Нетарифные ограничения. Наряду с таможенным тарифом ЕС, защищающим
хозяйство стран-участниц от внешней конкуренции, широко и регулярно применяются
нетарифные средства ограничения импорта, в том числе и во Франции. Помимо
единого таможенного тарифа Франция использует такие ограничения ввоза товаров,
как контингентирование импорта, контроль над ввозом, антидемпинговые процедуры,
импортные налоги, соглашения о “добровольном” ограничении импорта, аттестации
продукции, административные и санитарные формальности (более подробная
информация представлена в разделе “3.5 Таможенная система страны”). [ ]
Внешняя торговля Франции. В 1994 г. объем внешней торговли Франции возрос. Экспорт увеличился на
9% до1302,4 млрд. фр. (около 380,8 млрд. н.м.), импорт на 10% до 1267,7 млрд.
фр. Активное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось с 34,7 до 39,3 млрд.
фр. В 1995 г. ожидается рост инвестиций на 14%. В 1994 г. французский импорт из
стран Европейского союза увеличился на 12% до 751,6 млрд. фр. Особенно возрос
объем торговли с Испанией. Импорт из этой страны увеличился на 23% до 77 млрд.
фр., экспорт в Испанию - на 17% до 91,3 млрд. фр. Импорт из Германии увеличился
на 11% до 225 млрд. фр., экспорт - на 8% до 221,2 млрд. фр.
Импорт из стран ОЭСР без Европейского союза
возрос на 9% до 261,5 млрд. фр., экспорт - на 9% до 227,2 млрд. фр. Экспорт
Франции в Японию увеличился в 1994 г. на 10% до 25,4 млрд. фр. Экспорт в новые
промышленные страны юго-восточной Азии, включая Китай, возрос на 20% до 68
млрд. фр., импорт на 7% до 70,3 млрд. фр.
3.3 Финансирование, кредитование и страхование внешнеэкономической
деятельности.
Во Франции для поощрения экспорта используется
множество прямых и косвенных средств, что позволяет правительству оказывать
большое влияние на развитие торговли в желательном направлении. Это достигается
путем предоставления экспортерам льгот в кредитно-финансовой, налоговой и
административной областях. Во Франции создана разветвленная система
финансирования экспортно-импортных операций зарубежных капиталовложений,
освоения новых рынков. На систему финансирования экспорта товаров из страны
оказывают большое влияние и такие факторы, как более низкая
конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке по сравнению с главными
соперниками, потеря и ослабление позиций на ряде рынков развивающихся
государств и как результат этого – дефицит платежного баланса на протяжении
всех послевоенных лет. Все это определило важнейшую роль государства в создании
системы финансовой поддержки экспорта на благоприятных условиях с целью
укрепления конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, а
широкое участие правительственных ресурсов в этом процессе дало возможность
установить один из благоприятных для импортеров французской продукции режимов
кредитования и страхования экспорта.
Государственное страхование экспорта во Франции осуществляется
в соответствии со специальными правилами, установленными властями, при участии
и жестком контроле государственных кредитно-финансовых организаций: Банка
Франции, Французского банка для внешней торговли (ФБВТ) и банка “Креди
насьональ”. Главной целью ФБВТ является помощь обычным банкам в их операциях по
кредитованию внешней торговли. Ныне существующая система финансирования
экспорта начала создаваться во второй половине 20-х годов. 1 июля 1971 г. был
принят Закон о кредитной реформе, этим был определен порядок кредитования
экспорта и расширены источники необходимых для этого средств за счет частных
банков.
В 1950 г. правительство, Банк Франции, “Креди
насьональ” в сотрудничестве с ФБВТ разработали и согласовали специальный
порядок финансирования экспортных сделок со сроком контрактов, не превышающих
пять лет. С расширением экспорта машин и оборудования возросла потребность
национальных экспортеров в получении долгосрочных финансовых средств. В 1960 г.
был издан закон о порядке финансирования долгосрочных кредитов, разрешивший
французским банкам выдавать кредиты на срок свыше пяти лет при поставках за
рубеж крупного оборудования. Быстро менялась конкурентная борьба на мировом
рынке, что и привело к коренной реформе в данной области в 1971 г. Кредитная
реформа должна была решить две главные задачи: провести перераспределение
источников финансирования экспортных кредитов и создать дополнительные льготы
для экспортеров. Главным изменением в источниках финансирования экспорта
явились повышение роли коммерческих банков и снижение значения Банка Франции.
Реформа привела к расширению финансовой помощи французским экспортерам. Она
предусмотрела увеличение размеров кредитования производства товаров с 80 до 90%
стоимости контракта и участия банков в финансировании ими экспортных кредитов с
90 до 100%. Эти положения реформы освободили экспортера от финансовых затрат.
Была упрощена процедура получения экспортного кредита: число требуемых подписей
сократилось до четырех – экспортера, бака, выдавшего кредит, внешнеторгового
банка, страховой компании. Особенность французской кредитной системы состоит в
том, что любая экспортная сделка, требующая льготного кредита, не может быть
совершена без согласия правительства.
В настоящее время кредитование экспорта
осуществляется частными банками за счет собственных ресурсов. Государственное
воздействие заключается в основном в рефинансировании таких кредитов на
льготных условиях как с целью понижения, так и стабилизации ставок на весь
период кредитования. Эти операции проводит Банк Франции и ФБВТ – единственный
специализированный банк в Западной Европе. Последний финансирует экспорт
французских фирм путем учета их векселей, акцептов и гарантий, предоставляя
кратко-, средне- и долгосрочные экспортные кредиты, а также ссуды предпринимателям
на производство экспортной продукции.
Правительственная политика в области
кредитования экспорта разрабатывается Управлением внешнеэкономических связей
министерства экономики, финансов и бюджета, которое осуществляет общее
руководство Французской компанией по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ), без
полиса которой не может быть обеспечен льготный характер экспортного займа.
Выдачей разрешений на кредит и контролем за выполнением этих решений занимаются
две правительственные комиссии – Комитет директоров и Комиссия гарантий и
внешнеторговых кредитов. Комитет директоров, являющийся специализированным
органом управления внешнеэкономических связей, решает вопросы о выдаче
долгосрочных кредитов и их условиях. Комиссия гарантий внешнеторговых кредитов,
являясь межминистерским органом, рассматривает с участием Казначейства
заинтересованных министерств, банков (Банка Франции, “Креди насьональ”) условия
финансирования и реализации экспортных поставок в кредит и устанавливает, какую
часть кредита застрахует КОФАСЕ. Комиссия единолично принимает решения по
среднесрочным кредитам, а по долгосрочным – следует указаниям Комитета
директоров.
Во Франции существуют следующие критерии
градации кредитов по срокам. Ссуды от двух до четырех лет считаются
среднесрочными, а свыше четырех – долгосрочными. Финансированием среднесрочных
кредитов занимается ФБВТ, который затем рефинансирует их по льготной ставке у
Банка Франции. Однако финансирование и рефинансирование касается не всей суммы
займа, льготный характер основной части экспортного кредита обеспечивается за
счет ресурсов выдавшего его коммерческого банка. По долгосрочным кредитам
финансирование и рефинансирование части, подлежащей погашению в течение первых
семи лет, происходит аналогично, остальная часть финансируется полностью ФБВТ
за счет средств Казначейства или ресурсов, мобилизованных на частном рынке
капиталов. Стремясь усилить конкурентоспособность национальных фирм,
правительство Франции в 1986 г. создало новый вид экспортного кредита –
“моноблок”, представляющий собой одно финансовое соглашение вместо двух прежних
(льготного займа Казначейства и займа коммерческого банка) с льготными, по
сравнению с рыночными, условиями кредитования.
В конце 80-х годов была изменена система
участия государства в предоставлении кредитов путем отмены вмешательства в
сферу среднесрочного кредитования. Банки получили возможность свободно
предоставлять кредит поставщику, а для кредита покупателю отменена
необходимость разрешения Генеральной дирекции таможен и косвенных налогов, гарантии
КОФАСЕ. С 1985 г. банки могут выдавать “свободные” кредиты во французских
франках без участия государства, условия которых определяются рынком. При этом
кредиты могут быть предоставлены на любой срок и любым странам.
Государственное страхование внешнеэкономических
операций во Франции началось с 1928 г., и в настоящее время оно осуществляется
КОФАСЕ. Система страхования играет важную роль в стимулировании экспорта
товаров путем защиты от различных рисков, которые могут возникнуть в ходе
совершения торговых сделок. В современных условиях страхование служит не только
защитой экспортеров от возможных рисков, но и стало важным условием получения
банковского кредита, а в конечном счете – заключения экспортного контракта.
Ныне во Франции осуществляется страхование рисков, связанных с предварительным
изучением рынка, изменением иностранных курсов валют; организацией за границей
ярмарок, выставок, зарубежных инвестиций; страхуется непредвиденное повышение
цен в период изготовления экспортной продукции.
На практике КОФАСЕ как частная компания
страхует за свой счет от коммерческих рисков краткосрочные экспортные кредиты;
как государственная компания она (под контролем правительства и за его счет)
гарантирует коммерческие риски по всем экспортным кредитам и коммерческие риски
по средне- и долгосрочным кредитам. Страхуются следующие сделки: продажа
товаров, предоставление услуг (участие в торговых ярмарках, изучение
иностранных рынков, реклама, аренда оборудования); осуществление строительных
работ за рубежом; инвестиции за границей; экспортные кредиты поставщикам и
долгосрочные кредиты покупателю, а также финансовые промышленные кредиты. К
числу рисков, гарантируемых КОФАСЕ, относятся:
·
коммерческие –
неплатежеспособность покупателя, задержка платежей;
·
политические – возникающие
в результате войны или решения французского правительства, запрещающего
производство или экспорт товаров;
·
связанные со стихийными
бедствиями – ураганами, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов в
стране должника;
·
валютные – вследствие
введения валютных ограничений или падения курса валюты, в которой заключена
сделка;
·
связанные с трансфертами,
то есть переводом средств должником, - из-за трудностей экономического и
юридического характера, препятствующих переводу или задерживающих их;
·
экономические – риски
роста цен (покрываемые в той степени, в которой увеличение цен во Франции
превышает рост мировых цен) и риски, возникающие в связи изучением иностранных
рынков (некомпенсируемые расходы вследствие такого изучения, рекламы и участия
в торговых ярмарках).
Степень покрытия страхуемых рисков различна и
зависит от их характера. При коммерческих рисках потери возмещаются в размере
от 80 до 85%; политические и связанные со стихийными бедствиями – от 80 до 90%;
валютные –100%; экономические: повышение цен – 100%, изучение иностранных
рынков – от 50 до 60%. Страховые операции, осуществляемые от имени
правительства, должны быть одобрены Комиссией гарантий и внешнеторговых
кредитов, а в случае средне- и долгосрочных сделок по экспортному кредитованию
– министерством экономики, финансов и бюджета на основе рекомендаций Комитета
директоров.
Краткосрочные операции КОФАСЕ страхуются
самостоятельно за счет собственных ресурсов в пределах лимита, устанавливаемого
ежегодно правительством. В зависимости от характера и объема сделки
определяются и страховые платежи, вносимые в пользу КОФАСЕ и в среднем
составляющие для частных лиц и компаний по политическим рискам 0,25% годовых, а
при сочетании их с коммерческими рисками –0,85%. Для государственных учреждений
и при гарантии правительств стран-импортеров ставка платежей по обоим видам
рисков равна 0,5%. Страховые взносы при валютных рисках во время падения курса
валюты ниже 2,25% составляют 0,36: годовых с гарантируемой суммы сделки, если она
заключена в валютах стран – членов ЕС, и 0,648% - в других денежных единицах.
Во Франции действует специальная процедура покрытия тех рисков по экспортным
кредитам, которые нельзя застраховать в КОФАСЕ (валютные риски в замкнутой
валюте). Такие риски берет на себя само предприятие-экспортер, выдавшее данную
ссуду. Расширяется круг гарантий, представляемых КОФАСЕ. Введен страховой
полис, покрывающий индивидуальные деловые поездки, а также полис, гарантирующий
экспортеру стабильность кредитных ставок во время переговоров по заключению
сделки. [ ]
3.4. Иностранная предпринимательская деятельность в
стране.
Инвестиционный климат в стране. Экономические обозреватели считают, что из-за
кризисного сокращения капиталовложений оживление инвестиций в 1994 г. было
вялым и запоздало по-сравнению с основными странами – конкурентами. Суммарный
объем производственных капиталовложений предприятий вырос в 1994 г. на 0,5%, а
в 1995 г. - на 6%. В промышленности объем инвестиций снизился в 1991 - 1994 г.
на 33,5% (в 1994 г. - на 5%). Объем инвестиций в традиционно капиталоемких
отраслях, производящих полуфабрикаты, в 1994 - 1995 г. продолжал падать.
Оживление коснулось прежде всего наиболее динамичной части инвестиций -
вложений в оборудование. В 1994 г. они увеличились на 1,8%. Однако инвестиции
направлялись в основном на восстановление имеющегося оборудования. Существующее
на заводах оборудование, недоиспользовавшееся во время кризиса, стало
приводиться в действие, в то время как покупка новых машин была сведена до
минимума.
1994 г. - это один из удачных годов для
Франции по привлечению иностранных капиталовложений, которые создают новые
рабочие места и гарантируют их сохранение по крайней мере в течение последующих
трех лет. Основные сферы приложения иностранных инвестиций - электроника,
информатика, телекоммуникации, автомобилестроение, химия, биохимия,
фармацевтика. Иностранных инвесторов привлекают во Франции высокая квалификация
и дешевизна рабочей силы, развитая инфраструктура.
Как отмечается в "Echo",
в тот период, когда французское правительство в качестве приоритетного
направления своей экономической политики выбрало решение проблемы занятости,
приток иностранных инвестиций в экономику страны начал сокращаться. В
предыдущие годы благодаря поступлению капиталов из-за границы во Франции
ежегодно создавалось до 15 000 рабочих мест (в 1994 г.-17 000).
По мнению специалистов, 1995 г. в этом
отношении был "явно неудовлетворительным, если не катастрофическим".
Согласно оценке экспертов Банка Франции, за 9 месяцев прошлого года объем
иностранных инвестиций во французскую экономику равнялся 31,15 млрд.
французских франков и в целом за год вряд ли достигнет уровня 1994 г. - 58,3
млрд. французских франков, а тем более 1993 г. - 68,9 млрд.
От недостатка инвестиций страдает не только
Франция, на долю которой приходится около 20 % всего объема иностранных
капиталов, поступающих в Европу, но весь этот регион в целом. Иностранные
инвесторы, усилившие здесь свою деятельность в преддверии расширения
Европейского Союза (ЕС), в последние годы переключились на Северную Америку и
Азию. В 1994 г. приток зарубежных инвестиций в азиатские страны (61 млрд.
долларов) превысил приток иностранных инвестиций, вложенных в европейские - 59
млрд. долларов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|