Интересам
предпринимателей эти формы занятости соответствуют по целому ряду параметров:
o
в
отдельные периоды использование НФЗ продиктовано объективными требованиями
производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом,
необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее
квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных
с увольнением рабочей силы, а позднее — наймом новой);
o
привлечение
дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в
большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к
пропорциональному росту издержек на рабочую силу;
o
интенсивность,
производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ,
оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации.
Это относится, прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим
нешаблонные не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые
зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего
времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной
график.
На
макроэкономическом уровне использование НФЗ открывает возможность снизить
остроту проблем занятости за счет обеспечения рынке труда уязвимым категориям
населения способа получения дохода и поддержания уровня своей квалификации и
работоспособности. НФЗ может стать одним из методов смягчения безработицы в
массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае
необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной
определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и
т.п.).
К настоящему
времени в странах с развитой рыночной экономикой в нестандартных режимах
трудится от 25 до 30% всех занятых, сложилась разветвленная и многообразная
система организационных схем такой занятости, существует законодательная база,
регулирующая социально-трудовые отношения в сфере НФЗ. К числу разновидностей
НФЗ могут быть отнесены:
o
частичная
занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени
ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость
(сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и
т.п.);
o
занятость
в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;
o
чередование
на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены
нормальной продолжительности между двумя или более работниками);
o
основанные
на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени:
надомный труд; работа по совместительству (или труд на принципах двойственной
занятости); гибкие графики труда;
o
самозанятость,
предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест
отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения
постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в
самореализации.
Самозанятость является одним из важнейших
направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости
являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере
малого бизнеса. Причины, побуждающие людей заниматься такого рода
деятельностью, различны. Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий
режим работы. Многие умышленно скрываются от властей с тем, чтобы сохранить
социальные пособия или избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров,
например).
5.
НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ.
Помимо
рассмотренных ранее видов занятости в государственном и частном секторах
экономики, новым явлением в сфере занятости населения является деятельность
в неформальном секторе экономики. Международная организация труда к неформальному
сектору экономики относит небольшие заведения по производству и продаже
товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности
труда и нестабильной занятостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные
доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддерживаются
правительством, на них не распространены система социальной защиты, часто они
не подпадают под нормы трудового законодательства и т.д.
Появление
неформального сектора в экономике особенно характерно для развивающихся стран. Виды
неформальной деятельности многообразны, основные из них:
o
уличная
торговля («с лотка»);
o
ремонтные
работы;
o
деятельность,
связанная с программным обеспечением компьютеров;
o
бухгалтерские
работы и секретарские услуги;
o
работа по
договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения
издержек и увеличения гибкости производства;
o
домашние
услуги и пр.
Факторами роста неформальной занятости являются:
o
менее
благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше
уровень неформальной занятости);
o
нехватка
новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых
рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости);
o
уровень
безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот
уровень выше).
Большинство работников в неформальном секторе (около 65%) занимаются
торговлей промышленными и продовольственными товарами на улице «с лотка», в
коммерческих ларьках, на рынке и т.д. Далее по значимости идут посреднические и
прочие услуги — 22%, производство и сбыт сельскохозяйственной продукции — 8%,
производство товаров — 5%.
Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики:
o
уменьшение
безработицы благодаря занятости в неформальном секторе;
o
небольшие
предприятия, организуемые в неформальном секторе, являются начальной ступенью в
создании собственного дела, которое может превратиться в более серьезную форму
предпринимательства и увеличить число новых рабочих мест.
Негативные
стороны занятости в неформальном секторе экономики:
o
экономические
и правовые трудности работников (большинство отношений в неформальном секторе
экономики не регламентируется современным трудовым законодательством);
o
высокие
налоги, которые приходится платить государству (!), а главное поборы
рэкетиров и штрафы милиции;
o
большинство
занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий
уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на
улице;
o
отсутствие
социального страхования и других мер социальной защиты;
o
высокий
риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических
сделок.
6.
ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ.
Ведущее место в разработке и
реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы
занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или
косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых
связаны с регулированием социально-трудовых отношений.
Наряду с государственными
органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении
политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К
таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию
социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе (создана в
1992 г). Она состоит из представителей общероссийских объединений
работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных
союзов и представителей Правительства Российской Федерации, которые образуют
три соответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссия
посредством ведения коллективных переговоров и подготовки текста генерального
соглашения содействует обеспечению единой согласованной политики в области
регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы рынка труда.
Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом «О
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.
Аналогичные трех- и двусторонние комиссии (состоящие из представителей
работодателей и профессиональных союзов) создаются и в субъектах Российской
Федерации, на отдельных территориях и составляют систему социального
партнерства.
Важным составным направлением обеспечения занятости населения является
организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий.
Кроме государственных органов в процессе разработки, реализации и контроля
выполнения программ занятости и защиты интересов работников принимают активное
участие представители профессиональных союзов. Среди основных задач
профсоюзных органов в сфере труда и занятости следует отметить разработку и
реализацию конкретных мер по разъяснению и осуществлению прав работников в этой
области, проведение профсоюзного контроля за занятостью и соблюдение
законодательства в области занятости.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного
регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм
оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и
федеральном уровнях и соответствующие стимулы и санкции.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в
периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать
скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного
регулирования занятости населения Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|