рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Отчет о прохождении практики на предприятии ООО ЦПОСН «Ортомода»

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомен­дуются Министерством финансов РФ, органами, которым федераль­ным законодательством предоставлено право регулирования бухгалтер­ского учета, или федеральными органами исполнительной власти, а также организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерско­го учета в хронологической последовательности. Они группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Лица, составив­шие и подписавшие регистры бухгалтерского учета, несут ответственность за правильность отраженных данных. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Проверяющие аудиторы и другие лица, получившие бухгалтерскую отчетность или другую документацию, обязаны хранить коммерческую тайну.

УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР — документы (карточки, ведомости, бухгалтерские книги) для регистрации и группировки данных бухгалтерского учета о наличии средств и операциях с ними. Классифицируются по назначению (хронологические, систематические и комбинированные), содержанию (синтетические и аналитические) и форме (двухсторонние, односторонние, табличные и шахматные).

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных разграфленных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в  виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации (дискеты, СD-диски и т. д.). При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Книги представляют собой сброшюрованные свободные листы  определенного формата и графления. Применение их ограничено, так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя, ее должен вести один человек (кассовая книга). Такие книги пронумерованы и прошнурованы, а на последней странице указано количество страниц за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера. В этих книгах исключена возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях. Как пример применения учетных регистров в виде книг можно привести Главную книгу - регистр синтетического учета. Книга остатков материалов на складах - регистр аналитического учета, необходимый для взаимосвязи данных бухгалтерского учета с данными оперативно-складского учета и для контроля за сохранностью различных видов собственности.

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов). На их основе бухгалтерия создает картотеку основных средств, а материально ответственные лица - картотеку материалов, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой продукции.

Свободные листы - учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и выпол­няют роль комбинированных регистров. Они удобны в использова­нии, так как позволяют более рационально распределить обязанно­сти между работниками учета. Это самый распространенный вид учетных регистров.

По характеру регистрации записей учетные регистры классифицируются на:                                       

• хронологические (регистрационный журнал);    

• систематические (Главная книга);               

• комбинированные (журналы-ордера).          

Регистрация хозяйственных операций в учетных регистрах в хронологическом порядке - это регистрация в порядке их совершения по датам. Для хронологической записи предназначен регистрацион­ный журнал, который применяется при мемориально-ордерной фор­ме учета. В этом журнале регистрируются все мемориальные ордера в порядке их номеров. Итог записей по регистрационному журналу за месяц должен равняться итогу дебетовых, а также итогу кредито­вых оборотов по всем счетам за этот же месяц.

Систематическая регистрация хозяйственных операций в учет­ных регистрах - это запись операций на счета бухгалтерского учета по определенной системе. При этом происходит группировка опе­раций по определенным экономическим признакам. Примером мо­жет служить запись в Главной книге.

При комбинированной регистрации хозяйственных операций сочетается использование хронологических и систематических записей.

По степени детализации информации, содержащейся в учетных регистрах, они могут быть:

• синтетическими (Главная книга, журналы-ордера);

• аналитическими (карточки аналитического учета).

 По форме учетные регистры могут быть:

 • двусторонними - запись хозяйственной операции отражает­ся по дебету и кредиту соответствующих счетов;

• односторонними - хозяйственная операция может быть от­ражена либо по дебету счета, либо по его кредиту;

• линейными - запись хозяйственной операции по дебету и кре­диту счета отражается по одной строке. В качестве примера можно привести запись в книге «Журнал-Главная». В этой кни­ге каждый мемориальный ордер записывается одной строкой, в которой показываются сумма по ордеру и сумма по дебету и кредиту соответствующих счетов. Линейная запись является менее совершенной по сравнению с шахматной;

• шахматными - запись хозяйственной операции, при которой сумма, записанная один раз, будет отражена по дебету и кредиту соответствующих счетов. Это достигается путем постро­ения учетных регистров по шахматному принципу. Шахмат­ная запись широко применяется при журнально-ордерной форме учета. Она сокращает количество записей и дает возможность видеть оба корреспондентских счета по данной хозяйственной операции. В этом отношении шахматная запись имеет преимущества перед линейной записью (рис.4).

Состав учетных регистров, их форму, порядок и последовательность заполнения, технику взаимосверки определяет форма бухгалтерского учета.                    

Исправление ошибочно сделанных записей в регистрах бухгал­терского учета производится одним из следующих способов:

корректурным способом - ошибочно сделанная запись (неправильная сумма или текст) аккуратно зачеркивается тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, над зачер­кнутым делается запись исправленного текста и суммы. Од­новременно здесь же, на полях, против строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка «Исправлено» с указа­нием даты. Этот метод применяется, когда ошибка сделана в одном из регистров и обнаружена до подсчета итоговых сумм;

 • способом дополнительной проводки - дополнительная провод­ка составляется, если фактически разнесенная в учетные ре­гистры сумма меньше правильной. При этом оформляется бух­галтерская справка с указанием на то, какая ошибка исправля­ется и где искать первичный документ, который является основанием. При мемориально-ордерной форме учета для до­полнительных проводок составляется мемориальный ордер. Этот способ применяется в том случае, когда ошибка повторя­ется в нескольких учетных регистрах или выявлена после под­счета итогов;

способом «красного сторно» -  в случае, если операция записа­на большей суммой, чем следовало, либо по счетам разнесена ошибочная бухгалтерская запись, при подсчете излишне за­писанная сумма вычитается. Исправление способом «красно­го сторно» оформляется бухгалтерской справкой, в которой де­лается ссылка на номер и дату исправленного документа, обо­снование внесения исправления;

способом обратной проводки - для исправления проводки (как правило, ошибочно сделанной в прошлом отчетном периоде), делают запись обратной корреспонденции.

При автоматизированном способе ведения бухгалтерского учета в случае обнаружения в выходных формах документов ошибок бух­галтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выход­ных форм документов с учетом исправлений.

Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения оши­бочных данных путем обязательного оформления измененных доку­ментов, сторнирующих проводок. Без оформления документально­го подтверждения любые исправления непосредственно в электрон­ных базах данных не допускаются.

Форма учета - это бухгалтерская запись данных в учетные реги­стры. При разных формах учета по-разному сочетаются учетные ре­гистры, последовательность, способы учетных записей, организация учетного процесса. В настоящее время применяется несколько форм бухгалтерского учета;

• мемориально-ордерная;

• простая форма учета;

• упрошенная форма учета;

• журнально-ордерная;

• автоматизированная.

При мемориально-ордерной форме счетоводства на каждую груп­пу операций, объединенных в свободном документе, составляется мемориальный ордер.

Журнально-ордерная форма учета применяется в организациях различных форм собственности. Основой для ее использования яв­ляется принцип накопления данных первичных документов в учет­ных регистрах, позволяющих отразить все подлежащие учету сред­ства и хозяйственные операции за отчетный месяц.

В журнально-ордерной форме учета применяются два вида реги­стров:

1. Журналы-ордера — служат для отражения кредитовых опера­ций по синтетическим счетам.

2. Главная книга — в нее заносят итоговые данные из журналов-ордеров в конце месяца.

Крупные организации используют единую 16-журнально-ордерную форму счетоводства, а для небольших организаций предусмотрена возможность осуществления бухгалтерского учета с применением ограниченного числа журналов-ордеров.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета является:

• применение для учета хозяйственных операций журналов-ор­деров;

• совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и ана­литического учета;

• объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в раз­резе показателей;

• сокращение количества записей.

Автоматизированная форма учета ведется на базе использования ПЭВМ. В настоящее время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными ПЭВМ -компьютерами. Они позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточки, листы и др.) и на ма­шинных носителях информации.

Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:

• автоматизацию учетного процесса;

• высокую точность учетных данных;

• оперативность учетных данных;

• повышение производительности учетных работников, осво­бождение их от выполнения простых технических функций и предоставление больших возможностей заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.

Простая форма для субъектов малого предпринимательства пре­дусматривает ведение Книги (журнала) учета хозяйственных опера­ций (ф. № К-1), которая содержит все счета, применяемые в орга­низации, и совмещает синтетический и аналитический учет, т. е. яв­ляется комбинированным регистром. Записи в нее производятся из первичных документов в хронологической последовательности с од­новременной группировкой по счетам.

Книга позволяет определить наличие имущества и финансовых обязательств организации на любую дату составлять бухгалтерскую отчетность.

Кроме простой формы бухгалтерского учета малые предприятия могут применять упрощенную форму с использованием учетных ре­гистров, если они занимаются производством продукции или выпол­нением работ.

Учетные регистры имеют форму ведомостей, в которых ведется и аналитический и синтетический учет. Вместо Главной книги, при­меняемой при журнально-ордерной форме, данные из ведомостей переносят в шахматную ведомость, а затем в оборотную.         

Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказа­тельную силу при использовании их показателей для анализа хозяй­ственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов его работы.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бух­галтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечи­ваться их зашита от несанкционированных исправлений. Исправле­ние ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснова­но и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указа­нием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бух­галтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — го­сударственной тайной.

Лица получившие доступ к информации, содержащейся в реги­страх бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетнос­ти, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законода­тельством Российской Федерации.




5. РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ, ПОРЯДОК ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ НА СЧЕТАХ.


5.1. Рабочий план счетов, классификация счетов по экономическому содержанию.

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий, но для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных сред­ствах, источниках, хозяйственных процессах, а также для правильно­го и четкого построения и организации бухгалтерского учета необхо­димы четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета. Таким документом является План счетов бухгалтерского учета - их систематизированный перечень.

План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов (счета первого порядка) и субсчетов (счета второго порядка). В Плане счета сгруппированы по признаку экономического содержания отра­жаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обусловленной последовательности .

По Плану счетов бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исхо­дя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий:

• регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета;

• приводит краткую характеристику синтетических счетов и от­крываемых к ним субсчетов;

• раскрывает структуру и назначение счетов, экономическое со­держание обобщаемых на них фактов и отражает порядок учета наиболее распространенных операций.

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.