1.4.
Формирование
государственной инновационная политики в зарубежных странах
Механизм формирования и реализации
научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества
различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций
государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой.
Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития
производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к
учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
К особенностям реализации научной и
инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на
исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является
лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и
США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят
Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран
высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд
других европейских стран и Тайвань.
По уровню и формам поддержки в мировой
практике принято выделять:
ü
государственные стратегии активного вмешательства;
ü
децентрализованного регулирования;
ü
смешанные.
При осуществлении стратегии
активного вмешательства государство признает научную,
научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими
факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание
данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во
внешней политике государства.
Так, в Японии, руководствующейся
данной стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного
управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет
ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании
многих важных программ и проектов.
Стратегия активного вмешательства
наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим
организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную
деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.
Стратегия децентрализованного
регулирования более сложный механизм участия
государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту
стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие
директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.
Например, государство предлагает в
экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и
создает инфрастуктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие
повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы;
выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на
нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и
прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США,
Великобритании и ряде других стран.
В отличие от стратегии активного
вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов
научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии
децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и
инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство
стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для
этой деятельности.»[6]
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет
государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого
экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к
государственным предприятиям государство использует стратегию активного
вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования.
Подобная практика получила распространение в Швеции.
«В США, с помощью крупномасштабных
целевых проектов государственное регулирование инновационных процессов
осуществляется в следующих основных направлениях:
v
стимулирование создания венчурных фирм и
исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том
числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных
исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных
корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов
инновационной деятельности Национальным научным фондом США;
v
бесплатная выдача лицензий на коммерческое
использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и
являющихся собственностью федерального правительства;
v
льготное кредитование и выдача грантов мелким
фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным
фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими
инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность
финансирования;
v
формирование государственной инновационной
инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором
государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
v
мониторинг и прогнозирование инновационных
процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных
проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
v
предоставление субъектам инновационной деятельности
льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);
v
осуществление морального поощрения выдающихся
ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных
званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и
проч.);
v
льготное налогообложение инновационной
деятельности;
v
антимонопольное законодательство, обеспечивающее
развитие внутренней и международной конкурентоспосо-бности национальных
товаропроизводителей.»[7]
Япония и Южная Корея начали реализацию
политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов
технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы,
механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной
политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового
научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в
области науки и технологий.
В Японии для развития экспортного
производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные
экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и
специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение
финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в
приоритетных отраслях.
К основным направлениям инновационной
политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:
·
единое антимонопольное законодательство;
·
система ускоренной амортизации оборудования;
·
льготное налогообложение НИОКР;
·
поощрение малого наукоемкого бизнеса;
·
прямое финансирование предприятий, осуществляющих
инновационные проекты в области новейших технологий;
·
кооперация университетской науки и предприятий,
производящих наукоемкую продукцию.
Повышение роли государства в области
инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме
выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда
может ей это предоставить.
Функция дополнительного стимулирования
осуществляется государством посредством инструментов экономической политики
(кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного
обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее
ресурсов и повысить их доступность и качество.
Другой причиной повышения роли
государства в области инновационной деятельности является стремительный рост
затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с
увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и
инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных
научно-технических и инженерных кадров.
Для развития информационного
обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали
приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР
*»ВЭЛЬЮ»); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере
технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию
передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является
повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких
технологий.
Активное участие государства в
инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного
прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности.
Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности
выбора области и вида инновации и времени их внедрения.
Развитие инновационной деятельности и
увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют
необходимость сотрудничества и кооперации как частных, так и государственных
субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через
кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов
реализуется организационная функция государства.
1.5.
Методы
государственного воздействия в области инновационной деятельности.
Независимо от уровня регулирования
сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия
государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока,
связанные с финансированием, распространением технических знаний
и конкуренцией.
Основной составляющей системы
государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование.
Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на
разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что
предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки
отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного
процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции
предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена
на преодоление влияния олигопольнорегулирующих сил в рамках самого рынка.
Методы воздействия государства в
области инновационной деятельности можно подразделить на административные
и экономические ( прямые и косвенные). Соотношение их определяется
экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования –
с упором на рынок или на централизованное воздействие.
Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов
управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных
отношений базируются на законодательной основе. «Административное вмешательство
государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования
патентной политики государства и политики стандартизации позволяет
хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации
продукции товаропроизводителей.»[8]
Наиболее действенными методами
инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете
мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от
административных недирективным характером и использованием экономических
рычагов и регуляторов.
К прямым методам экономического
воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого,
предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга,
фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное
предпринимательство и государственные заказы.
Задачей косвенных экономических
методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий
инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:
ü
налоговое и амортизационное регулирование;
ü
кредитная и фондовая политика;
ü
ценовое регулирование;
ü
политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными
методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная
политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования
нововведений., а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
Налоговой политикой могут быть
предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в
частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доход, связанных с
созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.
К методам косвенного воздействия на
инновационную деятельность относится регулирование международного
технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за
передачей технологии.
Специфической формой воздействия
государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных,
необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического
развития.
1.6.
Государственные
заказы.
Для фирм участие в государственных
научно-технических и инновационных проектах служит источником знаний и опыта.
Творчески сотрудничая с университетами, государственными лабораториями и
другими частными фирмами. Выполняя государственные заказы, фирмы получают от
государства финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему
научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим
ресурсам, которыми располагает государство.
Государственный заказчик, в отличие от
негосударственного, не имеет права произвольно изменять стоимость работ, а
должен руководствоваться государственными нормативами
Распределение прав на объекты
интеллектуальной собственности, создаваемые в ходе инновационных работ,
выполняемых по государственному заказу, также должно регламентироваться
государственным нормативным документом, а не формироваться при заключении
каждого договора.
Существующая более 100 лет в США
федеральная контрактная система предусматривает обязанность государственных
ведомств – заказчиков осуществлять анализ конъюнктуры соответствующих сегментов
рынка, потенциальных корпораций – подрядчиков, их научно-технического и
финансового состояния. Условия заказа (в том числе оборонного характера), его
технические параметры публикуются в открытой печати. Участвующие в тогах фирмы
предоставляют свои предложения (проекты) в анонимной кодированной форме.
Решение о выборе подрядчика принимается экспертными комиссиями в лице
независимых комитетов военных или гражданских ведомств, неподотчетным данным
органам власти.
Государственное законодательство при
размещении заказов на создание новой техники и технологий, программ НИОКР предполагает
не только конкурсное определение корпорации подрядчиков, но и подбор
генеральным подрядчиком субподрядчиков также на кокурентно-конкурсной основе.
Данный процесс конкуренции в процессе контрактирования получил в США название
«корпорации второго подрядчика».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|