Формулировка закона:
«Каждая система (биологическая или социальная)
стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет
постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций».
7.Механистические типы
организационных структур управления. Линейно-функциональная структура.
Механистические типы организационных структур, по
другому их называют жесткими – это структуры, не обладающие способностью
реагировать на изменение ситуации путем соответствующего изменения
организационной формы при сохранении существующей качественной определенности и
своего функционального назначения. При любых изменениях ситуации они строго
сохраняют собственное строение, не меняют типы связей, соединений и свою
конфигурацию. Такие структуры не обладают адаптивными возможностями, для них
необходимы стабильность ситуации и постоянство среды.
Типы орг. структур управления:
- линейная структура;
- функциональная структура;
- линейно-функциональная структура управления.
Линейно-функциональная структура
управления –
отличается большим многообразием связей. Характерна для предприятий большого
размера, это самый распространенный вид структуры. Не соблюдается принцип
единоначалия…В условиях крупных многопрофильных и многофункциональных
организаций такие структуры затрудняют координацию деятельности всех линейных и
функциональных подразделений и могут создавать перегрузки руководителей
организаций, замыкающих на себе все основные управленческие функции.
Достоинства линейно-функциональной
структуры –
сочетание четкости руководства с наличием широко развернутой системы
функционального управления. Примером являются многие средние и крупные
промышленные предприятия.
8.Сущность функционального
подхода при построении орг. структуры организации.
При функциональном подходе рассматриваются: какие
работы и в какой последовательности выполняются в системе, чтобы достичь
желаемого результата, описывается действие динамики системы. Функциональный
подход более пригоден при конструировании, создании новых систем. В этом случае
сначала определяют функции и процессы, и только затем подбирают структуру,
способную это делать.
Основные части системы при функциональном подходе
это: ВХОД à ПРОЦЕСС à ОПЕРАЦИЯ à ВЫХОД
При функциональном подходе выделяются процесс и составляющие
его подпроцессы.
На каждом организационном уровне должны сформироваться
Специальные функциональные подразделения, которые имеют конкретные задачи,
обязанности и ответственность. Каждое подразделение специализируется на
выполнении определенной функции. Вертикальные межуровневые связи разнообразны в
такой организации. Наряду с руководителем, осуществляющим функции общего
административного руководства, действует и несколько относительно
самостоятельных функций руководителей, напрямую выходящих на соответствующие
нижестоящие уровни организации. Существует не только множество подчиненных у
каждого руководителя, но и множество руководителей у каждого подчиненного.
9.Понятие рационализации.
Стандартизация как метод рационализации процесса управления.
К принципам рационализации относятся:
·
Концептуализация
(выбор концепции повышения организованности системы)
·
Алгоритмизация
(использование определенного предварительно разработанного алгоритма – четкой,
логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий)
·
Нормализация
(нормализация условий, в которых существует и функционирует система)
·
Систематизация
·
Классификация
·
Концентрация
(основные усилия должны быть сконцентрированы на главном объекте, главной сфере
и главном направлении рационализации)
·
Выравнивание
потенциала
·
Ассоциация
·
Специализация
(сосредоточение на определенной области деятельности самой системы, её
подсистем и элементов)
·
Стандартизация
·
Унификация
·
Персонификация
·
Регламентация.
Стандартизация
Научно обоснованная рационализация базируется на
использовании системы стандартов, типовых видов организационных элементов.
Стандартизация включает в себя разработку стандартов и формирование на их
основе конкретных элементов конкретных организаций.
Разработка стандарта целесообразна при следующих
обстоятельствах:
a.
Если
ярко выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;
b.
Если
данные типы элементов имеют многократную повторяемость, что обеспечивает
возможность многократного использования стандарта;
c.
Если
необходимо обеспечить единообразие по наиболее важным сторонам и свойствам
данных видов организационных элементов;
d.
Если
необходима предварительная подготовленность к формированию соответствующих
организационных элементов.
Стандарты устанавливаются субъектами управления и, как
правило, на более высоком организационном уровне, чем осуществляется их
использование конкретными исполнителями.
В ходе рационализации обеспечивается:
·
Установление
некоторых наиболее существенных и универсальных стандартов, определяющих общий
уровень организованности;
·
Формирование
системы постоянно действующей стандартизации, которая обеспечит возможность
разработки и использования стандартов в процессе устойчивого функционирования
организации.
Выделяются следующие объекты стандартизации:
1.
Процессы
(типовая система реализации и система ориентации исполнителей, примером может
послужить технологический процесс)
2.
Процедуры
(процедуры юридических действий)
3.
Результаты
(требования к получению определенного результата, обладающего заранее заданными
свойствами, например, стандарт на продукцию предприятий)
4.
Структуры
(устанавливается только в системах, обладающих множеством однотипных
структурных подразделений; на предприятии может разрабатываться типовая
структура цеха, участка, отдела; в системе государственного управления –
типовая структура регионального отделения федеральных органов власти)
5.
Системы
обеспечения деятельности (технические, материальные, энергетические,
организационные, информационные, кадровые и т.д)
Стандартность не абсолютна, а относительна. В каждом
стандартизированном элементе наряду с теми свойствами и качествами, которые зафиксированы
в стандарте, имеется и то конкретное, что в стандарте не предусмотрено.
Соотношение стандартного и нестандартного в каждом стандартизированном элементе
должно отражать и общие требования к данному элементу, и особенности реально
сложившейся ситуации.
10.Основные законы
организации. Закон синергии.
Закон – это необходимое существенное
устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.
Существуют три группы законов: Специфические
(частные); Общие (для больших групп явлений); Всеобщие (универсальные).
Классификация законов по Спиркину:
1.Сточки зрения сферы действия:
-общие
-универсальные
-частные
2.По внутреннему содержанию:
-законы строения
-законы функционирования
-законы развития
3.По форме проявления:
-динамические
-статические
-вероятностные.
Основные законы организации: Закон синергии; Закон
самосохранения; Закон единства анализа и синтеза; Закон информированности и
организованности; Закон развития или онтогенеза; Закон пропорциональности; Закон
композиции.
Закон синергии:
Сущность: Сумма свойств элементов организации
меньше суммы свойств самой организации.
Новые свойства организации возникают на основе свойств
элементов системы и в результате их взаимодействия и взаимосвязи эти свойства
обеспечивают синергетический эффект. Он может быть положительный или
отрицательный.
Формулировка: «Для любой системы (технической,
биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором её
потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов,
входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.) либо
существенно меньше».
На практике эффект положительной и отрицательной
синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием
высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода
везения (удачи). Чаще можно наблюдать средние ситуации между эмерджентностью и
синергией. Однако знание закона синергии может активизировать деятельность
руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов.
Результаты закона зависят от состояния трех сред:
-руководителя
-подчиненных
-внешней среды
по отношению к закону синергии…
11.Сравнительная
характеристика организационных структур управления.
Структура системы – это строение, устройство системы,
определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.
Способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её
организованности.
Структуры разделяют на несколько типов:
1.
Жесткие
(механистические или бюрократические):
-линейная структура
-функциональная структура
-линейно-функциональная структура
2.
Адаптивные
(гибкие):
-матричная структура
-проектная структура.
Характеристика
бюрократической структуры:
1.
Четкое
разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов
в каждой должности.
2.
Иерархичность
уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется
вышестоящим и подчиняется ему.
3.
Наличие
взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов,
обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и
скоординированность различных задач.
4.
Дух
формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняю свои должностные
обязанности.
5.
Осуществление
найма на работу в строгом соответствии с техническими и квалификационными
требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Таким образом, бюрократическая организационная
структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой
иерархией, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения
персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.
Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает
гибкость и не может быстро реагировать на изменения внешней среды.
Механистические типы организационных структур, по
другому их называют жесткими – это структуры, не обладающие способностью
реагировать на изменение ситуации путем соответствующего изменения
организационной формы при сохранении существующей качественной определенности и
своего функционального назначения. При любых изменениях ситуации они строго
сохраняют собственное строение, не меняют типы связей, соединений и свою
конфигурацию. Такие структуры не обладают адаптивными возможностями, для них необходимы
стабильность ситуации и постоянство среды.
Адаптивными можно назвать структуры,
которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой
наукоемкой технологии. Их можно быстро модифицировать в соответствии с
изменениями окружающей среды и потребностями самого предприятия. Эти структуры
еще называются органическими или гибкими.
12.Понятие социальной
организации. Признаки и характеристики социально-экономической системы.
Социальная организация представляет собой
разнообразие общественных институтов, т.е. объединений людей, целенаправленно
интегрирующих свою деятельность. Многообразие социальных организаций и
специфика их поведения привели к возникновению прикладной теории организаций.
13.Состав элементов
социальной системы. Их характеристика и взаимосвязь.
14.Модели, используемые в
процессе орг. проектирования. Их содержание и порядок разработки.
15.Основные закономерности
организации. Их сущность.
Закономерность – это объективно-сущностная,
повторяющаяся существенная взаимосвязь явлений в общественной жизни.
Можно сказать, что закономерность связи может
проявляться необязательно, в какой-то неустановленной форме носит вероятностный
характер и может проявиться в корреляционной форме, т.е. изменяться под
влиянием друг на друга.
Проявления закономерности часто привязано к
определенному месту, времени и отражают обусловленную последовательность
проявления не одного, а нескольких законов. Закономерности являются проявлением
действия законов.
Закономерность целостности – эта закономерность
проявляется в системе через возникновение новых интегративных, возникающих, в
результате взаимодействия элементов. Эта закономерность рассматривает две
стороны закона целостности:
1.
Свойство
системы не является суммой элементов системы или её частей.
2.
Свойство
системы зависит от свойств элементов системы или её частей.
Существенным проявлением закономерности целостности
являются проявления связи с взаимоотношениями системы, с внешней средой и
отличие взаимодействий с отдельными элементами системы.
Закономерность развития связанности – Отражает постоянное развитие
связи между элементами системы, но при этом, эти взаимосвязи обеспечивают
целостность системы.
Закономерность развития организации – Проявляется в постоянных
организационных отношениях в системе и является результатом действия закона
«информированности организованности». Структура – взаимосвязь элементов в
системе, характеризующая систему в статике.
Закономерность интегративности – Направлена во внутрь
системы, касается её элементов. Термин интнгративность употребляется как
синоним целостности, но он больше отражает, применяется к свойствам элементов
системы, т.е. интерес обращается на внутренние факторы. Интегративными
называются системно образующие элементы, которые являются неоднородными,
конфликтующими между собой свойствами или элементами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|