6.1.
Деятельность органов государственной службы
занятости.
Формирование
отечественного рынка труда предопределило острую необходимость создания
государственного органа, ведающего вопросами занятости населения. В апреле 1991
года на базе ранее функционировавших бюро по трудоустройству населения была
создана Федеральная служба занятости населения России. Организационная
структура службы представляет собой систему органов, охватывающих все уровни —
федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В августе 1996
года Федеральная служба занятости России вошла в состав Министерства труда и
социального развития Российской Федерации. В этой связи в составе Минтруда
вопросы проведения государственной политики в области занятости населения на
федеральном уровне решаются непосредственно в:
o
департаменте
народонаселения и политики занятости;
o
департаменте
трудоустройства населения;
o
управлении
финансового обеспечения программ занятости;
o
управлении
социальной поддержки безработных.
Вертикальная система органов государственной службы занятости позволила
полностью охватить все население Российской Федерации, обеспечить обслуживание
населения по единой методике практически в каждом городе и районе Российской
Федерации.
К основным функциям службы занятости населения Российской Федерации можно
отнести следующие:
o
изучение
и анализ состояния, а также прогноз развития занятости населения,
информирование его о положении на рынке труда;
o
разработка
и реализация целевых программ содействия занятости населения;
o
помощь
гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе работников;
o
организация
профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан;
o
осуществление
социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения, а
также оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся
на их содержании членам семей;
o
участие в
разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по регулированию
занятости населения на соответствующих уровнях;
o
осуществление
контроля за правильностью формирования и использования средств государственного
фонда занятости населения Российской Федерации.
Все услуги,
связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами системы
службы занятости бесплатно.
6.2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ.
Финансирование
мероприятий, осуществляемых службой занятости и содержание самой системы
органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 года.
Формирование и
использование средств этого фонда осуществляется в соответствии с Федеральным
законом о бюджете фонда на соответствующий календарный год. Этим законом
устанавливается тариф отчислений средств в Государственный Фонд занятости
населения.
Основными
источниками формирования фонда занятости являются:
o
обязательные
страховые взносы работодателей,
o
обязательные
страховые взносы с заработка работающих,
o
ассигнования
из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов,
o
добровольные
взносы юридических и физических лиц,
o
другие
поступления, включая штрафные санкции.
6.3.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В целях
непрерывного наблюдения за ходом основных социально-трудовых процессов и
устранения негативных тенденций в этой сфере распоряжением Правительства Российской
Федерации от. 22 марта 1995 г. введен порядок осуществления Всероссийского
мониторинга социально-трудовой сферы. Мониторинг регистрируемой безработицы
является составной его частью. Во исполнение этого распоряжения Госкомстат
России 12 сентября 1995 года утвердил единую систему статистических показателей
и краткие методологические пояснения к ним.
Органы государственной службы занятости проводят работу по учету
обратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установлению статуса
безработных, выплате пособий и материальной помощи нуждающимся, направлению на
переобучение и повышение квалификации, выдаче рекомендаций по трудоустройству.
Данные по перечисленным выше показателям формируются и накапливаются по дням,
неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам по каждому органу службы
занятости, по территориям, субъектам Российской Федерации и в целом по России.
Затем полученные статистические данные обобщаются, систематизируются и в
дальнейшем используются при разработке программ занятости на различных уровнях
реализации политики занятости.
Наряду с органами государственной службы занятости функционируют
коммерческие негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством и
профессиональной подготовкой безработных. Но по их деятельности отсутствует
четкая система учета и отчетности, поэтому невозможно сделать какой-либо обзор
и анализ статистических данных.
Положение на рынке труда обусловлено общим социально-экономическим фоном
в стране, изменениями демографической структуры населения, а так же миграцией
трудоспособного населения (приток низкоквалифицированной рабочей силы из
государств СНГ, отток специалистов из страны).
Таблица 1. Параметры предложения труда в динамике за 1994-1999 годы (млн. чел.)[1].
|