рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основные направления государственной политики занятости на современном этапе

Интересам предпринимателей эти формы занятости соответствуют по целому ряду параметров:

o              в отдельные периоды использование НФЗ продиктовано объективными требованиями производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом, необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных с увольнением рабочей силы, а позднее — наймом новой);

o              привлечение дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к пропорциональному росту издержек на рабочую силу;

o              интенсивность, производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ, оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации. Это относится, прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим нешаблонные не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной график.

На макроэкономическом уровне использование НФЗ открывает возможность снизить остроту проблем занятости за счет обеспечения рынке труда уязвимым категориям населения способа получения дохода и поддержания уровня своей квалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методов смягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и т.п.).

К настоящему времени в странах с развитой рыночной экономикой в нестандартных режимах трудится от 25 до 30% всех занятых, сложилась разветвленная и многообразная система организационных схем такой занятости, существует законодательная база, регулирующая социально-трудовые отношения в сфере НФЗ. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены:

o              частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.);

o              занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;

o              чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более работниками);

o              основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; работа по совместительству (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда;

o              самозанятость, предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации.

Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса. Причины, побуждающие людей заниматься такого рода деятельностью, различны. Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий режим работы. Многие умышленно скрываются от властей с тем, чтобы сохранить социальные пособия или избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров, например).

 

 

 

 

5.    НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ.

 

Помимо рассмотренных ранее видов занятости в государственном и частном секторах экономики, новым явлением в сфере занятости населения является деятельность в неформальном секторе экономики. Международная организация труда к неформальному сектору экономики относит небольшие заведения по производству и продаже товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильной занятостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддерживаются правительством, на них не распространены система социальной защиты, часто они не подпадают под нормы трудового законодательства и т.д.

Появление неформального сектора в экономике особенно характерно для развивающихся стран. Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них:

o              уличная торговля («с лотка»);

o              ремонтные работы;

o              деятельность, связанная с программным обеспечением компьютеров;

o              бухгалтерские работы и секретарские услуги;

o              работа по договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства;

o              домашние услуги и пр.

Факторами роста неформальной занятости являются:

o              менее благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше уровень неформальной занятости);

o              нехватка новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости);

o              уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот уровень выше).

Большинство работников в неформальном секторе (около 65%) занимаются торговлей промышленными и продовольственными товарами на улице «с лотка», в коммерческих ларьках, на рынке и т.д. Далее по значимости идут посреднические и прочие услуги — 22%, производство и сбыт сельскохозяйственной продукции — 8%, производство товаров — 5%.

Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики:

o              уменьшение безработицы благодаря занятости в неформальном секторе;

o              небольшие предприятия, организуемые в неформальном секторе, являются начальной ступенью в создании собственного дела, которое может превратиться в более серьезную форму предпринимательства и увеличить число новых рабочих мест.

Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики:

o              экономические и правовые трудности работников (большинство отношений в неформальном секторе экономики не регламентируется современным трудовым законодательством);

o              высокие налоги, которые приходится платить государству (!), а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции;

o              большинство занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице;

o              отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты;

o              высокий риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических сделок.

 

 

 

 

 

 

6.    ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ.

 

Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений.

Наряду с государственными органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе (создана в 1992 г). Она состоит из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства Российской Федерации, которые образуют три соответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссия посредством ведения коллективных переговоров и подготовки текста генерального соглашения содействует обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы рынка труда. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.

Аналогичные трех- и двусторонние комиссии (состоящие из представителей работодателей и профессиональных союзов) создаются и в субъектах Российской Федерации, на отдельных территориях и составляют систему социального партнерства.

Важным составным направлением обеспечения занятости населения является организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий. Кроме государственных органов в процессе разработки, реализации и контроля выполнения программ занятости и защиты интересов работников принимают активное участие представители профессиональных союзов. Среди основных задач профсоюзных органов в сфере труда и занятости следует отметить разработку и реализацию конкретных мер по разъяснению и осуществлению прав работников в этой области, проведение профсоюзного контроля за занятостью и соблюдение законодательства в области занятости.

В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующие стимулы и санкции.

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.