Сильные
и слабые конкуренты
Большинство
компаний предпочитают в качестве мишеней слабых конкурентов. Это требует меньше
ресурсов и времени. Но эта тактика может не принести компании значительных
результатов. Наоборот, компании необходимо состязаться с сильными конкурентами,
чтобы проявить свои способности. Более того, даже сильные конкуренты имеют
некоторые слабости, и успешное выступление против них часто дает большую отдачу.
Полезным средством определения сильных и слабых сторон конкурентов является
анализ потребительской ценности. Он позволяет выявить те области, в которых
компания наиболее уязвима от действий конкурентов.
Ближние
и дальние конкуренты
Большинство
компаний будет состязаться с конкурентами, которые больше всего похожи на них.
В то же время попытка компании уничтожить ближнего конкурента может привести к
тому, что она будет вынуждена избегать его, т.к. в случае успешной борьбы с
ближайшим соперником иногда появляются более сильные конкуренты.
«Благонравные»
конкуренты и конкуренты – «разрушители»
Компания
действительно нуждается в конкурентах и даже получает от них выгоду.
Существование конкурентов в результате дает некоторые стратегические
преимущества. Конкуренты могут содействовать росту общего спроса на мировых
рынках. Они могут нести общее бремя издержек, связанных с развитием рынка и
товара, и содействовать становлению новых технологий. Компании-конкуренты могут
обслуживать менее привлекательные сегменты или способствовать большей товарной
специализации. В конечном итоге, объединившись, они могут выступать со
значительно более сильных позиций при заключении разного рода соглашений с
профсоюзами или государственными органами, регулирующими рыночную деятельность.
Однако
компания не может рассматривать всех своих конкурентов как полезных. В отрасли
часто существуют как "благонравные" конкуренты, так и
конкуренты-"разрушители". "Благонравные" конкуренты играют
по правилам, определенным в отрасли. Они предпочитают, чтобы отрасль была
стабильной и процветающей, устанавливают разумные цены в соответствии с
издержками, побуждают других снижать издержки или повышать уровень
специализации и довольствуются умеренными уровнями доли внешних рынков и
прибылей. Конкуренты-«разрушители», напротив, нарушают правила.
Они
пытаются купить долю рынка, не заработать ее, зачастую идут на неоправданный
риск, и вообще сотрясают отрасль.
Заключение
Компании
уже не могут позволить себе уделять внимание только своему домашнему рынку,
сколь бы емким он ни был. Многие отрасли промышленности являются глобальными
отраслями, и тем фирмам, которые работают в глобальном масштабе, удаётся
добиться более низких затрат и большей известности.
С
учетом потенциальных выгод и рисков международных рынков, компании ощущают
потребность в систематическом подходе к принятию решений по международному
маркетингу. Одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о выходе
на внешний рынок, является уровень конкуренции на данном рынке и
конкурентоспособность собственных товаров и/или услуг.
В
ходе разработки эффективной международной маркетинговой стратегии компания
должна принимать во внимание, как своих конкурентов, так и своих существующих и
потенциальных потребителей. Она должна постоянно заниматься анализом конкурентов
и разрабатывать международные маркетинговые стратегии конкуренции, которые
обеспечивают ей эффективное позиционирование по отношению к конкурентам и дают
максимально возможное конкурентное преимущество.
Конкурентный
анализ включает, во-первых, выявление основных конкурентов компании на основе
анализа конкуренции, как в рамках отрасли, так и на внешних рынках. Во-вторых,
он включает сбор компанией информации о стратегиях, целях, сильных и слабых
сторонах и спектре возможных реакций конкурентов. Обладая такой информацией,
компания может определить, каких конкурентов следует атаковать, а каких — избегать.
Конкурентная информация должна постоянно собираться, интерпретироваться и распределяться
с использованием соответствующей информационной системы поддержки решений в
области конкуренции на внешних рынках. Руководители международных маркетинговых
подразделений и служб компании должны получать исчерпывающую и надежную
информацию о действиях и решениях конкурента.
Предпочтение
той или иной международной маркетинговой стратегии конкуренции отдается в
зависимости от позиции компании на внешнем рынке и ее целей, возможностей и
ресурсов. Конкурентная маркетинговая стратегия зависит от того, к какому типу
относится данная компания, является ли она лидером рынка,
компанией-претендентом, компанией-последователем или компанией, обслуживающей
рыночные ниши.
Ориентация
на конкурента — это, безусловно, важный аспект деятельности компании на сегодняшних
мировых рынках, но компании не должны переусердствовать, действуя в этом
направлении. Компании с большей вероятностью могут быть уязвимы со стороны
потребителей с растущими потребностями и новых конкурентов, чем со стороны
конкурентов, существующих в отрасли.
Компании,
которые с равным вниманием следят как за действиями потребителей, так и
конкурентов, — выбрали верную международную маркетинговую стратегию, и, скорее
всего, добьются успеха, как на внутренних, так и на внешних рынках.[11]
Глоссарий
Маркетинговая среда фирмы –
совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и
влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и
поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Конкурент - важная составляющая
маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна
разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Конкуренция – экономический
процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при
реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или
поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства.
Фундаментальная рыночная ниша- совокупность
сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной
фирмой.
Полиполия (совершенная конкуренция) - большое
число продавцов и покупателей одного и того же товара.
Монополия - один продавец противостоит
многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем
продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей.
Монополистическая конкуренция -
относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную
продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары.
Олигополия (немногочисленность участников
конкуренции) - относительно малое (в пределах десятка) число фирм
господствующих на рынке товаров или услуг.
Ценовая конкуренция - свободное рыночное соперничество,
когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным
ценам.
Неценовая
конкуренция - более высокая, чем у конкурентов, потребительная стоимость товара ,когда
фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую
цену потребления, более современный дизайн.
Список
использованной литературы
1.
Котлер
Ф. «Основы маркетинга». – М.: Экономика, 1990
2.
Пахомов
С.Б. Международный маркетинг: опыт работы зарубежных фирм. – М.: “Анкил”, 1993
3.
Гаркавенко
С.С. Маркетинг. – К.: “Лібра”, 2002
4.
Диденко
Н.И., Самохвалов В.В. Основы международного маркетинга. – С.-Пб.:
“Политехника”, 2000
5.
Моисеева
Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг,
обновление. – М: Внешторгиздат, 1993. – 304 с.
6.
Орехов
Н.А., Лаврухина Н.В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. –
Калуга: МГТУ, 1997. – 38 с.
7.
Феоктистова
Е. М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. – М: Высшая школа, 1993.
8.
Липсиц
И.В. Бизнес-план – основа успеха. М: Машиностроение, 1993. – 80 с.
9.
Мескон
М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. – М: Высшая школа, 1988.
10.
Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.
– 800 с.
Приложение
№ 1
Сравнение потребительских свойств и конкурентоспособности
Групповые
потребительские свойства
|
Факторы
конкурентоспособности
|
Социальные
|
Престижность
|
Функциональные
|
Технические
параметры
|
Эргономические
|
Сервисные
возможности
|
Надежность
|
Имидж
фирмы
|
Безопасность
|
Имидж
фирмы
|
Эстетические
|
Дизайн
|
|
Послепродажное
время
|
|
Цена
покупки и потребления
|
Приложение
№ 2
Характеристика
основных видов конкуренции.
Виды конкуренции
|
Характерные особенности и контроль над ценами
|
Сфера наибольшего распространения
|
Совершенная (чистая) конкуренция
|
Большое количество предприятий, которые реализуют
стандартную продукцию; отсутствует контроль над ценами; эластичный спрос;
неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия
организации бизнеса.
|
Производство с/х продукции фермерскими хозяйствами
|
Монополистическая конкуренция
|
Большое количество предприятий, которые реализуют
дифференцированную про-дукцию; диапазон контроля цен узкий; спрос эластичный;
используются неценовые методы конкуренции; препятствия выхода на рынок
незначительны.
|
Розничная торговля
|
Олигополистическая конкуренция
|
Небольшое количество предприятий; диапазон контроля
цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно
неценовая конкуренция; существенные препятствия организации бизнеса.
|
Металлургическая, химическая, автомобильная промышленность,
производство компьютеров
|
Чистая монополия
|
Одно предприятие, которое производит уникальную
продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами
значительный; выход на рынок другим предприятиям заблокирован.
|
Связь, коммунальное хозяйство
|
[1] Котлер Ф. «Основы маркетинга». – М.: Экономика, 1990 г., стр 23
[2] Котлер Ф. «Основы маркетинга». – М.: Экономика, 1990 г., стр 24
[3] Феоктистова
Е. М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. – М: Высшая школа, 1993.,стр.
37
[4] Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие:
конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.,стр 14
[5] Пахомов С.Б. Международный маркетинг: опыт работы зарубежных фирм. –
М.: “Анкил”, 1993,стр 54
[6] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. –
М.: Дело, 1999.,стр. 65
[7] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. –
М.: Дело, 1999.,стр. 69
[8] Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие:
конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.,стр. 38
[9] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. –
М.: Дело, 1999.,стр. 43
[10] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. –
М.: Дело, 1999,стр 46
[11] Пахомов
С.Б. Международный маркетинг: опыт работы зарубежных фирм. – М.: “Анкил”, 1993,стр
89
Страницы: 1, 2, 3, 4
|