На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления
предметов труда может осуществляться одним из двух способов.
При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается
оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы
учитываются на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», открываемом к
счету 10 «Материалы».
Таким
образом, в дебете счета «Материалы» отражается стоимость приобретенных
материалов по оптовым ценам (Дт сч. 10 «Материалы», Кт сч. 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками», оп, 1), а на субсчете
«Транспортно-заготовительные расходы» собираются транспортно-заготовительные
расходы: провозная плата (Дт сч. 10 «Материалы», субсчет «ТЗР», Кт сч. 51
«Расчетный счет», оп. 2), погрузочно-разгрузочные расходы (Дт сч, 10
«Материалы», субсчет «Транспортно-заготовительные расходы», Кт сч. 71 «Расчеты
с подотчетными лицами», оп. 3) и т. д.
Фактическая
себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету
счета 10 «Материалы» и субсчета «ТЗР».
Предметы
труда отпускаются в цеха для изготовления продукции, работ и услуг, что
отражается записью по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23
«Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26
«Общехозяйственные расходы») и кредиту счета 10 «Материалы». Одновременно
рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат (оп. 6). Расчет
осуществляется в два этапа.
Первый этап – определение процента ТЗР.
,
Второй этап-расчет суммы ТЗР.
Пример.
1.
Остатки по счетам на
01.01.2009г.
№
|
Наименование счетов, субсчетов
|
Сумма, руб.
|
Дт
|
Кт
|
1
|
Материалы
|
|
|
|
Оптовая цена
|
235 000
|
|
|
Транспортно-заготовительные расходы
|
600
|
|
2
|
Расчетный счет
|
586
|
|
3
|
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
|
|
40 980
|
4
|
Расчеты с подотчетными лицами
|
25 000
|
|
2.
Операции по приобретению
материалов за _______месяц 2009г.
№
|
Наименование счетов, субсчетов
|
Сумма, руб.
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Акцептован счет поставщика за поступившие от него материалы:
оптовые цены
|
80 000
|
2
|
Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов
|
6 450
|
3
|
Оплачены подотчетным лицом расходы по разгрузке материалов
|
25 000
|
4
|
Оплачены счета поставщиков за поступившие материалы
|
86 450
|
5
|
Отпущены материалы по оптовым ценам на:
изготовление продукции
общепроизводственные нужды
общехозяйственные нужды
|
48 000
10 000
5 000
|
6
|
Списываются ТЗР, относящиеся к израсходованным материалам на:
основное производство
общепроизводственные расходы
общехозяйственные расходы
|
4 881,6
1 017
508,5
|
Для определения сумм ТЗР, подлежащих списанию на
расходы, рассчитывают средний процент ТЗР:
Полученный
процент умножают на стоимость израсходованных материалов на:
основное
производство: 48 000 х 10,17% = 4 881,6 руб.;
общепроизводственные
расходы: 10 000 ;х 10,17 % = 1 017 руб.;
общехозяйственные
расходы: 5 000 х 10,17% = 508,50 руб.
Найденные суммы спишем с субсчета «Транспортно-заготовительные
расходы» на соответствующие счета затрат, в результате чего материалы,
использованные в производстве, будут отражены по фактической заготовительной
себестоимости.
При втором способе на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных
ценностей» собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете
10 «Материалы» отражается их твердая оценка. Разница между фактической
себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете
16 «Отклонения в стоимости материалов».
В дебете счета 15 «Заготовление и приобретение
материалов» собираются фактические расходы по приобретению предметов труда. С
кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет
счета 10 «Материалы» списывается стоимость поступивших на склад предприятия
материалов в твердой оценке. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по
счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает
отклонение фактической себестоимости материалов от их учетной оценки, которое
списывается на счет 16 «Отклонения в стоимости материалов» двумя способами.
При превышении
фактической себестоимости над учетной оценкой делается запись по дебету счета
16 «Отклонения» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных
ценностей». При превышении учетной (твердой) оценки над фактической заготовительной
себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом «красного
сторно» (сумма превышения твердой оценки вычитается).
3.2.
Учет процесса производства и расчет фактической производственной себестоимости.
В условиях
рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг — важнейший показатель
деятельности любого предприятия.
Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в
ходе осуществления процесса производства. Основными задачами учета процесса
производства являются:
• учет объема производства и ассортимента продукции;
• учет фактических затрат на производство продукции,
работ и услуг;
• калькулирование себестоимости продукции, работ и
услуг;
• выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг.
Учет процесса производства предполагает:
• раздельный учет затрат по видам производств;
• деление всех затрат на прямые и косвенные.
Различают производство основное и вспомогательные.
К основному производству относят цехи,
выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под вспомогательными
понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов с целью создания благоприятных
условий для их работы. Поэтому затраты на производство учитываются на счетах
20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».
В аналитическом учете затраты, собираемые на этих
счетах, подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам.
В течение отчетного периода на счетах 20 «Основное
производство» и 23 «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты,
непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции,
осуществлением работ и услуг.
Косвенные расходы, связанные с обслуживанием
производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах
25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
В дебете счета 25 «Общепроизводственные расходы»
собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного
оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, износ и затраты на
восстановление инструментов и приспособлений. На этом же счете учитываются
расходы, связанные с управлением цехом, затраты по содержанию цехового
персонала, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на
социальное страхование, амортизацию и расходы по содержанию и текущему ремонту
зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения, расходы по испытаниям,
оплате труда и т. д.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для
текущего учета и контроля за исполнением сметы этих расходов. Обычно к ним относятся
расходы: по содержанию общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений
и инвентаря общехозяйственного назначения, военизированной, пожарной и
сторожевой охраны, расходы по производственной практике, подготовке кадров,
конторские, типографские, на содержание медицинских учреждений и т. д.
Собранные в течение отчетного периода расходы по
счетам 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы»
после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов 20 «Основное
производство», 23 «Вспомогательные производства». Общепроизводственные расходы
могут списываться и на счет 90 «Продажи».
Таким образом, на калькуляционных счетах в конце
месяца будут учтены все затраты на производство продукции, работ и услуг.
Выпущенная из производства продукция (работы и услуги)
сдается на склад; в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета 43
«Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».
Строение счета 20 «Основное производство» можно
представить следующим образом:
Счет 20 «Основное производство» Дт__________________________________Кт
Сн - стоимость незавер- Обк
- фактическая производственная шенного производства на себестоимость
выпущенной начало отчетного периода готовой
продукции
——————————— = Сн + Обд
– Ск
Обд - затраты на производство
Ск - стоимость незавершенного
производства на конец
отчетного периода
Фактическая себестоимость выпущенной готовой
продукции равна:
стоимость незавершенного производства на
начало месяца + затраты на производство - стоимость незавершенного
производства на конец месяца.
3.3.
Учет процесса реализации и определение финансового результата.
В процессе реализации происходит превращение
продуктов труда в денежные средства. При этом реализуется созданный в процессе
производства прибавочный продукт.
Основными задачами учета процесса реализации являются:
• определение полного объема реализации в
количественном и стоимостном выражении;
• выявление фактических результатов от реализации
продукции.
На
стадии реализации складывается полная (коммерческая) себестоимость продукции,
которая отличается от производственной себестоимости на сумму
внепроизводственных расходов.
Разница между оптовой ценой продукции и ее фактической
себестоимостью есть результат реализации продукции, работ и услуг.
Расходы
по реализации продукции называются внепроизводственными расходами. Для
учета этих расходов ведется синтетический счет 44 «Расходы на продажу». По
дебету этого счета собираются:
• расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
• расходы на транспортировку продукции;
• комиссионные сборы - отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям
(посредникам) в соответствии с установленными нормами и договорами;
• прочие расходы по сбыту.
При этом кредитуются счет 51 «Расчетные счета», 50
«Касса» и другие на сумму произведенных расходов.
Порядок учета расходов на продажу можно представить
следующим образом.
В течение отчетного периода по дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются
расходы по отгрузке и продаже продукции. С кредита счета 44 «Расходы на
продажу» списываются затраты, относящиеся к реализованной продукции.
Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу»
показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной,
но не реализованной в данном месяце.
Учет процесса реализации осуществляется на ряде
счетов.
По
дебету счета 43 «Готовая продукция» отражается фактическая производственная
себестоимость готовой продукции. Дебетовое сальдо по счету показывает
фактическую производственную себестоимость продукции на складе.
По дебету счета 45 «Товары отгруженные» отражается
фактическая производственная себестоимость товаров, отгруженных покупателям.
При этом кредитуется счет 43 «Готовая продукция». По кредиту счета 45 «Товары
отгруженные» отражаются фактическая производственная себестоимость
реализованной продукции и корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». Сальдо
по дебету счета 45 «Товары отгруженные» показывает фактическую себестоимость
отгруженной покупателям продукции, платежи за которую еще не поступили.
На счете
90 «Продажи» определяется результат от реализации продукции. По дебету счета
отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, а по кредиту
- отпускная стоимость реализованной продукции в корреспонденции Д-т 51, 62
К-т 90. Сальдо по дебету счета 90 «Продажи» показывает убыток от реализации,
сальдо по кредиту счета 90 «Продажи» - прибыль от реализации. Ежемесячно счет
закрывается, результат по реализации продукции, работ и услуг списывается на
счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой: Д-т 90 К-т 99 - прибыль, Д-т 99 К-т 90 -
убыток.
Предприятия и организации являются плательщиками
налога на добавленную стоимость (НДС). НДС - часть чистого дохода общества,
поступающая в государственный бюджет в виде установленных отчислений. Все
расчеты предприятия с государством по НДС за проданную продукцию отражаются на
пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Начисленные суммы налога на
добавленную стоимость отражаются проводкой: кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом»
и дебет счета 90 «Продажи», а перечисление — дебет счета 68 «Расчеты с
бюджетом», кредит счета 51 «Расчетный счет».
4. ТЕХНИКА И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА.
Информация, необходимая для отражения на счетах
бухгалтерского учета,
содержащаяся в принятых к учету первичных документах, обязательно
накапливается и систематизируется. Учетная информация регистрируется или
вручную, или с использованием средств автоматизации. С этой целью применяются учетные
регистры— таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации хозяйственных
операций, одно из важнейших средств ведения бухгалтерского учета. Содержание
документов в них группируется по однородным признакам в разрезе установленных
показателей учета. Запись хозяйственных операций в учетных регистрах используют
для повседневного руководства финансово-хозяйственной деятельностью организации
с целью составления бухгалтерской отчетности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|