-
моделирование.
Каждое
предприятие должно иметь эффективную систему информационного обеспечения,
включающую общую, коммерческую и специальную информацию. Для обеспечения
наблюдения за рынком сбыта предприятия необходимо создавать собственные
источники информации в виде магазинов; сети торговых посредников.
Процесс
обновления информационной базы данных должен быть систематическим. Оценка
каналов сбыта необходима для того, чтобы достичь оптимальных возможностей
распределения продукции.
Данные о рынках
сбыта хлебобулочных изделий за 2004 год представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Рынки сбыта хлебобулочных изделий (2004 г.)
Рынки сбыта
|
Объем реализо-ванной продукции
|
Цена реализа-ции 1 т, руб.
|
Себе-стои-мость
1 т, руб.
|
Прибыль (+), убыток (-), руб.
|
Уровень рентабель-ности, %
|
т
|
%
|
Магазины города
|
261,8
|
73,2
|
10972,04
|
9937,86
|
+1034,18
|
10,41
|
Собственная
торговая сеть
|
95,9
|
26,8
|
10972,04
|
10502,54
|
+469,5
|
4,47
|
Итого
|
357,7
|
100
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Таким образом, в
магазинах города реализуется больший объем продукции. При этом, как видно из
приведенных данных, наиболее прибыльным и рентабельным вариантом является
именно этот рынок сбыта.
Достигнутый уровень развития производства
на предприятии еще недостаточно эффективен, поэтому нужно продолжать работу и
искать новые пути повышения экономической эффективности производства и сбыта
хлебобулочных изделий.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО
УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Основным
мероприятием по увеличению производства хлебобулочных изделий является более
рациональное использование производственной мощности.
Под
производственной мощностью предприятия понимается «расчетный максимально
возможный в определенных условиях объем выпуска продукции в единицу времени».
Производственная мощность рассчитывается как максимально возможный в
определенных условиях годовой (суточный, сменный) выпуск продукции в
номенклатуре и ассортименте, предусматриваемых планом, при полном использовании
производственного оборудования и производственных площадей, с учетом применения
передовой технологии и организации труда и в соответствии со сложившейся
специализацией, кооперированием производства и режимом работы предприятия.
Производственная
мощность предприятия определяется в тех же натуральных единицах измерения, в
которых планируется и учитывается производство продукции на данном предприятии:
тоннах.
Производственная
мощность рассчитывается в соответствии с «Основными положениями по расчету
производственных мощностей действующих предприятий, производственных
объединений (комбинатов)».
Фонд времени
работы оборудования принимается максимально возможным и рассчитывается исходя
из:
-
числа
календарных дней в году;
-
времени
выходных и праздничных дней (вычитается);
-
количества
рабочих часов в сутки (24 часа в сутки для предприятий с непрерывным процессом
производства);
-
установленной
продолжительности смен в часах;
-
нерабочего
времени в сокращенные смены в предпраздничные и предвыходные дни (вычитается);
-
нормативного
времени, необходимого для проведения плановопредупредительных ремонтов,
проверок и осмотров оборудования (вычитается).
Использование
производственной мощности на предприятии представлено в таблице 12.
Таблица 12 – Использование
производственной мощности
Показатели
|
Годы
|
План
2008 г.
|
План
в % к 2004 г.
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Производственная
мощность пред-приятия, т
|
600
|
600
|
600
|
600
|
600
|
600
|
100
|
Фактический вы-пуск
продукции, т
|
266,5
|
231,6
|
281,3
|
334,8
|
357,7
|
480
|
134,2
|
Использование
производственной мощности, %
|
44,4
|
38,6
|
46,9
|
55,8
|
59,6
|
80
|
+20,4
|
Из приведенных
данных видно, что производственная мощность используется с каждым годом все
лучше и процент использования ее в 2004 году составил 59,6%. Изучение
возможностей предприятия свидетельствует о том, что использование
производственной мощности может быть увеличено на 20,4%, что составит 80%, а
производство хлебобулочных изделий на перспективу составит 480 тонн.
Для того, чтобы
реализовывать дополнительную продукцию, полученную за счет увеличения
использования производственной мощности, необходимо искать и дополнительные
рынки сбыта.
В настоящее время
предприятие реализует продукцию преимущественно через магазины города и через
собственную торговую сеть.
Выбор каналов
реализации сказывается на расходах и прибылях. Предприятие берущее на себя все
функции, должно их и оплачивать, соответственно оно и получает все доходы.
Расчетные данные
по каналам реализации представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Каналы реализации
хлебобулочных изделий
Исходные и расчетные данные
|
Магазины
города
|
Собственная торговая сеть
|
Посредник
|
1. Производственная себестоимость
1 т, руб.
|
9776
|
9776
|
9776
|
2. Затраты на перевозку 1 т, руб.
|
98
|
162
|
-
|
3. Арендная плата 1 т, руб.
|
64
|
64
|
64
|
4. Заработная плата продавцам 1 т,
руб.
|
-
|
500
|
-
|
5. Цена реализации 1 т, руб.
|
10972
|
10972
|
10972
|
6. Коммерческая себестоимость 1 т,
руб.
|
9938
|
10502
|
9840
|
7. Прибыль 1 т, руб.
|
+1034
|
+470
|
+1132
|
8. Рентабельность 1
т, %
|
10,4
|
4,5
|
11,5
|
Как видно из
приведенных данных наиболее прибыльным и рентабельным вариантом является тот,
по которому хлебобулочные изделия реализуются через посредника.
В настоящее время
большинство производителей работают через посредников, которые доставляют
товар на рынок и формируют канал распределения товаров (который также называют
торговым каналом или маркетинговым каналом).
Канал
распределения — это совокупность взаимозависимых организаций, которые делают
товар или услугу доступной для использования или потребления.
Производители, прибегающие к услугам
посредников, получают определенные выгоды. Обращение к посредникам объясняется
их непревзойденной эффективностью в доведении товара до целевых рынков.
Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности
посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны
получить самостоятельно.
Роль канала
распределения заключается в перемещении товаров от производителей к
потребителям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве
собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими
воспользоваться.
Участники канала
распределения выполняют несколько очень важных функций.
-
Информационную:
сбор и распространение информации, полученной в ходе маркетинговых
исследований, об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других
субъектах и факторах маркетинговой среды.
-
Продвижения:
разработка и распространение обращений к покупателям.
-
Ведения
переговоров: достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения
передачи прав владения и распоряжения товаром.
-
Заказа:
заключение соглашений с другими участниками канала на предмет приобретения
товаров у производителя.
-
Финансирования:
изыскание и распределение средств, необходимых для покрытия издержек,
возникающих на различных уровнях канала.
-
Принятия
риска: принятие на себя ответственности за функционирование канала.
-
Владения
товаром: последовательное хранение и перемещение продуктов, от склада
производителя до конечных потребителей.
-
Оплаты:
перевод денег покупателя по счетам продавца через банки и другие финансовые
учреждения.
-
Передача
титула собственности: передача прав владения и распоряжения товаром от одного
физического или юридического лица к другому.
Производителю,
выпускающему всего лишь один продукт, обычно необходимы три канала: торговый,
транспортный (канал доставки) и сервисный. Эти функции могут выполняться
несколькими компаниями. Каждый из трех каналов улучшается с развитием
технологии.
Главный вопрос
состоит не в том, должны ли каналы распределения выполнять различные функции
(безусловно должны), а в том, кто будет их осуществлять. Всем этим функциям
присущи три общих свойства: используемые ресурсы ограничены; эффективность
исполнения повышается благодаря специализации; они выполняются различными
членами канала.
Если часть
функций берет на себя производитель, его издержки увеличиваются, а
следовательно, возрастают и цены на товары. При передаче некоторых функций
посредникам затраты и цены производителя уменьшаются, даже с учетом того, что
посредник взимает за свои услуги определенную плату. Следовательно, если
посредники способны действовать более эффективно, чем производитель, конечная
цена товара для потребителя снижается.
Так что ответ на
вопрос о том, на кого возлагаются функции продвижения по каналам распределения,
зависит от того, кто более эффективно и результативно выполняет их.
Таблица 14 – Совершенствование
структуры реализации хлебобулочных изделий
Каналы реализации
|
2004 г.
|
План 2008 г.
|
Тонн
|
%
|
Прибыль (+), тыс. руб.
|
Тонн
|
%
|
Прибыль (+), тыс. руб.
|
Магазины
города
|
261,8
|
73,2
|
+270,7
|
261,8
|
54,5
|
+270,7
|
Собственная
торговая сеть
|
95,9
|
26,8
|
+45,0
|
95,9
|
20
|
+45,0
|
Посредники
|
-
|
-
|
-
|
122,3
|
25,5
|
+138,4
|
Итого
|
357,7
|
100
|
+315,7
|
480
|
100
|
+454,1
|
Из таблицы 14
видно, что при расширении рынка сбыта продукции предприятие получит
дополнительную прибыль 138,4 тыс. руб. Через магазины города планируется
реализовывать 54,5% производимой продукции, через собственную торговую сеть 20%
и через посредников 25,5% или 122,3 тонны.
Увеличение
производства продукции приведет и к изменениям в структуре себестоимости
хлебобулочных изделий. С увеличением производства доля постоянных расходов на
единицу продукции уменьшится, что приведет к снижению себестоимости продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|