рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Переходная экономика Беларусии

Переходная экономика Беларусии

Введение.

 

Нестандартная модель развития переходной экономики Беларуси представляет собой «загадку» для экспертов международных организаций. На протяжении последних лет ее пытались разгадать аналитики Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, размышляя над источниками и резервами экономического роста в нашей стране, и у меня, как у гражданина Республики Беларусь, еще большее желание самому, хотя бы частично, разобраться в экономических процессах происходящих в нашей стране – этим и обусловлен выбор данной темы.  А говорить об ее актуальности я думаю излишне, ведь давно стало ясно, что переход к рыночной экономике занимает ни год и даже не два, а большинство стран бывшего СССР ( за исключением, быть может, стран Балтии) за период после его развала не смогло создать даже основ рынка.

Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Процессы протекания этих изменений являются составляющими переходной экономики.

Опираясь, в основном, на учебное пособие Лобковича Э.И. «Переходная экономика: сущность, особенности развития», публикации информационно-аналитического еженедельника «БелГазета» и Белорусского экономического журнала проанализирую этот, бесспорно, сложный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Основные черты и особенности переходной экономики.

 

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.  Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят «переходный», неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия.  Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной экономики.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. О размахе экономических реформ свидетельствует тот факт, что за пять лет, (с 1990 по 1995 год) в странах с переходной экономикой было приватизировано более 30 тысяч крупных и средних предприятий, а в остальных странах мира за одиннадцать лет (с 1980 по 1991 год) — менее 7 тысяч. [1, с. 17-24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Основные задачи переходного периода и пути их решения.

 

Рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим важнейшими задачами в переходного периода являются:

1. Развитие реального рынка товаров и услуг, причём как производственного, так и непроизводственного назначения, со свободным ценообразованием, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе;

2. Формирование финансового рынка. Здесь речь идёт о незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Обладатели ценных бумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками; это серьёзно снижает и социальную напряжённость в обществе;

3.  Создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон (рабочего и руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением - вещь довольно болезненная.

Рыночная экономика - это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведёт к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов.[6, с. 535 - 536]

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений.  Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений: либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли; реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности.  Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений; стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений; реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий; интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.  Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Роль либерализации не ограничивается только освобождением цен, она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственных производственных и торговых монополий, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая либерализация, государственная поддержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройки экономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Успешная интеграция нашего народного хозяйства в мировую экономику даст значительные экономические преимущества. В частности, она позволит более широко получать иностранные кредиты, более эффективно развивать хозяйственную международную кооперацию, значительно увеличить объем иностранных инвестиций.

Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:

ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им к командной экономике, то есть регулирование всего и вся.

демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;

введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;

обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен.

развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;

формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Преобразование отношений собственности в переходной экономике

 

Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от хода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господству ют только один субъект собственности — государство, и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.