффективности инновационного проекта

Московский Государственный Университет

Инженерной Экологии

_______________________________________________________________



Кафедра «Менеджмент»



 






Курсовой проект

 

По дисциплине

Инновационный менеджмент



 

На тему:

«Оценка эффективности инновационного проекта»








Студент: Золотцева Н.В.

Группа №592

Вариант №10

 

Руководитель: Лапшина О.В.










МОСКВА 2001 г.

Содержание

 


1)         Теоретическая часть

1.1            Введение -------------------------------------------------------3 стр.

1.2.          Основы государственного регулирования
инновационной деятельности -----------------------------5 стр.

1.3.          Механизм формирования государственной
 инновационной политики ---------------------------------7 стр.

1.4.          Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах -----------------------------------------8 стр.

1.5.          Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности------------------------------12 стр.

1.6.          Государственные заказы-------------------------------------14 стр.

1.7.          Особенности государственного регулирования
 инновационной деятельности в Российской
Федерации-------------------------------------------------------15 стр.

2)         Расчетная часть

Оценка эффективности инвестиционного проекта--------------------18 стр.

2.1. Расчет показателей по годам----------------------------------21 стр.

2.1.1. Расчет денежного потока ----------------------------21 стр.

2.1.2. Расчет инвестиционных вложений ----------------23 стр.

2.2. Расчет показателей эффективности --------------------------23 стр.

2.2.1. Расчет дисконтированных величин денежного
 потока и инвестиционных вложений -------------23 стр.

2.2.2. Расчет показателей эффективности ----------------24 стр.

2.3. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта---------------------------------------26 стр.

Оптимизированный инновационный проект

2.4. Расчет показателей по годам-----------------------------------30 стр.

2.4.1.Расчет денежного потока ------------------------------30 стр.

2.4.2. Расчет инвестиционных вложений -----------------32 стр.

2.5. Расчет показателей эффективности---------------------------32 стр.

2.5.1. Расчет дисконтированных величин денежного
 потока и инвестиционных вложений--------------32 стр.

2.5.2. Расчет показателей эффективности-----------------33 стр.

2.6. Анализ показателей эффективности  и оценка
 эффективности оптимизированного
инновационного проекта----------------------------------------34 стр.

Заключение --------------------------------------------------------------35 стр.

Библиография -----------------------------------------------------------37 стр.


1.                Теоретическая часть


Государственное регулирование инновационной деятельности



1.1.         Введение


Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

«В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.»[1]

Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества..

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

В этой связи, мне кажется целесообразным поподробнее остановиться на методах государственного регулирования инновационной деятельности.


1.2.        Основы государственного регулирования инновационной деятельности


«Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций»[2]. Таким образом орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. С другой стороны, организация может и не изменять свое поведение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органами государственного управления действия, а может и «обойти» установленные препятствия, изменив методы или сферу деятельности.

Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие:

§        освоение новых рынков;

§        кооперация с другими организациями;

§        улучшение качества продукции;

§        поиск партнеров и кредитов и т.д.

При уменьшении возможностей реакции организации будут следующие:

§        сокращение ресурсного потенциала;

§        свертывание деятельности;

§        снижение уровня рисковости;

§        отказ от заказов с низкой эффективностью;

§        свертывание инвестиций;

§        банкротство или самоликвидация;


В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана у краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.

В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок в том числе на внешнем рынке.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются следующие:

Ø     аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

Ø     координация инновационной деятельности;

Ø     стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

Ø     создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

Ø     кадровое обеспечение инновационной деятельности;

Ø     формирование инновационной инфраструктуры;

Ø     институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

Ø     обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

Ø     повышение общественного статуса инновационной деятельности;

Ø     региональное регулирование инновационных процессов;

Ø     регулирование международных аспектов инновационных процессов[3].

Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.

Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.

«Государство формирует цели и принципы в области своей политики и собственные приоритеты в инновационной и научной сферах.»[4] При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности.

Рассмотрим механизм формирования государственной инновационной политики.



1.3.        Механизм формирования государственной инновационной политики


Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства[5]. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения.

Сопоставление фактического состояния инновационной сферы и целей государственной инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами.

Не соответствующая целям государственной инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами.


Определение целей политики государства базируется на принципах и механизме реализации этой политики. К основным принципам государственной политики в научной и  инновационной деятельности относятся:

q      свобода научного и научно-технического творчества;

q      правовая охрана интеллектуальной собственности;

q      интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;

q      поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

q      концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;

q      стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

q      развитие  международного научного инновационного сотрудничества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.