Особенности бух.учета в издательской деятельности
Содержание
1.
Введение. – стр. 2
Основные понятия издательской
деятельности. – стр. 2
2.
Организация
издательской деятельности (лицензирование и регистрация). – стр. 4
3.
Себестоимость печатной
продукции. – стр. 6
Бухгалтерский учет затрат на производство и калькулирование
себестоимости издательской продукции. – стр. 12
Затраты по размещению информации в подписном каталоге. – стр.18
Публикации рекламного характера. – стр. 19
Затраты на рекламу в СМИ, самореклама. – стр. 20
Порядок и учет обязательных экземпляров документов. – стр. 22
4.
Особенности
налогообложения. – стр. 23
5.
Порядок проведение
аудиторской проверки редакций и издательств. – стр.26
6.
Список использованной
литературы. – стр. 28
Введение.
С множеством
проблем сталкиваются редакции (издательства), занимающиеся выпуском
периодических печатных изданий – газет, журналов, бюллетеней, а также книжной
продукции. Безусловно, издательская деятельность специфична. Однако, ее
особенности практически не нашли отражения ни в нормативных актах, регулирующих
бухгалтерский учет, ни в нормах налогового законодательства. Не в полной мере
компенсируют пробелы законодательства и официальные разъяснения Минфина России
и министерства РФ по налогам и сборам. Это приводит к тому, что каждая
организация по-своему решает проблемы, возникающие при учете специфических
затрат или дополнительных источников доходов.
Неурегулированность
подходов к решению указанных проблем ставит многие средства массовой информации
и книжные издательства в зависимость от мнения, скажем, налогового инспектора,
который может не согласиться с принятым в бухгалтерии редакции (издательства)
газеты или журнала порядком формирования выручки и учета затрат на производство
печатной продукции и предъявить организации штрафные санкции.
Основные понятия издательской деятельности:
Согласно Закону
РФ от 27.12.91г. №2124-1 «О средствах массовой информации» под массовой
информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц
печатные, аудио-, аудио-визуальные и иные сообщения и материалы.
Средство
массовой информации – периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-,
кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой
информации.
Печатным
изданием признается газета, книга, журнал, брошюра,
альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства
независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи
содержащейся в нем информации.
Периодическое
печатное издание – это газета, журнал, альманах,
бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее
в свет не реже одного раза в год.
Продукция
средства массовой информации – это тираж или часть
тиража отдельного номера периодического печатного издания, аудио- или
видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация
кинохроникальных программ.
Главный
редактор – лицо, возглавляющее редакцию (независимо от
наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении
производства и выпуска средств массовой информации.
Издательская
деятельность – специфический вид производства,
подразумевающий подготовку, а также подготовку и выпуск печатных изданий любого
вида.
Издатель – издательство, иное учреждение, организация (предприниматель),
осуществляющая материально-техническое обеспечение производства продукции
средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо
или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не
служит главным источником дохода.
Распространитель
периодических печатных изданий по договору подписки –
редакция, издатель, выполняющие функции по распространению, другая организация,
индивидуальный предприниматель, осуществляющие реализацию периодических
печатных изданий как в РФ, так и в других государствах (в том числе через
оптовую и розничную торговлю).
Выпуск
печатных изданий производится на основе договора с автором (правопреемником) в
соответствии с действующим законодательством. Коммерческий риск по выпуску
печатных изданий лежит на издательстве, если договором с автором или заказчиком
не предусмотрено иное.
Деятельность
редакций и издательств имеет некоторые особенности, которые нельзя не отметить.
Во-первых,
выпуск печатной продукции производится после получения заказов, сбором которых
занимаются соответствующие организации (отделения связи, агентства и др.).
Следовательно, основную часть печатной продукции редакции выпускают на
основании заказов, т.е. по подписке.
Во-вторых,
распространением печатной продукции занимаются в основном также специальные
организации. Согласно Правилам распространения периодических печатных изданий
по подписке все функции по распространению периодической печатной продукции
берет на себя распространитель продукции, в частности агентства (например, АО
«Международная книга», агентство «Роспечать», «Пресса для всех» и др.)
Организация
издательской деятельности
(лицензирование
и регистрация)
В связи с тем
что СМИ являются основным источником получения информации для физических и
юридических лиц, Правительство РФ уделяет особое внимание вопросам регулирования
деятельности данных организаций. Так, согласно Закону о СМИ не допускается
использование средств массовой информации в целях совершения уголовно
наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или
иную тайну, призыва к захвату власти, классовой, социальной, религиозной
нетерпимости или розни, пропаганды войны.
В законе о
СМИ изложены основные положения организации деятельности средств массовой
информации. В частности, для организации деятельности редакции (издательства)
прежде всего определяется учредитель. В соответствии со ст. 7 Закона о СМИ учредителем
редакции (издательства) может быть гражданин, объединение граждан,
предприятие, учреждение, организация, государственный орган, т.е. любое
физическое или юридическое лицо.
Деятельность
редакции (издательства) строится на основе устава, в котором
должны быть определены:
·
Взаимные права и обязанности учредителя, редакции,
главного редактора;
·
Полномочия коллектива журналистов – штатных
сотрудников редакции;
·
Порядок назначения (избрания) главного редактора,
редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
·
Основания и порядок прекращения и приостановления
деятельности средства массовой информации;
·
Передача и (или) сохранение права на название, иные
юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей,
прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения
ее организационно-правовой формы;
·
Порядок утверждения и изменения устава редакции, а
также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными
актами.
Устав
редакции (издательства) утверждается учредителем самостоятельно.
Для
осуществления деятельности наличия устава недостаточно, редакции (издательству)
необходимо получить свидетельство о регистрации. В зависимости от
территории, на которой распространяется печатная продукция, его выдает
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций либо территориальные органы Государственной инспекции по защите
свободы печати и массовой информации на основании заявления учредителя.
Заявление рассматривается регистрирующим органом в течение месяца, после чего
выдается свидетельство. Если организация планирует выпускать несколько видов
изданий, то на каждый вид следует получить свидетельство о регистрации.
Согласно ст.
8 Закона о СМИ учредителем сохраняется право приступить к производству печатной
продукции в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. При
пропуске этого срока свидетельство о регистрации признается недействительным.
В
соответствии со ст. 14 Закона о СМИ за выдачу свидетельства о регистрации
взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, определяемых
Правительством РФ. Размеры этого сбора зависят от вида издания, от наличия
иностранных инвестиций. Его оплата должна быть произведена к моменту подачи
заявления о регистрации СМИ и подтверждена платежным документом.
Отражение
уплаты регистрационного сбора в бухгалтерском учете:
-
Перечислено 40% регистрационного сбора
регистрирующему органу:
Дт
76 Кт 51
-
Списана за счет собственных средств уплаченная
сумма регистрационного сбора:
Дт
88-2 (счет 84 нового Плана счетов) Кт 76
-
Перечислено 60% регистрационного сбора в
республиканский бюджет:
Дт
68 Кт 51
-
Списана за счет собственных средств уплаченная
сумма регистрационного сбора:
Дт
88-2 (84) Кт 68
Наряду с
обязательной регистрацией действующим законодательством (ст. 12 Закона о СМИ)
установлены случаи, не требующие регистрации: средства массовой информации,
учреждаемые органами законодательной, исполнительной и судебной власти
исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и
иных актов, а также периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи
экземпляров.
Федеральным
законом от 25.09.98г. №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
издательская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности,
т.е. она может осуществляться только после получения лицензии,
которая выдается Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций или территориальными органами Государственной инспекции
по защите свободы печати и массовой информации сроком на 5 лет.
Себестоимость печатной
продукции
Одним из
главных вопросов организации учета в издательствах является определение
себестоимости печатной продукции. Целью такого учета является своевременное,
полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с выпуском и
реализацией издательской продукции, исчисление фактической себестоимости
отдельных ее видов по каждому изданию и всей продукции в целом.
Затраты,
учитываемые в себестоимости для целей налогообложения, порядок их учета,
порядок исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), принимаемой при
формировании налогооблагаемой прибыли от продаж продукции (товаров, работ,
услуг), а также состав внереализационных доходов и расходов, учитываемых для
целей налогообложения, определяются Положением о составе затрат.
Из всех
расходов, признанных и учтенных организацией в себестоимости проданных товаров
(работ, услуг) в бухгалтерском учете, для целей налогообложения учитываются
только те из них, которые поименованы в Положении
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552
В
Методических рекомендациях подчеркивается, что при определении себестоимости
проданной продукции, работ, услуг помимо ПБУ 10/99 «Расходы
организации» следует также руководствоваться отраслевыми инструкциями по
вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ,
услуг).
Себестоимость
издательской продукции – один из основных
экономических показателей, характеризующий производственно-хозяйственную
деятельность издательства (издающей организации). Это важнейший показатель,
который отражает в денежной форме затраты организации, связанные с
производством и реализацией продукции. Себестоимость зависит от организации
производства, качества материалов, умения руководителя правильно организовать
процесс производства и множества других факторов.
Себестоимость
издательской продукции включает совокупность затрат на выпуск и реализацию
готовой продукции и состоит из авторского гонорара, полиграфических услуг,
материалов, расходов на оплату труда работников издательства, отчислений во
внебюджетные фонды, расходов на рекламу и др.
Целью учета
себестоимости является своевременное, полное и достоверное определение
фактических затрат, связанных с выпуском и реализацией издательской продукции,
исчисление фактической себестоимости отдельных видов этой продукции по каждому
названию (заказу) и всей продукции в целом, а также контроль за правильным и
рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. В связи
с этим необходимо, чтобы возможно большая часть затрат относилась на
себестоимость изданий по прямому признаку.
Изготовление
печатной продукции – это сложный технологический процесс, основанный на широком
использовании химических, механических, физико-химический, фотографических и
других процессов. Особенность производства печатной продукции –
многовариантность технологического процесса. Каждая стадия изготовления
печатной продукции имеет соответствующую структуру затрат в зависимости от
уровня механизации и автоматизации производственных процессов, используемых
материалов. Кроме того, ассортимент печатной продукции постоянно меняется,
выпускаемые издания различаются по сложности изготовления и длительности
производственного цикла. На формирование себестоимости печатной продукции
влияют различные факторы, характеризующие как количественную, так и
качественную сторону производимой продукции. Например, тип издания, характер
воспроизводимого оригинала, формат издания и полосы набора, объем издания,
тираж, характер внешнего оформления, срок службы и другие факторы.
Таким
образом, уровень и структура затрат в целом и на отдельных технологических
операциях создания печатной продукции постоянно меняются.
В зависимости
от конкретных условий, характера, организации, технологии и назначения
производства учет затрат и калькулирование себестоимости продукции могут
осуществляться с помощью нормативного, попередельного и позаказного методов.
Нормативный
метод применяется, как правило, при массовом и
серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого
количества деталей и узлов. Он позволяет своевременно выявлять и устанавливать
причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и
смет расходов на обслуживание производства и управление. Отклонением от норм
считается как экономия, так и перерасход сырья, материалов, заработной платы и
других производственных затрат (в том числе в результате замены сырья и
материалов, оплаты работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплат
за отступление от нормативных условий работы и т.п.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|