рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности экономики Франции

Нетарифные ограничения. Наряду с таможенным тарифом ЕС, защищающим хозяйство стран-участниц от внешней конкуренции, широко и регулярно применяются нетарифные средства ограничения импорта, в том числе и во Франции. Помимо единого таможенного тарифа Франция использует такие ограничения ввоза товаров, как контингентирование импорта, контроль над ввозом, антидемпинговые процедуры, импортные налоги, соглашения о “добровольном” ограничении импорта, аттестации продукции, административные и санитарные формальности (более подробная информация представлена в разделе “3.5 Таможенная система страны”). [  ]

Внешняя торговля Франции. В 1994 г. объем внешней торговли Франции возрос. Экспорт увеличился на 9% до1302,4 млрд. фр. (около 380,8 млрд. н.м.), импорт на 10% до 1267,7 млрд. фр. Активное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось с 34,7 до 39,3 млрд. фр. В 1995 г. ожидается рост инвестиций на 14%. В 1994 г. французский импорт из стран Европейского союза увеличился на 12% до 751,6 млрд. фр. Особенно возрос объем торговли с Испанией. Импорт из этой страны увеличился на 23% до 77 млрд. фр., экспорт в Испанию - на 17% до 91,3 млрд. фр. Импорт из Германии увеличился на 11% до 225 млрд. фр., экспорт - на 8% до 221,2 млрд. фр.

Импорт из стран ОЭСР без Европейского союза возрос на 9% до 261,5 млрд. фр., экспорт - на 9% до 227,2 млрд. фр. Экспорт Франции в Японию увеличился в 1994 г. на 10% до 25,4 млрд. фр. Экспорт в новые промышленные страны юго-восточной Азии, включая Китай, возрос на 20% до 68 млрд. фр., импорт на 7% до 70,3 млрд. фр.

 

3.3 Финансирование, кредитование и страхование внешнеэкономической деятельности.

Во Франции для поощрения экспорта используется множество прямых и косвенных средств, что позволяет правительству оказывать большое влияние на развитие торговли в желательном направлении. Это достигается путем предоставления экспортерам льгот в кредитно-финансовой, налоговой и административной областях. Во Франции создана разветвленная система финансирования экспортно-импортных операций зарубежных капиталовложений, освоения новых рынков. На систему финансирования экспорта товаров из страны оказывают большое влияние и такие факторы, как более низкая конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке по сравнению с главными соперниками, потеря и ослабление позиций на ряде рынков развивающихся государств и как результат этого – дефицит платежного баланса на протяжении всех послевоенных лет. Все это определило важнейшую роль государства в создании системы финансовой поддержки экспорта на благоприятных условиях с целью укрепления конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, а широкое участие правительственных ресурсов в этом процессе дало возможность установить один из благоприятных для импортеров французской продукции режимов кредитования и страхования экспорта.

Государственное страхование экспорта во Франции осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными властями, при участии и жестком контроле государственных кредитно-финансовых организаций: Банка Франции, Французского банка для внешней торговли (ФБВТ) и банка “Креди насьональ”. Главной целью ФБВТ является помощь обычным банкам в их операциях по кредитованию внешней торговли. Ныне существующая система финансирования экспорта начала создаваться во второй половине 20-х годов. 1 июля 1971 г. был принят Закон о кредитной реформе, этим был определен порядок кредитования экспорта и расширены источники необходимых для этого средств за счет частных банков.

В 1950 г. правительство, Банк Франции, “Креди насьональ” в сотрудничестве с ФБВТ разработали и согласовали специальный порядок финансирования экспортных сделок со сроком контрактов, не превышающих пять лет. С расширением экспорта машин и оборудования возросла потребность национальных экспортеров в получении долгосрочных финансовых средств. В 1960 г. был издан закон о порядке финансирования долгосрочных кредитов, разрешивший французским банкам выдавать кредиты на срок свыше пяти лет при поставках за рубеж крупного оборудования. Быстро менялась конкурентная борьба на мировом рынке, что и привело к коренной реформе в данной области в 1971 г. Кредитная реформа должна была решить две главные задачи: провести перераспределение источников финансирования экспортных кредитов и создать дополнительные льготы для экспортеров. Главным изменением в источниках финансирования экспорта явились повышение роли коммерческих банков и снижение значения Банка Франции. Реформа привела к расширению финансовой помощи французским экспортерам. Она предусмотрела увеличение размеров кредитования производства товаров с 80 до 90% стоимости контракта и участия банков в финансировании ими экспортных кредитов с 90 до 100%. Эти положения реформы освободили экспортера от финансовых затрат. Была упрощена процедура получения экспортного кредита: число требуемых подписей сократилось до четырех – экспортера, бака, выдавшего кредит, внешнеторгового банка, страховой компании. Особенность французской кредитной системы состоит в том, что любая экспортная сделка, требующая льготного кредита, не может быть совершена без согласия правительства.

В настоящее время кредитование экспорта осуществляется частными банками за счет собственных ресурсов. Государственное воздействие заключается в основном в рефинансировании таких кредитов на льготных условиях как с целью понижения, так и стабилизации ставок на весь период кредитования. Эти операции проводит Банк Франции и ФБВТ – единственный специализированный банк в Западной Европе. Последний финансирует экспорт французских фирм путем учета их векселей, акцептов и гарантий, предоставляя кратко-, средне- и  долгосрочные экспортные кредиты, а также ссуды предпринимателям на производство экспортной продукции.

Правительственная политика в области кредитования экспорта разрабатывается Управлением внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета, которое осуществляет общее руководство Французской компанией по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ), без полиса которой не может быть обеспечен льготный характер экспортного займа. Выдачей разрешений на кредит и контролем за выполнением этих решений занимаются две правительственные комиссии – Комитет директоров и Комиссия гарантий и внешнеторговых кредитов. Комитет директоров, являющийся специализированным органом управления внешнеэкономических связей, решает вопросы о выдаче долгосрочных кредитов и их условиях. Комиссия гарантий внешнеторговых кредитов, являясь межминистерским органом, рассматривает с участием Казначейства заинтересованных министерств, банков (Банка Франции, “Креди насьональ”) условия финансирования и реализации экспортных поставок в кредит и устанавливает, какую часть кредита застрахует КОФАСЕ. Комиссия единолично принимает решения по среднесрочным кредитам, а по долгосрочным – следует указаниям Комитета директоров.

Во Франции существуют следующие критерии градации кредитов по срокам. Ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех – долгосрочными. Финансированием среднесрочных кредитов занимается ФБВТ, который затем рефинансирует их по льготной ставке у Банка Франции. Однако финансирование и рефинансирование касается не всей суммы займа, льготный характер основной части экспортного кредита обеспечивается за счет ресурсов выдавшего его коммерческого банка. По долгосрочным кредитам финансирование и рефинансирование части, подлежащей погашению в течение первых семи лет, происходит аналогично, остальная часть финансируется полностью ФБВТ за счет средств Казначейства или ресурсов, мобилизованных на частном рынке капиталов. Стремясь усилить конкурентоспособность национальных фирм, правительство Франции в 1986 г. создало новый вид экспортного кредита – “моноблок”, представляющий собой одно финансовое соглашение вместо двух прежних (льготного займа Казначейства и займа коммерческого банка) с льготными, по сравнению с рыночными, условиями кредитования.

В конце 80-х годов была изменена система участия государства в предоставлении кредитов путем отмены вмешательства в сферу среднесрочного кредитования. Банки получили возможность свободно предоставлять кредит поставщику, а для кредита покупателю отменена необходимость разрешения Генеральной дирекции таможен и косвенных налогов, гарантии КОФАСЕ. С 1985 г. банки могут выдавать “свободные” кредиты во французских франках без участия государства, условия которых определяются рынком. При этом кредиты могут быть предоставлены на любой срок и любым странам.

Государственное страхование внешнеэкономических операций во Франции началось с 1928 г., и в настоящее время оно осуществляется КОФАСЕ. Система страхования играет важную роль в стимулировании экспорта товаров путем защиты от различных рисков, которые могут возникнуть в ходе совершения торговых сделок. В современных условиях страхование служит не только защитой экспортеров от возможных рисков, но и стало важным условием получения банковского кредита, а в конечном счете – заключения экспортного контракта. Ныне во Франции осуществляется страхование рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением иностранных курсов валют; организацией за границей ярмарок, выставок, зарубежных инвестиций; страхуется непредвиденное повышение цен в период изготовления экспортной продукции.

На практике КОФАСЕ как частная компания страхует за свой счет от коммерческих рисков краткосрочные экспортные кредиты; как государственная компания она (под контролем правительства и за его счет) гарантирует коммерческие риски по всем экспортным кредитам и коммерческие риски по средне- и долгосрочным кредитам. Страхуются следующие сделки: продажа товаров, предоставление услуг (участие в торговых ярмарках, изучение иностранных рынков, реклама, аренда оборудования); осуществление строительных работ за рубежом; инвестиции за границей; экспортные кредиты поставщикам и долгосрочные кредиты покупателю, а также финансовые промышленные кредиты. К числу рисков, гарантируемых КОФАСЕ, относятся:

·        коммерческие – неплатежеспособность покупателя, задержка платежей;

·        политические – возникающие в результате войны или решения французского правительства, запрещающего производство или экспорт товаров;

·        связанные со стихийными бедствиями – ураганами, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов в стране должника;

·        валютные – вследствие введения валютных ограничений или падения курса валюты, в которой заключена сделка;

·        связанные с трансфертами, то есть переводом средств должником, - из-за трудностей экономического и юридического характера, препятствующих переводу или задерживающих их;

·        экономические – риски роста цен (покрываемые в той степени, в которой увеличение цен во Франции превышает рост мировых цен) и риски, возникающие в связи изучением иностранных рынков (некомпенсируемые расходы вследствие такого изучения, рекламы и участия в торговых ярмарках).

Степень покрытия страхуемых рисков различна и зависит от их характера. При коммерческих рисках потери возмещаются в размере от 80 до 85%; политические и связанные со стихийными бедствиями – от 80 до 90%; валютные –100%; экономические: повышение цен – 100%, изучение иностранных рынков – от 50 до 60%. Страховые операции, осуществляемые от имени правительства, должны быть одобрены Комиссией гарантий и внешнеторговых кредитов, а в случае средне- и долгосрочных сделок по экспортному кредитованию – министерством экономики, финансов и бюджета на основе рекомендаций Комитета директоров.

Краткосрочные операции КОФАСЕ страхуются самостоятельно за счет собственных ресурсов в пределах лимита, устанавливаемого ежегодно правительством. В зависимости от характера и объема сделки определяются и страховые платежи, вносимые в пользу КОФАСЕ и в среднем составляющие для частных лиц и компаний по политическим рискам 0,25% годовых, а при сочетании их с коммерческими рисками –0,85%. Для государственных учреждений и при гарантии правительств стран-импортеров ставка платежей по обоим видам рисков равна 0,5%. Страховые взносы при валютных рисках во время падения курса валюты ниже 2,25% составляют 0,36: годовых с гарантируемой суммы сделки, если она заключена в валютах стран – членов ЕС, и 0,648% - в других денежных единицах. Во Франции действует специальная процедура покрытия тех рисков по экспортным кредитам, которые нельзя застраховать в КОФАСЕ (валютные риски в замкнутой валюте). Такие риски берет на себя само предприятие-экспортер, выдавшее данную ссуду. Расширяется круг гарантий, представляемых КОФАСЕ. Введен страховой полис, покрывающий индивидуальные деловые поездки, а также полис, гарантирующий экспортеру стабильность кредитных ставок во время переговоров по заключению сделки. [  ]

 

3.4. Иностранная предпринимательская деятельность в стране.

Инвестиционный климат в стране. Экономические обозреватели считают, что из-за кризисного сокращения капиталовложений оживление инвестиций в 1994 г. было вялым и запоздало по-сравнению с основными странами – конкурентами. Суммарный объем производственных капиталовложений предприятий вырос в 1994 г. на 0,5%, а в 1995 г. - на 6%. В промышленности объем инвестиций снизился в 1991 - 1994 г. на 33,5% (в 1994 г. - на 5%). Объем инвестиций в традиционно капиталоемких отраслях, производящих полуфабрикаты, в 1994 - 1995 г. продолжал падать. Оживление коснулось прежде всего наиболее динамичной части инвестиций - вложений в оборудование. В 1994 г. они увеличились на 1,8%. Однако инвестиции направлялись в основном на восстановление имеющегося оборудования. Существующее на заводах оборудование, недоиспользовавшееся во время кризиса, стало приводиться в действие, в то время как покупка новых машин была сведена до минимума.

1994 г. - это один из удачных годов для Франции по привлечению иностранных капиталовложений, которые создают новые рабочие места и гарантируют их сохранение по крайней мере в течение последующих трех лет. Основные сферы приложения иностранных инвестиций - электроника, информатика, телекоммуникации, автомобилестроение, химия, биохимия, фармацевтика. Иностранных инвесторов привлекают во Франции высокая квалификация и дешевизна рабочей силы, развитая инфраструктура.

Как отмечается в "Echo", в тот период, когда французское правительство в качестве приоритетного направления своей экономической политики выбрало решение проблемы занятости, приток иностранных инвестиций в экономику страны начал сокращаться. В предыдущие годы благодаря поступлению капиталов из-за границы во Франции ежегодно создавалось до 15 000 рабочих мест (в 1994 г.-17 000).

По мнению специалистов, 1995 г. в этом отношении был "явно неудовлетворительным, если не катастрофическим". Согласно оценке экспертов Банка Франции, за 9 месяцев прошлого года объем иностранных инвестиций во французскую экономику равнялся 31,15 млрд. французских франков и в целом за год вряд ли достигнет уровня 1994 г. - 58,3 млрд. французских франков, а тем более 1993 г. - 68,9 млрд.

От недостатка инвестиций страдает не только Франция, на долю которой приходится около 20 % всего объема иностранных капиталов, поступающих в Европу, но весь этот регион в целом. Иностранные инвесторы, усилившие здесь свою деятельность в преддверии расширения Европейского Союза (ЕС), в последние годы переключились на Северную Америку и Азию. В 1994 г. приток зарубежных инвестиций в азиатские страны (61 млрд. долларов) превысил приток иностранных инвестиций, вложенных в европейские - 59 млрд. долларов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.