4. Проект Relit: поставка против платежа.
25 ноября 1987 г. Sicovam
ввел систему “поставка против платежа” для уполномоченных дилеров по операциям
с государственными облигациями, что обеспечило полное проведение сделок в
течение 48 часов. Система была затем развита и позволила дилерам
государственных ценных бумаг брать и давать в долг эти ценные бумаги. Применив
эту междилерскую систему “поставка против платежа”, Sicovam
вступил в неизвестный для себя мир денежных расчетов. Система, обеспечивающая
проведение сделки в день оплаты, обладала явной привлекательностью. Поэтому
было принято решение распространить ее на операции и с другими ценными
бумагами. Этот проект был назван Relit.
Основные причины введения единой системы
осуществления сделки по купле – продаже ценных бумаг заключались в том, что для
полного завершения сделки требовалось провести 18 операций. При этом
уполномочивались две посреднические организации, каждая со своей системой
поставки и получения платежа. Особенно неприятной была задержка мелкими банками
исполнения сделки путем введения собственных временных рамок осуществления
платежей. Все эти сложности появились после дематериализации ценных бумаг,
когда их передача резко упростилась и ускорилась при одновременном повышении
надежности. Была осознана важность того, что Sicovam должен не только
фиксировать “держателей” ценных бумаг, но и проводить всю сделку по купле –
продаже ценной бумаги от начала до конца в полном объеме.
Relit
как последний большой проект в модернизации французского фондового рынка служил
целям установления окончательного контроля за всеми рисками, возникающими при
воплощении в жизнь заключенной сделки с ценными бумагами. Sicovam
стал основой осуществления проекта. Система базировалась на параллельной
обработке передачи ценных бумаг Sicovam и соответствующего перевода денег Банком
Франции. В ходе осуществления проекта было организовано 4 системы:
·
система “брокер – брокер”
позволила объединить все фирмы – фондовые брокеры для осуществления торговли
через клиринговые центры;
·
система обработки “банк –
брокер” позволяла проводить операции между посредниками (банками) и финансовыми
брокерами;
·
внерыночная система
поставки использовалась только для проведения операций, осуществленных вне
центрального рынка, при которых и от покупателя и от продавца требуется
декларация о проведении операций. Эта система может обслуживать сделку в
интервале от T до T+30;
·
система отслеживания
завершения расчетов по операциям с ценными бумагами осуществляет передачу
ценных бумаг и соответствующих платежей на основе полученных указаний.
Каждый участник рынка прошел в Sicovam техническую
сертификацию с целью получения возможностей использовать все преимущества
системы. После серии различных компьютерных программ Relit
был введен в действие: от интеграции в программное обеспечение Sicovam,
отслеживания завершения расчетов по операциям с ценными бумагами и заканчивая
сокращением срока осуществления сделок по системе “доставка против платежа” с T+5 до T+3 (март 1992 г.).
[ ]
3. Внешнеэкономическая деятельность.
3.1. Организации, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность.
Во внешней экономической сфере Франции
наиболее важную роль играют министерство внешней торговли, министерство
экономики, финансов и бюджета, а также отдельные подразделения некоторых других
министерств. В соответствии с декретом от 18 июля 1988 г. на министра внешней
торговли возлагается подготовка решений правительства по вопросам
внешнеторговой политики Франции, а также принятие мер, необходимых для
стимулирования ее внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках и
развития экспортно-импортных операций.
В этих целях министр внешней торговли изучает
совместно с другими министерствами (в частности, с министерством
промышленности) меры, направленные на развитие экспорта; участвует в выработке
решений по вопросам внутренней политики в области экономики, промышленности,
сельского хозяйства и услуг, а также по проблемам внешней политики, если эти
решения влияют на внешнеэкономические отношения. Он участвует в подготовке и
проведении международных экономических и коммерческих переговоров
(многосторонних и двусторонних).
Для осуществления своих функций министр
внешней торговли использует Управление внешнеэкономических связей
министерства экономики, финансов и бюджета. Вместе с министром
экономики, финансов и бюджета министр внешней торговли назначает должностных
лиц в подразделения, отвечающие за внешнеэкономическую экспансию Франции за
границей, а также утверждает региональных директоров внешней торговли. Оба
министра также подписывают документы по вопросам организации служб,
ответственных за внешнюю торговлю. Для решения принципиальных вопросов
внешнеторговой политики декретом от 6 марта 1989 г. во Франции создан
межведомственный орган – Стратегический комитет по внешней торговле с
участием ответственных представителей всех министерств и ведомств, связанных с
внешнеэкономической деятельностью. На комитет возлагается оценка финансовых
программ, отраслевой экспортной политики, а также определение общих тенденций
по внешнеторговой политике. При министре внешней торговли действует Центр
наблюдения и прогнозирования. Его задачей является консультирование
министра по вопросам эволюции экономической ситуации, развития основных мировых
рынков и роли на них Франции. Центр также принимает участие в определении целей
и разработке средств стратегической политики страны в области внешнеторговых
обменов с иностранными государствами.
Подчиненное министру внешней торговли
Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета
является основным рабочим органом в регулировании и управлении внешней
торговлей. Поэтому в функции управления входит осуществление непосредственного
регулирования внешней торговли и всех связанных с ней экономических вопросов.
Оно координирует деятельность различных министерств и их служб, вовлеченных во
внешнюю торговлю. Управление, в рамках предоставленных ему полномочий,
занимается разработкой и проведением переговоров по заключению
торгово-экономических договоров. Оно принимает участие в работе различных
международных экономических организаций, разрабатывает меры по
совершенствованию торгово-экономических обменов за границей и по развитию
экспорта (подготовка программ ярмарок и выставок, разработка мероприятий по
научно-технической коопераций). Управление принимает активное участие в
подготовке нормативного регулирования различных аспектов внешней торговли.
В вопросах содействия предприятиям-экспортерам
Управление внешнеэкономических связей работает во взаимодействии с Французским
центром внешней торговли, Французским комитетом проведения экономических
мероприятий за границей, Французской компанией по страхованию внешней торговли
(КОФАСЕ), Агентством по техническому, промышленному и экономическому
сотрудничеству и другими организациями. Под руководством Управления
функционируют региональные дирекции по внешней торговле и внешнеторговые
советники. Через входящую в него службу расширения экономических связей с за
границей управление получает информацию о конъюнктуре на мировых рынках и
экономическом положении иностранных государств, использует эту информацию для
оказания помощи французским экспортерам.
В рамках дипломатических представительств
Франции за рубежом вопросами внешней торговли занимаются подчиненные Управлению
внешнеэкономических связей более 190 отделений (постов) экономической экспансии
за границей, возглавляемых торговыми советниками и атташе. В настоящее время
они существуют при 130 посольствах Франции в зарубежных государствах. В задачи
отделений входит информационное обеспечение и оказание поддержки французским
предприятиям и фирмам в стране их пребывания. Они собирают необходимую
экономическую и коммерческую информацию и направляют ее в управление, в другие
заинтересованные министерства, организации, и прежде всего во Французский центр
внешней торговли. В стране своего пребывания сотрудники постов оказывают помощь
французским предприятиям и фирмам в подыскании клиентов, в организации встреч в
государственных учреждениях и дают соответствующие консультации по интересующим
их вопросам.
Из других подразделений министерства
экономики, финансов и бюджета только Генеральная дирекция таможен и
косвенных налогов занимается исключительно регулированием вопросов
внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в выработке
внешнеторговой политики Франции. В компетенцию Генеральной дирекции входит
организация и руководство разветвленной сетью таможенных учреждений,
обеспечение контроля за соблюдением порядка ввоза и вывоза товаров и валюты, за
выполнением экспортерами и импортерами норм в отношении качества товаров, за
соблюдением ими правил по вопросам промышленной собственности. Генеральная
дирекция ведет разработку таможенных правил и тарифов, осуществляет контроль за
их правильным применением, участвует в переговорах по упрощению таможенных процедур
и административных формальностей.
Дирекция казны министерства
экономики, финансов и бюджета призвана разрабатывать международную
валютно-финансовую политику Франции. Она изучает вопросы государственного
кредитования внешней торговли, финансовой помощи развивающимся странам.
Дирекция участвует в формировании кредитной политики страны, в регулировании
порядка осуществления иностранных инвестиций в ее экономику и французских
инвестиций за границей, в проведении контроля за валютным обменом. Она осуществляет
валютно-финансовую политику в тесном взаимодействии с основным институтом ее
реализации – Банком Франции, который, в частности, управляет золотыми и
валютными резервами страны.
В регулировании внешнеэкономических связей
Франции активное участие принимает и министерство иностранных дел.
МИД не дублирует соответствующие службы министерства внешней торговли,
министерства экономики, финансов и бюджета, а, наоборот, работает с ними в
тесном контакте, создавая для развития экспортно-импортных операций соответствующую
внешнеполитическую основу. При формировании единой внешней стратегии страны
министерство учитывает положение дел в торгово-экономической области и дает
соответствующие политические ориентировки участвующим во внешнеторговой
деятельности министерствам и их службам. Основным инструментом МИД для
реализации названных задач является входящая в его состав Дирекция по
экономическим и финансовым связям. Она участвует в подготовке и
проведении двух- и многосторонних переговоров, имеющих целью подписание
торгово-экономических договоров, в разработке нормативного регулирования в
рассматриваемой области, следит за развитием хозяйственных отношений Франции с
зарубежными странами.
Некоторые французские отраслевые министерства
также вносят свой вклад в регулирование внешнеэкономической деятельности. Такие
министерства имеют в своем составе соответствующую службу. Среди них можно
выделить Генеральную дирекцию энергетики и сырья и Генеральную
дирекцию промышленности министерства промышленности, Дирекцию
производства и обменов и Генеральную дирекцию пищевых продуктов
министерства сельского хозяйства и леса, а также Генеральную дирекцию
телеграфной связи министерства связи и космоса.
Министр внешней торговли имеет право
привлекать для выполнения поставленных перед ним задач указанные подразделения
министерства экономики, финансов и бюджета, МИД и отраслевых министерств. Через
подчиненное ему Управление внешнеэкономических связей министр внешней торговли
координирует их деятельность. [ ]
3.2. Экспортно-импортное регулирование.
В основе политики в области
экспортно-импортного регулирования Франции лежит Римский договор о создании
Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (1957 г.). Заключая договор, шесть
стран-участниц поставили одной из основных задач образование Общего рынка путем
устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле,
выработки и реализации в отношениях со всеми государствами единой
внешнеторговой политики. Теперь в ЕЭС входят 12 стран Западной Европы. 1 июля
1968 г. страны перешли к единой внешнеторговой политике. Одним из важнейших
документов, используемых во внешней торговле Франции (при импорте, экспорте и
транзите товаров), является новая стандартная форма таможенной декларации,
введенной с 1 февраля 1988 г. в странах ЕС и получившая название единого
административного документа (ЕАД). ЕАД распространяется почти на все
государства Западной Европы. ЕАД – это набор однотипных деклараций, заполненных
в восьми экземплярах. В нем дается исчерпывающая информация о товаре, способе
его транспортировке, содержатся сведения об отправителе и получателе товара,
банковские, налоговые и прочие данные. Первые три экземпляра обеспечивают
выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных – в
стране-импортере товара.
Импортная процедура. При импорте товаров во Франции могут
применяться два основных режима: общий и особый (более подробная информация
представлена в разделе “3.5 Таможенная система страны”).
Во Франции существует государственный режим,
запрещающий и ограничивающий ввоз и вывоз отдельных товаров. Целью этого режима
является запрещение или ограничение ввоза, вывоза и транзита некоторых товаров,
не удовлетворяющих требованиям национального законодательства, регулирующего
сбыт или покупку товаров, производимых в стране. При импорте товаров во Францию
таможенные формальности проводятся путем осуществления трех видов процедур:
·
нормальная (заполняется
таможенная декларация – ЕАД. При этом товары, направляемые одному получателю от
отправителя, должны быть вписаны в одну декларацию на сумму не более 250 тыс.
фр. (таможенная оценка));
·
упрощенная;
·
ускоренная (срочная);
Упрощенный и ускоренный режим применяется при
получении почтовых посылок и почтовых отправлений.
Экспортная процедура. Во Франции по экспортным операциям
существуют ограничения, связанные с вывозом наркотиков, фильмов ужасов,
товаров, подрывающих нравственные принципов. При экспорте товаров из страны
заполняется единый административный документ типа EX I, а при его возвращении обратно в страну - EX II.
Для товаров, не запрещенных и не ограниченных к вывозу из Франции, необходимо
только наличие ЕАД, а для продуктов, изделий, запрещенных или ограниченных к
экспорту, требуется наличие экспортной лицензии 02, выдаваемой СОФИКО.
Таможенный тариф. Одним из главных инструментов регулирования импорта
товаров во Франции является единый таможенный тариф (ЕТТ), который применяется
в торговых отношениях стран-участниц ЕС с третьими государствами с 1 июля 1968
г. (более подробная информация представлена в разделе “3.5 Таможенная
система страны”).
Важная особенность таможенной ситуации во
Франции состоит в том, что если товар, завезенный на ее территорию или
территорию любой другой страны-участницы ЕС, то, пройдя таможенные
формальности, он может беспошлинно обращаться внутри Сообщества. Действие этого
положения является важным условием, облегчающим сбыт продукции не только на
французском рынке, но и на рынках остальных стран группировки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|