|
|
Использование опыта работы за пределами области и сотрудничества с зарубежными фирмами проектных организаций. Предприятия строительной индустрии. Повышение эффективности использования мощностей предприятий строительной индустрии на основе их модернизации и увеличения объемов производства за счет поставок за пределы области: цемента, силикатных изделий (ячеистого бетона и кирпича), бетонных конструкций и изделий для различных типов зданий, керамической облицовочной плитки. Организация производства предизолированных труб. Промышленность Осуществление совместных проектов по использованию и развитию производственного потенциала: Сморгонского агрегатного завода - минитракторы и инвентарь к ним; Сморгонского завода оптического станкостроения и Лидского завода “Оптик” - оптические приборы, стеклоизделия и волокна; Гродненского ПО “Радиоволна” - электронные приборы, радиоприемники; Лидского завода сельхозхимии - сельхозмашины; Гродненской мебельной фабрики ПО “Мебель” - мебель; Слонимского НП “Альбертин” - бумага; Концерна “Гродноместпром” - столярные изделия, чугунное литье, стройматериалы; Гродненского лесохозяйственного объединения - переработка отходов, лесозаготовок и лесопиления, мелкотоварной древесины, мебель; Промышленные предприятия облсельхозпрода - детское питание. Энергетика и транспорт Обеспечение более эффективного использования существующих источников электроэнергии и электролиний. Привлечение иностранных инвестиций для строительства Зельвенской электростанции, реализация программы использования энергии малых рек и ветровой энергии. Развитие транспортных коммуникаций: строительство южного автотранспортного отхода г.Гродно и подъездов к пограничным переходам; развитие пограничных пунктов пропуска “Брузги”, “Беняны”, “Соджево”; расширение использования возможностей Гродненского аэропорта, в том числе для международных грузовых и пассажирских перевозок. Создание на базе железнодорожных станций “Берестовица”, “Свислочь”, “Брузги” грузовых терминалов, том числе по обработке грузовых контейнеров. Торговля Расширение выставочно - ярморочной деятельности. Народнохозяйственный комплекс области заинтересован в приобретении у участников Еврорегиона “Неман”: энергетических ресурсов, металла и металлоизделий, химикатов, фуражного зерна, пшеницы, рыбы и рыбной продукции; семян овощных культур и кормовых корнеплодов; гербицидов и пестицидов; материалов для мясо-молочной промышленности, медикаментов и биопрепаратов; ряда других видов продукции. Производители области заинтересованы в расширении рынков сбыта продукции: машиностроения, химической промышленности, мясо-молочной промышленности, цемента, извести и других стройматериалов, овощей и картофеля, плодоовощных консерв, льноволокна и другой продукции. Экология и охрана природы Охрана и воссоздание природных комплексов, являющихся составной частью “зеленых легких Европы” (Августовская, Гродненская, Радуницкая, Линичанская, Налибокская, Беловежская пуща, пояс ноозерий). Внедрение эффективных систем очистки производственных выбросов в атмосферу. Внедрение прогрессивных технологий по переработке промышленных отходов. Развитие культуры и туризма Сотрудничество творческих коллективов, проведение фестивалей, выставок, пленеров, конференций. Охрана и реставрация старинных парков, памятников архитектуры (исторический центр г.Гродно, Каложская церковь, Гольшанский и Кревский замки, ландшафтные парки в Больтеликах, Щорсах, Всешобе). Восстановление белорусского участка Августовского канала и организаций международного водного туристического маршрута. 3.4. Программа TACIS по трансграничному сотрудничеству.Еще одной возможностью привлечения внешней помощи может быть обращение к международным донорам (зарубежным государствам и международным организациям). Примером такого участия международных доноров является программа TACIS по трансграничному сотрудничеству. Эта программа инициирована в 1996 году ЕС как программа для реализации совместных проектов технического содействия для сторон Содружества Независимых Государств (СНГ), имеющих общую границу со странами Центральной и Восточной Европы. Особенность упомянутой программы состоит в следующем: 1.Программа носит пилотный характер и в зависимости от достигнутых ей результатов в ближайшие два года будет принято решение о ее развитии в последующие годы. 2.В программу наряду с проектами технического содействия включены и проекты по развитию инфраструктуры пограничных переходов, а также небольшие инвестиционные проекты по развитию деловой активности в приграничных районах. 3.В рамках программы выделены три основных области сотрудничества: -пограничные переходы; -окружающая среда; трансграничное сотрудничество на местном уровне через “балтийский механизм малых проектов”. 4.Ориентировочный бюджет (млн.ЭКЮ) программы по странам - участницам и областям сотрудничества выглядит следующим образом: | ||||||||||||||
Область сотрудничества |
Общий бюджет |
Бюджет для Российской федерации |
Бюджет для Беларуси |
Бюджет для Украины |
Бюджет для Молдовы |
||||||||||
Приграничные переходы: |
|
|
|
|
|
||||||||||
инфраструктура(включая оборудование и обучение) |
16 |
9 |
3 |
3 |
1 |
||||||||||
консультации и обучение (включая оборудование) |
5* |
|
|
|
|
||||||||||
Окружающая среда |
6,2 |
5 |
0,2** |
0,7 |
0,3 |
||||||||||
“Балтийский механизм малых проектов” |
3 |
|
|
|
*** |
||||||||||
* Для всех стран - участниц программы TACIS **Бюджет межгосударственной программы ***Не финансируется |
Проблема трансграничного сотрудничества требует совместных усилий регионов граничных стран для успешного преодоления кризисных ситуаций.
Пятый план Европейской Комиссии “К сбалансированности” подчеркнул и признал более широкую ответственность стран членов Европейского Союза направлять и решать трансграничные проблемы в Центральной и Восточной Европе, включая те, которые связаны с водой. Осуществляя это, некоторые страны с экономикой переходного периода, включая Эстонию, Латвию и Литву, подписали Соглашение об ассоциированном статусе с Европейской Комиссией для того, чтобы гармонизировать их законодательство, имея ввиду желание быть действительным членом. Другие, как Беларусь и Российская Федерация, находится в процессе ратификации Соглашений о партнерстве и сотрудничеству с Европейской Комиссией. Особенный акцент должен быть поставлен на гармонизации природоохранных стандартов окружающей среды Программы TACIS и PHARE являются подходящими для управления и охраны трансграничных водоемов и озер как внутри СНГ, так и между СНГ и другими странами.
В рамках Конвенции по охране и использованию трансграничных водоемов и международных озер (Хельсинки, 1992 г.), в дальнейшем “Конвенция ЕЭК по водам”, деятельность находится на пути гормонизирования правовых (регулирующих, административных, экономических, финансовых и технических подходов к предотвращению, контролю и снижению загрязнения вод и укреплению возможности стран исполнять ее условия.
Примеры включают в себя деятельность многосторонних рабочих групп как по контролю загрязнения вод из точечных источников и диффузных источников сельского хозяйства, так и по мониторингу и оценке. Их результат требует теперь внедрения через многосторонние опытные проекты. Конвенция ЕЭК по водам была подписана Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и ратифицирована пока Эстонией и Российской Федерацией.
В связи с этим необходимо отметить две другие конвенции ЕЭК, которые тоже имеют отношение к проблемам трансграничных вод: Конвенция по оценке воздействий на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо, 1991), подписанной Белоруссией и Российской Федерацией, и Конвенцию по трансграничным последствиям промышленных аварий (Хельсинки, 1992г.), подписанный Эстонией, Латвией, Литвой и Российской Федерацией и ратифицированный Российской Федерацией.
Предполагается, для реализации в рамках Еврорегиона “Неман”, литовской стороной проект для межгосударственного PHARE-TACIS проекта с консультационным содействием ЕЭК - “Охрана и управление трансграничных вод между Белоруссией, Латвией, Литвой, Российской Федерацией и Эстонией” позволит оптимально использовать существующие и уже спланированные двусторонние договоры между сторонами.
Межхозяйственное соглашение по охране окружающей среды между Республикой Беларусь и Латвией;
Межправительственное соглашение об охране окружающей среды между Республикой Беларусь и Российской Федерацией;
Межправительственное соглашение о взаимодействии по охране окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством охраны окружающей среды Литовской Республики;
Договор об охране вод между Эстонией и Российской Федерацией;
Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписание намечено в 1996г.)
Предполагаемая программа будет иметь связь с действующей программой HELCOM (Хельсинской комиссии по охране окружающей среды Балтийского моря) относительно источников загрязнения на суше с программой по охране окружающей среды для бассейна реки Дунай, национальными программами PHARE-TACIS. Она также будет иметь связь с деятельностью и проектами, субсидируемыми по соглашению между национальными Правительствами и договорами, Международными Финансовыми Организациями (МФО) (Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Организациями Объединенных наций) улучшить управление окружающей средой ( и пр. управление сточными водами) так и с двусторонними проектами содействия предпринятыми сторонами - донорами из Западной Европы. Проект будет создан на опыте и результатах, полученных из действующих проектов, таких как двусторонние проекты между Эстонией и Швецией, Россией и Швецией по мониторингу оценки для Чудского озера, сотрудничеству между Латвией, Литвой, Швецией для бассейна реки Лелупе и проекту между Латвией, Нидерландами и .Аргентиной по охране окружающей среды США, по созданию станции мониторинга своевременного оповещения в Педруе. Другие примеры работы, которые будут приняты во внимание, - это предпроектные исследования Литовского побережья и бассейна реки Неман по западу Северного Инвестиционного Банка, приготовленные Консультационной группой Konsult Water Projects AB “Kruger Consult As”. Она также использует общий Литовско - Американский научно-исследовательский проект по предопределению и влиянию загрязняющих веществ на окружающую среду . Кроме того, она заимствует опыт сотрудничества между Латвией и Литвой по бассейну реки Лелупе, которое субсидируется Швецией. Она также примет во внимание выполняемую работу по обнаружению утечки в Риге, Лиепае и Таллине, которое выполняется Комиссией Европейского Содружества, Программой PHARE и соответствующими Правительствами. В заключение, надо отметить, что Проект Всемирного Банка по охране окружающей среды г.Шауляй, касающийся загрязнений, поступающих из верховья бассейна реки Лелупе находится в подготовительной стадии.
Исходя из опыта развития Европы - культурная и общественная разнородность способствует возникновению огромного количества правовых и административных систем, структур и юрисдикций как в странах - членах Европейского Союза, так и странах, которые ими не являются. Эта разнородность сильно затрудняет организацию приграничного сотрудничества и поэтому она нивелируется. Только в этом случае приграничные территории и регионы, реализующие основные принципы сотрудничества, на практике, могут создавать общую “плоскость” между народами стран, и их структурными элементами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.