23.
Составная часть профориентации -
профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью
смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые
обязанности.
В процессе профессионального отбора
определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей
физиологических и интеллектуальных различий.
«Существующее физическое и
интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда
и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе
не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной
принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не
учителями.
Но, отвергая понимание способностей как
врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу,
нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических
предрасположений к той или иной работе.
Профессиональная пригодность - это уровень
соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека
профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают
нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной
неполноценности, от которой страдают и общество и личность.»[21]
«Профотбор (подбор) подразделяют на два вида -
констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор
предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в
форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает
новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор)
имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся
показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает
нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных
мест.
С усложнением труда в процессе
научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к
некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть
много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и
психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной
скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические
ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор трудно осуществлять из-за
недостаточности развития методики его применения.»[22]
«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального
самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей
профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется
процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и,
наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому
адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной
работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это
процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных
школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их
профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в
народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс
профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве,
другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и
подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор
профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также
социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой
профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную
социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических
отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации
можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-
психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя
овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро
ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и
программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация
заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения,
действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит
ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между
руководителями и подчиненными и т.п.
В процессе приспособления к трудовому
коллективу можно выделить три стадии:
·ознакомление с новой ситуацией;
·стадия приспособления к этой ситуации -
работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей,
но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
·стадия ассимиляции - полное приспособление к
трудовому коллективу, усвоение его установок.»[23]
25.
В заключение
проведенной работы мы получили следующие результаты:
1.Изучили
теорию профориентации, включая факты, закономерности, принципы (принцип
сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип активности и
принцип развития)
2.Изучили
методологию, используемой в профориентационной работе, которая помогает
повысить эффективность практической работы, включающую в себя:
·
предварительную
классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и
профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах
·
подготовку молодежи к
выбору профессии и своего места в обществе
·
профессиональное
просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
·
предварительную
профессиональная диагностику, направленную на выявление интересов и
способностей личности к той или иной профессии и т.д.
3.Рассмотрели
способы планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся
4.
Произвели оценку деятельности по решению проблем,
связанных
с социально-профессиональной адаптацией
молодежи, т.е. приспособления учащихся к будущей профессии в
общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к
условиям их профессионального труда
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка
подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая
задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с
постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и
профессиональной ориентации.
2. Передовой педагогический опыт, результаты научных
исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов
трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху
профориентационной деятельности .
3.
Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной
ориентации позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это
государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по
содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»[24].
26.
1. «Методы
активизации профессионального и личностного самоопределения»
Н.С. Пряжников,
Москва, Издательство НПО «Модэк»
2002 год, 392
стр.
2. «Профессиональная ориентация молодежи»
А.
Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа
1989 год – 272 стр.;
3. Информационно-методический
и дидактический журнал «Имидж»
N2, март 2002 год
Статья
«Профориентация: проблемы, опыт, перспективы», Пустовая Е.Н.
4. Журнал «Отдел
кадров», N3 (14) от
01.03.2002
Статья «О профессиональной ориентации
молодежи»
27.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|