Обязательства по присоединению к вышеуказанным
конвенциям Беларусь подтвердила еще в Соглашении о поддержке и сотрудничестве
(СПС) между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами и их государствами
- членами. В настоящее время на заключительном этапе находится работа по
присоединению к базисной конвенции, идет активная проработка вопросов
присоединения к Римской Конвенции, Протоколу к Мадридскому соглашению и
Ниццкому соглашению. Министерством иностранных дел и Государственным патентным
ведомством рассматриваются возможности присоединения к стратегическому
соглашению о международной патентной классификации (1971г.) и Локарискому соглашению
об утверждении международной классификации промышленных образцов (1968г.)
Согласно положениям ВС, торговля Беларуси и ЕС
(за исключением текстильных изделий, изделий из стали, ядерных материалов)
освобождается от количественных ограничений и строится на основе режима
наибольшего благоприятствования. После вступления в силу ВС правовой режим
торговли Беларуси и ЕС будет в значительной степени регулироваться положениями
ГАТТ/ВТО. Принимая во внимание особую важность, придаваемую в Республике
Беларусь поэтапному присоединению страны к Всемирной торговой организации, это
обстоятельство, безусловно, в значительной степени облегчит указанный процесс.
С учетом данных обстоятельств, основное
внимание в развитии взаимоотношений с Европейским Союзом предполагается
сосредоточить на налаживании постоянного конструктивного диалога с органами ЕС
на высшем политическом уровне, систематического информационного обмена. В этом
контексте важное место отводится своевременному разъяснению сущности
происходящих в Беларуси процессов демократических и экономических
преобразований, развитию белорусско - российской интеграции, обсуждению и
проработке ключевых для республики тезисов и инициатив: поддержка со стороны ЕС
вступление Беларуси в Совет Европы[11];
создание на территории Беларуси безъядерной зоны; вопросы европейской
безопасности и другие.
Первостепенные усилия будут приложены для
решения следующих вопросов:
1. Содействие возобновлению процесса
ратификации парламентами государств- членов ЕС и Европейским парламентом
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС, которое было
подписано Президентом Республики Беларусь 6 марта 1995 года и ратифицировано
Верховным Советом Республики Беларусь 12 апреля 1995 года. К настоящему времени
СПС ратифицировано парламентами Дании, Испании, Ирландии, Великобритании,
Швеции, Греции, Австрии.
2. Оказание воздействия на еврокомиссию в
направлении скорейшего введения в действие Временного Соглашения о торговле и
вопросах, относящихся к торговле, между Республикой Беларусь и ЕС.
3. Особое внимание в развитии сотрудничества с
ЕС будет уделено налаживанию работы Совместного комитета (СК) Беларусь - ЕС,
создание которого предусмотрено Временным соглашением. Основная цель
функционирования СК - обсуждение всего спектра политических, экономических,
гуманитарных вопросов в двусторонних отношениях. 28 ноября 1996 года утверждена
белорусская часть Совместного комитета во главе с премьер-министром Республики
Беларусь. Министерство иностранных дел Республики Беларусь поддерживает
постоянный диалог с Европейской комиссией.
4. Усилия Министерства иностранных дел
Республики Беларусь будут направлены только на содействие скорейшему решению
Европейской комиссией вопроса об открытии Представительства ЕС и Европейского
центра документации в Беларуси.
5. Важное место в работе в 1997 году будет
уделяться сотрудничеству с органами ЕС в рамках программ технической помощи, в
первую очередь - программы “ТАСИС”.
6.В области трансграничного сотрудничества в
1997 году предполагается завершить процедуру создания Еврорегиона “Неман” с
участием Гродненской области. Планируется также проработка вопросов возможного
вступления Гродненской области в Ассоциацию европейских регионов (на первоначальном
этапе - в качестве наблюдателя) и присоединения Республики Беларусь к
Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве, после
вступления в Совет Европы.
7. Планируется также всемерная активизация
участия Беларуси в общеевропейском сотрудничестве в сфере транспорта с целью
обеспечения республике максимально широкого выбора путей транспортировки и
гарантий транспорта экспортно-импортных грузов, а также в реализации положений
Европейской Энергетической Хартии, включая Договор к Энергетической Хартии, с
целью привлечения в Беларусь дополнительных инвестиций и гарантирования рынков
сбыта [[13]].
Экономическое, культурное и научно-техническое
сотрудничество сопредельных государств (приграничное сотрудничество) является
важнейшим элементом отношений этих государств.
Приграничное сотрудничество способствует
социально-экономическому развитию приграничных регионов и укреплению их
политической стабильности. Юридической базой такого сотрудничества являются
международные многосторонние и двусторонние договоры.
Проблема приграничного сотрудничества имеет
особо важное значение для Республики Беларусь, в рамках развития отношений с
ЕС, из-за транзитного характера ее территории. В настоящее время наиболее
важным аспектом трансграничного сотрудничества для Беларуси является развитие
приграничной инфраструктуры на границах с Польшей, Латвией и Литвой. Наиболее
остро эта проблема стоит для белорусско-польской границы, улучшение условий
пересечения которой должно способствовать развитию внешнеэкономических связей
Республики Беларусь.
Грузопоток через границу Беларуси с Польшей и
государствами Балтии постоянно нарастает. Если за весь 1995 год границу
пересекли 397378 перевозчиков, то уже за январь - сентябрь 1996 года - 630185
перевозчиков. За девять месяцев 1996 года поездки белорусских перевозчиков
составили 24 процента от общего числа поездок, поездки перевозчиков остальных
государств содружества - 35 процентов (70 процентов - российские перевозчики),
поездки перевозчиков государств - членов Европейского Союза составили 6
процентов (55 процентов - перевозчики из Германии), доля остальных государств
составляет 35 процентов (70 процентов - польские перевозчики).
Вопрос об оказании финансовой и технической
помощи Республике Беларусь для усовершенствования приграничной инфраструктуры
постоянно затрагивается руководством республики во время официальных встреч с
руководителями государств - членов ЕС и с руководителями ЕС. Эта проблема
обсуждалась во время визита в ФРГ Президента Республики Беларусь и
правительственной делегации, в ходе визита премьер-министра Республики Беларусь
в страны Бенилюкса, на 6-ом экономическом форуме “Польша- Восток”.
Осуществляется ряд мероприятий, направленных
на усовершенствование приграничной инфраструктуры. В их числе разработка
планировочной концепции развития приграничной инфраструктуры на границе
Республики Беларусь и Республики Польша (проведено в апреле 1996 года в
г.Гродно первое заседание межправительственной Белорусско- Польской комиссии по
трансграничному сотрудничеству).
Минвнешэкономсвязей Республики Беларусь
совместно с Минстройархитектуры, Минтрансом, Гостаможней, Главным управлением
пограничных войск Республики Беларусь и Гродненским облисполкомом определены
приоритеты обустройства пунктов пропуска на границах с Польшей и государствами
Балтии.
В соответствии с этим признаны приоритетными
пункты пропуска “Берестовица” (“Берестовица- Бобровники”), “Домачево”
(“Домачево- Словатычи”), “Брузги” (“Брузги- Кузница-Белостокская”). Для каждого
из указанных пунктов пропуска разработан комплекс мер по их развитию, состоящий
в реорганизации приграничных и таможенных служб, строительстве зданий и
сооружений, развитии инфраструктуры, строительстве автомобильных дорог.
Требуемая сумма затрат на 1996-1997 годы на обустройство данных пунктов
составляет около 90 млн. ЭКЮ. Источниками финансирования могут быть государственный
бюджет, местные бюджеты и средства, выделяемые Республикой Беларусь и
Российской Федерацией для реализации совместных программ в рамках
договоренностей по созданию Таможенного Союза и Сообщества Беларуси и России.
Ограниченность средств госбюджета не позволяет
Республике Беларусь решить проблему трансграничного сотрудничества самостоятельно.
Одним из возможных путей привлечения внешней
помощи может стать участие регионов Республики Беларусь в создаваемых
трансграничных союзах. В Европе, как указывалось выше, придается большое
значение трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов, которое
рассматривается как стабилизирующий фактор. В Западной Европе создано и
функционирует уже несколько десятков еврорегионов. В основе их функционирования
лежат принципы: самоуправление, одинаковые компетенции сторон, соблюдение
национального законодательства. Совет Европы ежегодно выделяет средства в
размере 100 млн. ЭКЮ на частичное финансирование проектов в области охраны
окружающей среды и подготовки кадров. Опыт европейских стран показывает, что участие
в еврорегионах позволяет более оперативно решить проблему трансграничного
сотрудничества посредством создания гибких коммерческих структур (акционерные
общества, консорциумы и т.п.) в целях привлечения внешних инвестиций на
развитие приграничной и транспортной инфраструктуры, налаживания приграничной
торговли, туризма.
В настоящее время для Беларуси актуальным
является создание трансграничного союза Еврорегион “Неман” в составе
Гродненской области Республики Беларусь, Алитуского и Мариампольского уездов
Лировской Республики, Сувалкского воеводства Республики Польша, городов
Нестеров, Гусев, Озерск, Чершеховск Калининградской области Российской
Федерации.
Участие в данном союзе Гродненской области
будет способствовать реализации важных для Беларуси проектов в области
экономики, экологии, социальной сферы, приграничной и трансграничной инфраструктуры
[[14]].
Гродненская область Республики Беларусь и
приграничные территории Литвы, Польши и Калининградская область Российской
Федерации традиционно поддерживают разносторонние и экономические и культурные
связи. Расширение взаимовыгодного приграничного сотрудничества в настоящее
время может стать важным фактором стабильности и справедливо рассматривается
руководством приграничных регионов как одно из основных условий экономического
развития.
На основе двухсторонних локальных
договоренностей (договоров), заключенных в рамках действующих
межгосударственных и международных соглашений, в Гродненской области
закладывается фундамент для создания предприятий с иностранными инвестициями,
сотрудничества в вопросах использования отходов деревообработки и лесного
хозяйства, в сфере строительства, особенно с Калининградской областью.
Прорабатываются вопросы развития приграничной инфраструктуры, расширения
природоохранной деятельности и социально-культурного сотрудничества. Изучается
опыт соседних приграничных регионов по реформированию хозяйственного
комплекса, привлечению инвестиций. Расширяется выставочно - ярмочная деятельность,
которая непосредственно способствует активизации процессов торговли между
странами, имеющими общую границу.
Особенную форму сотрудничества приграничных
территорий составляют “еврорегионы”. Это название является неофициальным
термином. Из 92 зарегистрированных в 1995 году территорий регионального
сотрудничества в Европе 15% имело в названии “еврорегион” или “еврорегио”.
Идея создания Еврорегиона “Неман” с участием
приграничных регионов Беларуси, Польши, Литвы и России возникла из потребности
повышения жизненного уровня местной общественности приграничья.
Стороны связывают множество проблем,
возникающих из географического положения, общественных условий, хозяйственных
связей, состояния окружающей среды, приграничной инфраструктуры.
В течение последних пяти лет новые независимые
государства пережили стремительные трансформации в экономике, политике и
сознании населения.
Непосредственным импульсом к созданию
Еврорегиона “Неман” стала конференция III Балтийского экономического форума,
которая проходила в местности Вигры около г.Сувалки Сувалкского воеводства
Республики Польша. Наиболее оптимальное и выгодное решение участие в
трансграничном союзе Еврорегион “Неман” была признана четырехсторонняя формула:
Гродненская область Республики Беларусь, Калининградская область Российской
Федерации, Сувалкское воеводство Республики Польша, Мариампольский и Алитусский
уезды Литовской Республики[12].
Географическое положение регионов соседствующих сторон просто исключило другие
возможные формы сотрудничества.
Заинтересованность инициативой проявляют также
Белостокское воеводство и власти города Белостока, гмины Ольштынского и
Ломжинского воеводств. Статус наблюдателей намереваются получить другие
балтийские страны: Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Эстония и Латвия.
Как организация, Еврорегион “Неман” будет
добровольным объединением (союзом) гмин, районов, повятов, воеводств и уездов
(смешанный характер). Основой сотрудничества будет Соглашение и Устав
трансграничного союза Еврорегион “Неман”, далее называемый “Союз”.
Первоначальный проект данных документов был передан польской стороной всем
участникам Союза 9 февраля 1996 года.
Деятельность союза будет основываться на
принципах:
-партнерства, равноправия и самоуправления;
-стремления к симметрии и паритетам;
-добровольности;
-сохранения независимости;
-невмешательства во внутренние дела;
-руководства дружбой и доверия.
Предлагаемая структура организации Союза[13]:
-Совет;
-Президиум;
-Секретариат (соответственно национальные бюро
секретариата);
-Ревизионная комиссия;
-Рабочие группы.
Совет является высшим органом Союза.
Состав Совета Союза формируют представители
сторон в равном количестве (по четыре от каждой стороны). Президиум Союза -
исполнительный и одновременно координационный орган. Рабочие группы созываются
как Советом Союза так и Президиумом (с последующим утверждением Советом Союза
на первом его заседании) для разработки технической документации совместных
проектов сторон, а также поиска источников финансирования данных проектов.
Во исполнение поручения Правительства
Республики Беларусь и в соответствии с достигнутыми договоренностями с
польской, российской и литовской сторонами Гродненским облисполкомам проведены
неофициальные консультации и встречи экспертов по вопросам создания Еврорегиона
“Неман”, также по подготовке и согласованию проектов учредительных документов.
В феврале 1997 года в г.Сувалки (Польша)
состоялась встреча губернатора Калининградской области, Сувалкского воеводы,
председателя Гродненского облисполкома, начальников Алитусского и
Мариампольского уездов, на которой была подчеркнута важность трансграничного
сотрудничества на региональном и местном уровнях, стремление сторон к созданию
эффективных форм сотрудничества, подтверждено согласие по созданию Еврорегиона
“Неман”, намечены сроки и место учредительной конференции - 6 июля 1997 года в
г.Августове Сувалкского воеводства (Польша).
Указанный вопрос обсуждался с Чрезвычайным и
Полномочным послом Литовской Республики в Республике Беларусь Виктарасам
Баублисом во время его визита в г.Гродно 19 февраля 1997 года.
6 февраля 1997 года партнерам переданы проекты
соглашения и устава Еврорегиона “Неман” на белорусском языке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|