Основным преимуществом сравнительного подхода является то,
что Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных
предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. Оценщик
ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с
оцениваемым объектом. При использовании других подходов Оценщик определяет
стоимость предприятия на основе расчетов.
Сравнительный подход базируется на ретро информации и,
следовательно, отражает фактически достигнутые результаты
производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный
подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.
Другим достоинством сравнительного подхода является реальное
отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена
фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.
Вместе с тем, сравнительный подход имеет ряд существенных
недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике. Во-первых,
базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты.
Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.
Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии
самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому
предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных Оценщиком в
качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов
является достаточно сложным процессом.
В-третьих, Оценщик должен делать сложные корректировки,
вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие
серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует
абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому Оценщик обязан выявить эти различия и
определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины
стоимости.
Таким образом, возможность применения сравнительного подхода
зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает
использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие - это
открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой Оценщику.
Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих
ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных
облегчит работу Оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно
трудоемким и дорогостоящим.
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки
сравнительный подход предполагает использование трех основных методов.
1. Метод компании-аналога.
2. Метод сделок.
3. Метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога или метод рынка капитала основан на
использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом,
базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ
открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для
оценки миноритарного пакета акций.
Метод сделок или метод продаж ориентирован на цены приобретения
предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее
оптимальную сферу применения данного метода - оценки предприятия или
контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений
основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными
финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе
длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими
институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими
производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были
разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого
предприятия.
Цена предприятия розничной торговли формируется следующим
образом: 0,75 - 1,5 от величины чистого годового дохода увеличивается на
стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.
В данной главе будет рассматриваться метод компании-аналога1.
Это связано с тем, что технология применения метода компании-аналога и метода
сделок практически совпадает, различие заключается только в типе исходной
ценовой информации: либо цена 1 акции, не дающей никаких элементов контроля,
либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.
Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и метод
не совпадают.
Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного
распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой
информации, требующей длительного периода наблюдения.
Суть сравнительного подхода при определении стоимости
предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное
оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение
между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу.
Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора
на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее
стоимость.
Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с
методом капитализации доходов. В обоих случаях Оценщик определяет стоимость
компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в
способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод
капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент
капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный
подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлением с достигнутым
доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения.
Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок
включает следующие основные этапы.
I этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.
Основные принципы отбора предприятий аналогов. Сравнительный
подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации.
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
Рыночная информация представляет собой данные о фактических
ценах, купли-продажи акций, сходных с оцениваемой компанией. Качество и
доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка. Формирование
отечественного фондового рынка не завершено, однако целый ряд агентств
публикуют ежедневные бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложениях на
покупку/продажу ценных бумаг, исследования активности рынков акций крупнейших
предприятий.
Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и
финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими как
определить сходство компаний, так и провести необходимые корректировки,
обеспечивающие нужную сопоставимость. Дополнительная информация позволит
правильно применить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек или
недостаток активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д.
Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за
текущий год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5
лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности
предприятия будут существенно отличаться от тех, в которых оно работает на
момент оценки. Следует подчеркнуть, что финансовая информация должна быть
собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам.
Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку
предприятий, отобранных Оценщиком. Поэтому сравнительный подход является
чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика,
тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик
приходит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности
применения данного метода, хотя время и деньги потрачены.
Финансовая информация может быть получена Оценщиком как по
публикациям в периодической печати, так и на основании письменного запроса,
либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования. Состав финансовой
информации зависит от конкретного объекта оценки, стратегии и методологии
Оценщика, а также стадии отбора аналогов.
2. Аналитическая часть
Оценка финансового состояния и деятельности
предприятия.
2.1 Формирование исходных данных для
проведения анализа.
Для общей оценки
динамики финансового состояния предприятия следует группировать статьи баланса
в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и
срочности обязательств (статьи пассива). На основе агрегированного баланса
осуществляется анализ структуры имущества предприятия и его источников.
Актив
Пассив
1.Имущество
1. Источники имущества
1.1 Внеоборотные
активы 1.1 Собственный капитал
1.2 Мобильные оборотные
активы 1.2 Заемный капитал
1.2.1
Запасы и
затраты 1.2.1 Долгосрочные
1.2.2
Дебиторская
задолженность обязательства
1.2.3
Денежные
средства 1.2.2 Краткосрочные
и
ценные бумаги и займы
1.2.3 Кредиторская задолженность
Наряду с построением
сравнительного аналитического баланса для получения общей оценки динамики
финансового состояния за отчетный период производится сопоставление изменения
итога баланса с изменением финансовых результатов хозяйственной деятельности за
отчетный период, например, с изменением выручки от реализации продукции.
Финансовые результаты берутся из формы №2.
При написании
курсовой работы в качестве исходных данных для расчета использовались заранее
адаптированные статьи баланса и отчета о финансовых результатах (см.
приложение).
2.2 Оценка ликвидности.
. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении
средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в
порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по
срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|