·
Авторитет в трудовом
коллективе;
·
Признание родных,
знакомых, друзей;
·
Самосовершенствование и
самовыражение – интересная работа;
·
Применение своих знаний,
умений, способностей;
·
Творческий характер труда;
·
Материально-практические,
утилитарные ценности - хороший заработок;
·
Должность, удовлетворяющая
личность, перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы,
которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей
этой личности.
По виду мотивы выбора профессии
можно разделить на шесть групп:
·
Общая мотивировка;
·
Романтика профессий;
·
Мотивы познавательного
характера;
19.
·
Мотивы, в которых
подчеркивается общественная значимость профессии;
·
Ссылка на пример;
·
Немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре
группы:
·
Мотив, четко и
аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления
трудовой деятельности;
·
Мотивация нечеткая,
недостаточно мотивированная;
·
Мотивация неуверенная,
неаргументированная;
·
Никак неаргументированная
мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило
человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы
выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к
объективным ценностям.»[18]
Итак, мы рассмотрели ценностные
ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими
характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности
– интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика
предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности
– “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение
к объекту”.
Как правило, на занятия, к
которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться
с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в
этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к
данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость
усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких
результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях
профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной
программы, но и определенными профессиями.
« Способности – “это
такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний,
умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами деятельности”.
По отношению к знаниям, умениям
и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли
приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий,
например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована
его трудовая деятельность и т. д.
Такой подход к данному вопросу дает
ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки,
физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут
развиваться у человека те или иные профессиональные способности.
20.
Эти материальные, заложенные в организме
человека ученые называют задатками. На их развитие большое
влияние оказывает окружающая среда.
Кроме способностей, к
индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и
характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.»[19]
Итак, мы рассмотрели группы психологических
характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных
целях.
Учет особенностей темперамента
(быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных
условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для
выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для
определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой
деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.
Изучение особенностей характера
школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет
психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для
определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и
как будущего организатора, командира производственного процесса в различных
областях физического и умственного труда.
21.
В широком смысле слова профконсультация
- это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении
учащихся, основанная на изучении личности.
«Можно выделить три этапа в работе по
профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору
профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами,
склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в
8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних
профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.” [10; 95].
На каждом из этих этапов профконсультация
носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к
выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств
личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий
характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его
способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя
состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный
характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния
здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности
к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и
характере труда, возможностях получения специального образования,
профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют
три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и
справочную.
Для проведения психолого-педагогической
консультации используют данные предварительной профдиагностики личности
школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать
возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии,
исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку
профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других
медицинских работников.»[20]
Отдельные профессии предъявляют повышенные
требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных
качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной
системы, а подчас и к заболеванию.
В том случае, если после сопоставления
медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его
профессиональной
22.
направленностью обнаружатся противопоказания,
профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность
сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом
нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со
склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала
ему.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в
профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно
назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому
человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся
знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в
учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся
по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Итак, профконсультация - это оказание
помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем
случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу
выбора профессии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|