рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы к экзамену по Теории Организации

Формулировка закона:

«Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций».

7.Механистические типы организационных структур управления. Линейно-функциональная структура.

Механистические типы организационных структур, по другому их называют жесткими – это структуры, не обладающие способностью реагировать на изменение ситуации путем соответствующего изменения организационной формы при сохранении существующей качественной определенности и своего функционального назначения. При любых изменениях ситуации они строго сохраняют собственное строение, не меняют типы связей, соединений и свою конфигурацию. Такие структуры не обладают адаптивными возможностями, для них необходимы стабильность ситуации и постоянство среды.

Типы орг. структур управления:

- линейная структура;

- функциональная структура;

- линейно-функциональная структура управления.

Линейно-функциональная структура управления – отличается большим многообразием связей. Характерна для предприятий большого размера, это самый распространенный вид структуры. Не соблюдается принцип единоначалия…В условиях крупных многопрофильных и многофункциональных организаций такие структуры затрудняют координацию деятельности всех линейных и функциональных  подразделений и могут создавать перегрузки руководителей организаций, замыкающих на себе все основные управленческие функции.

Достоинства линейно-функциональной структуры – сочетание четкости руководства с наличием широко развернутой системы функционального управления. Примером являются многие средние и крупные промышленные предприятия.

8.Сущность функционального подхода при построении орг. структуры организации.

  При функциональном подходе рассматриваются: какие работы и в какой последовательности выполняются в системе, чтобы достичь желаемого результата, описывается действие динамики системы. Функциональный подход более пригоден при конструировании, создании новых систем. В этом случае сначала определяют функции и процессы, и только затем подбирают структуру, способную это делать.

  Основные части системы при функциональном подходе это:  ВХОД à ПРОЦЕСС à ОПЕРАЦИЯ à ВЫХОД

  При функциональном подходе выделяются процесс и составляющие его подпроцессы.

На каждом организационном уровне должны сформироваться Специальные функциональные подразделения, которые имеют конкретные задачи, обязанности и ответственность. Каждое подразделение специализируется на выполнении определенной функции. Вертикальные межуровневые связи разнообразны в такой организации. Наряду с руководителем, осуществляющим функции общего административного руководства, действует и несколько относительно самостоятельных функций руководителей, напрямую выходящих на соответствующие нижестоящие уровни организации. Существует не только множество подчиненных у каждого руководителя, но и множество руководителей у каждого подчиненного.

9.Понятие рационализации. Стандартизация как метод рационализации процесса управления.

К принципам рационализации относятся:

·          Концептуализация (выбор концепции повышения организованности системы)

·          Алгоритмизация (использование определенного предварительно разработанного алгоритма – четкой, логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий)

·          Нормализация (нормализация условий, в которых существует и функционирует система)

·          Систематизация

·          Классификация

·          Концентрация (основные усилия должны быть сконцентрированы на главном объекте, главной сфере и главном направлении рационализации)

·          Выравнивание потенциала

·          Ассоциация

·          Специализация (сосредоточение на определенной области деятельности самой системы, её подсистем и элементов)

·          Стандартизация

·          Унификация

·          Персонификация

·          Регламентация.

Стандартизация

Научно обоснованная рационализация базируется на использовании системы стандартов, типовых видов организационных элементов. Стандартизация включает в себя разработку стандартов и формирование на их основе конкретных элементов конкретных организаций.

Разработка стандарта целесообразна при следующих обстоятельствах:

a.        Если ярко выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;

b.        Если данные типы элементов имеют многократную повторяемость, что обеспечивает возможность многократного использования стандарта;

c.        Если необходимо обеспечить единообразие по наиболее важным сторонам и свойствам данных видов организационных элементов;

d.        Если необходима предварительная подготовленность к формированию соответствующих организационных элементов.

Стандарты устанавливаются субъектами управления и, как правило, на более высоком организационном уровне, чем осуществляется их использование конкретными исполнителями.

В ходе рационализации обеспечивается:

·          Установление некоторых наиболее существенных и универсальных стандартов, определяющих общий уровень организованности;

·          Формирование системы постоянно действующей стандартизации, которая обеспечит возможность разработки и использования стандартов в процессе устойчивого функционирования организации.

Выделяются следующие объекты стандартизации:

1.        Процессы (типовая система реализации и система ориентации исполнителей, примером может послужить технологический процесс)

2.        Процедуры (процедуры юридических действий)

3.        Результаты (требования к получению определенного результата, обладающего заранее заданными свойствами, например, стандарт на продукцию предприятий)

4.        Структуры (устанавливается только в системах, обладающих множеством однотипных структурных подразделений; на предприятии может разрабатываться типовая структура цеха, участка, отдела; в системе государственного управления – типовая структура регионального отделения федеральных органов власти)

5.        Системы обеспечения деятельности (технические, материальные, энергетические, организационные, информационные, кадровые и т.д)

 Стандартность не абсолютна, а относительна. В каждом стандартизированном элементе наряду с теми свойствами и качествами, которые зафиксированы в стандарте, имеется и то конкретное, что в стандарте не предусмотрено. Соотношение стандартного и нестандартного в каждом стандартизированном элементе должно отражать и общие требования к данному элементу, и особенности реально сложившейся ситуации.

10.Основные законы организации. Закон синергии.

Закон – это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.

Существуют три группы законов: Специфические (частные); Общие (для больших групп явлений); Всеобщие (универсальные).

Классификация законов по Спиркину:

 1.Сточки зрения сферы действия:

-общие

-универсальные

-частные

 2.По внутреннему содержанию:

-законы строения

-законы функционирования

-законы развития

 3.По форме проявления:

-динамические

-статические

-вероятностные.

Основные законы организации: Закон синергии; Закон самосохранения; Закон единства анализа и синтеза; Закон информированности и организованности; Закон развития или онтогенеза; Закон пропорциональности; Закон композиции.

Закон синергии:

Сущность: Сумма свойств элементов организации меньше суммы свойств самой организации.

Новые свойства организации возникают на основе свойств элементов системы и в результате их взаимодействия и взаимосвязи эти свойства обеспечивают синергетический эффект. Он может быть положительный или отрицательный.

Формулировка: «Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.) либо существенно меньше».

На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода везения (удачи). Чаще можно наблюдать средние ситуации между эмерджентностью и  синергией. Однако знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов.

Результаты закона зависят от состояния трех сред:

-руководителя

-подчиненных

-внешней среды

по отношению к закону синергии…


11.Сравнительная характеристика организационных структур управления.

Структура системы – это строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её организованности.

Структуры разделяют на несколько типов:

1.        Жесткие (механистические или бюрократические):

-линейная структура

-функциональная структура

-линейно-функциональная структура

2.        Адаптивные (гибкие):

-матричная структура

-проектная структура.

Характеристика бюрократической структуры:

1.        Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2.        Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3.        Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4.        Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняю свои должностные обязанности.

5.        Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими и квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Таким образом, бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным  качествам.

Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает гибкость и не может быстро реагировать на изменения внешней среды.

Механистические типы организационных структур, по другому их называют жесткими – это структуры, не обладающие способностью реагировать на изменение ситуации путем соответствующего изменения организационной формы при сохранении существующей качественной определенности и своего функционального назначения. При любых изменениях ситуации они строго сохраняют собственное строение, не меняют типы связей, соединений и свою конфигурацию. Такие структуры не обладают адаптивными возможностями, для них необходимы стабильность ситуации и постоянство среды.

Адаптивными можно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются органическими или гибкими.

12.Понятие социальной организации. Признаки и характеристики социально-экономической системы.

Социальная организация представляет собой разнообразие общественных институтов, т.е. объединений людей, целенаправленно интегрирующих свою деятельность. Многообразие социальных организаций и специфика их поведения привели к возникновению прикладной теории организаций.

        13.Состав элементов социальной системы. Их характеристика и взаимосвязь.

        14.Модели, используемые в процессе орг. проектирования. Их содержание и порядок разработки.

15.Основные закономерности организации. Их сущность.

Закономерность – это объективно-сущностная, повторяющаяся существенная взаимосвязь явлений в общественной жизни.

Можно сказать, что закономерность связи может проявляться необязательно, в какой-то неустановленной форме носит вероятностный характер и может проявиться в корреляционной форме, т.е. изменяться под влиянием друг на друга.

Проявления закономерности часто привязано к определенному месту, времени и отражают обусловленную последовательность проявления не одного, а нескольких законов. Закономерности являются проявлением действия законов.

Закономерность целостности – эта закономерность проявляется в системе через возникновение новых интегративных, возникающих, в результате взаимодействия элементов. Эта закономерность рассматривает две стороны закона целостности:

1.        Свойство системы не является суммой элементов системы или её частей.

2.        Свойство системы зависит от свойств элементов системы или её частей.

Существенным проявлением закономерности целостности являются проявления связи с взаимоотношениями системы, с внешней средой и отличие взаимодействий с отдельными элементами системы.

Закономерность развития связанности – Отражает постоянное развитие связи между элементами системы, но при этом, эти взаимосвязи обеспечивают целостность системы.

Закономерность развития организации – Проявляется в постоянных организационных отношениях в системе и является результатом действия закона «информированности организованности». Структура – взаимосвязь элементов в системе, характеризующая систему в статике.

Закономерность интегративности – Направлена во внутрь системы, касается её элементов. Термин интнгративность употребляется как синоним целостности, но он больше отражает, применяется к свойствам элементов системы, т.е. интерес обращается на внутренние факторы. Интегративными называются системно образующие элементы, которые являются неоднородными, конфликтующими между собой свойствами или элементами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.