рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Переходная экономика Беларусии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Специфика переходного периода в белорусской экономике. Белорусский феномен.

 

В мире нет исторического прецедента успешной борьбы с бедностью, построения социально справедливого государства и обеспечения устойчивого роста страны на основе госсобственности, дискриминации частного и иностранного капитала, монопольных практик и ценового регулирования. Беларусь 12 лет экспериментирует в рамках именно этой модели, беспрестанно твердя о мире, стабильности и процветании. Но, как говорится, все познается в сравнении. Тем-то и хороши доклады различных международных организаций, что позволяют взглянуть на себя со стороны и проверить, в нужном ли направлении развивается страна. Насколько уникально развитие Беларуси? Можно ли при помощи универсальных индикаторов диагностировать наше «экономическое чудо»?

Белорусское экономическое чудо опережает, наверное, даже самые смелые прогнозы. На январь – ноябрь 2005г. показатель ВВП вырос на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. Промышленность дала прирост в 9,9%, сельское хозяйство - 1,3%. Правительство добилось роста инвестиций в основной капитал на 24,2%. Розничный товарооборот вырос на 19,6%, экспорт - на 17%, импорт - на 4,8%. Короче, сплошной бум.[11]

БЕЛАРУСЬ НА ФОНЕ МИРА

Белорусские власти считают одним из самых больших своих достижений успехи сельского хозяйства. Качество работы этого сектора весьма хорошо иллюстрирует такой показатель, как производительность. Сравним добавленную стоимость на одного труженика села в долларах в 2001-03гг. в Беларуси и в других странах. При несравнимо более существенных дотациях, чем в других странах экс-СССР, и чрезвычайно льготном статусе сельхозпроизводства у нас этот показатель составляет 2259 долларов США - лучше, чем в Азербайджане (1026 долларов США), на Украине (1442 долларов США), в Польше (1358 долларов США), но хуже, чем в Армении (2646 долларов США), Латвии (2385 долларов США) и Литве (4071 долларов США). Мы находимся практически на одном уровне с Россией (2204 долларов США). Так что, судя по статистике, белорусский АПК не стал конкурентным даже в своем регионе.
Валовой национальный доход (ВНД, или gross national income) Беларуси в 2004г. составил 20,9 млрд. долларов США, или 2120 долларов США на душу населения. Этот же показатель по паритету покупательной способности (ППС) - 68 млрд. долларов США, или 6900 долларов США на человека. Беларусь опережает Азербайджан и Армению (как и в последние 40 лет), но на фоне партнеров по ЕЭП, не говоря уже о странах Центральной и Восточной Европы, заметно отстает. Казахстан имеет ВНД 2260 долларов США на душу населения (на 6,6% больше, чем у нас), а по ППС – 6980 долларов США; Россия – 3410 долларов США (на 60,8% больше), по ППС – 9620 долларов США. Беларусь обгоняет Украину по ВНД на душу населения более чем на 40%, но ППС у двух стран практически на одном уровне.
Зато ВНД Польши в 2,9 раз больше белорусского, по ППС - в 1,8 раза. Литовцы обогнали нас в 2,7 раза, по паритету - в 1,8 раза. Наши соседи гораздо быстрее приближаются к социальным и экономическим стандартам Запада, где, например, ВНД на душу населения Германии в 14,2 раза выше белорусского уровня, а в США - в 19,5 раза. Более того, мы все еще почти в 3 раза отстаем от среднего показателя ВНД на душу населения по мировой экономике в целом. Доля Беларуси в ней ничтожно мала - 0,05%, а по ППС - 0,1%. По ВВП доля Беларуси в мировой экономике в 2004г. составила 0,06%, как и 5, и 15 лет назад. Так что, судя по ВНД, белорусское чудо на фоне остальных стран мира пока не обнаружено [5, c. 21-22].

Опубликованный Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в конце 2004 года ежегодный доклад о состоянии дел в переходных экономиках нашего региона показал, что при всех недостатках реформ страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) справились с задачами построения основ рыночной экономики. Из девяти критериев ЕБРР (шкала от «1» - отсутствие реформ, полный социализм до «4+» - стандартная промышленная развитая рыночная экономика) Чехия имеет три оценки «4+», две четверки, остальные - «3+». Польша имеет четыре «4». Все остальные - «3+», за исключением «3» за политику в области создания конкуренции. Венгрия к концу 2004г. имела сразу семь четверок - лучший результат среди всех 27 стран.
По сравнению с ЦВЕ страны Балкан и СНГ вели себя гораздо хуже. Приватизация стала синонимом грабежа в особо крупных размерах. Под видом защиты интересов потребителя набирала власть бюрократия, шло удушение конкуренции госрегулированием. Неудивительно, что у людей сформировалось стойкое отвращение к тому, что пришло ему на смену. Если это рынок, то нам такой не нужен. Правда, то, что создано в России, на Украине, в Молдове и в Беларуси, с рынком имеет очень мало общего.
С точки зрения ЕБРР, по итогам 2004г. Беларусь имеет три единицы, пять двоек с разными знаками и всего лишь одну тройку с минусом по фактору «ценовая либерализация». Хуже только у Туркменистана (семь единиц, одна двойка, тройка с минусом по ценовой либерализации). Даже Узбекистан опередил Беларусь по темпам и глубине реформ, не говоря уже о России или Украине[8, c. 17].

С точки зрения реструктуризации и реформирования данного сектора Беларусь выглядит очень бледно: наша страна получила самую низкую оценку «1» за приведение к современным стандартам электроэнергетики, железных дорог, водоснабжения и канализации. За дороги и телекоммуникацию нам поставили два балла (максимальная оценка «4+»). У нас практически нет участия частного сектора в инфраструктурных проектах. Украина и Россия обходят Беларусь по реформам в области энергетики, железной дороги и водоснабжения. Торможение реформ инфраструктуры увеличивает риски не только техногенных аварий, но и грозит постоянным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) [8, c. 17-19].

Нефть, стремительный рост спроса со стороны России и ее щедрость в отношении цен на энергоресурсы вкупе с благоприятными условиями торговли помогали Беларуси увеличить темпы роста ВВП и решать текущие финансовые и социальные проблемы.
Однако они отнюдь не уникальный: в 2003-04гг. темпы роста ВВП на душу населения составили 11,5%. Приличный показатель, но почти столько же продемонстрировали Армения и Азербайджан. Украина за эти же годы с низкого старта увеличила свой ВВП на 12,9%, Туркменистан - на 15,4%.
В 2000-04гг. темпы роста ВВП Беларуси (6,7%) вообще аналогичны показателям десятков стран мира. Они значительно выше у тех же Армении, Азербайджана и Казахстана, нас опережают Украина (8,6%), Китай (8,7%) и Молдова (6,9%). Даже вступившие в ЕС Литва и Латвия демонстрируют более высокие темпы роста (7,5%). Так что и здесь следов экономического чуда не видно.
Еще один приоритет - экспорт. При крайне удачном географическом положении страны признаков умелой игры этим козырем пока не просматривается. Доля белорусского экспорта в мировом оставляет 0,1%, импорта - 0,2%. Страны с гораздо меньшим или аналогичным белорусскому населением имеют больший объем внешней торговли. Еще можно смириться с тем, что Польша экспортирует в 6,7 раза больше (разница в численности населения - в 3,9 раза), но Литва с населением почти в 3 раза меньшим имеет экспорт, который только на 18% ниже по стоимости. По экспорту на душу населения эта страна опережает нас в 2,4 раза. [5, c. 21]

Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме производства в РБ в 2003г. составила только 4%. По этому показателю гораздо лучше выглядят Казахстан (9%), Россия (19%), Чехия (13%).
Еще один результат политики добровольной изоляции - мизер международной помощи: 3 доллара США на душу населения. В 2003г. армяне получили в 27 раз больше помощи на душу населения, чем мы; богатые нефтью азербайджанцы - в 12 раз, ставшие членами ЕС латыши - в 16 раз, литовцы - в 36 раз. Даже Россия получила в 3 раза больше помощи на душу населения, чем мы. И это после Чернобыля и шока от перехода плановой экономики к «рыночному социализму». Взять хотя бы такой показатель, как объем чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), привлеченных в 1989-2003гг. Беларусь получила всего 200 долларов США на душу населения, Чехия - в 19 раз больше, Венгрия - в 17 раз, Польша - в 7 раз. Если бы мы пошли по пути стран ЦВЕ, то у нас в стране было бы не 2 млрд. долларов США ПИИ, а около 27 млрд. долларов США. Т.е. потеряны сотни тысяч новых рабочих мест, законсервирована старая структура производства [8, c. 17 - 18].

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

Авторитетный американский фонд Heritage совместно с Wall Street Journal опубликовал очередной рейтинг экономической свободы на 2004г. Беларусь оказалась на 145-м месте. В 2003 году мы были 151-е. Улучшение иллюзорно - в 2004 году шесть стран по разным причинам выпали из рейтинга (война или отсутствие данных). Беларусь получила оценку «4,1», улучшив свой показатель на 0,15 пункта.

Лидеры по индексу экономической свободы (ИЭС) - Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия и Люксембург - глубоко уважают права собственности и свободно торгуют со всем миром. Самый большой прогресс в 2003г. отмечен у Словакии, которая гигантскими прыжками вскочила в уходящий поезд расширения ЕС. Здесь были сокращены налоги, либерализованы цены, ускорена приватизация, проведена реструктуризация банковского сектора.
Особое место в Европе занимает Ирландия. Имея очень благоприятный инвестиционный климат и относительно низкие налоги (ставка подоходного налога на юридические лица - 12,5% гораздо ниже средней по ЕС в 30%), она активно привлекает инвестиции как из США, так и из Азии. 30 из 42 африканских стран региона Сахары относятся к категории «в основном несвободные», что и предопределяет их уровень развития и доходов. Самыми свободными в Африке являются Ботсвана (38) и Уганда (48). Среди бывших советских стран лидерами является Эстония (6-е место с индексом 1,8), Литва - 22-е место с индексом 2,2 и Латвия (29-е место, индекс 2,4).


В компании репрессированных стран, состоящей всего из 12 государств, самой свободной является Куба (144-е место с индексом 4,1). Замыкает мировой рейтинг Северная Корея (5,0). Эта страна получает больше денег от нелегальной продажи наркотиков, чем от всего легального бизнеса. Соседи нашей страны по ИЭС - Таджикистан, Венесуэла и Иран. Аналогичные белорусской имеют социально-экономические модели Бирма, Зимбабве и Узбекистан.

Ситуация в Беларуси глазами авторитетных экспертов достаточно точная. Стремительный рост складских запасов объясняется ошибками в экономическом управлении; 80% активов в руках государства - классический признак социалистической экономики; 40% промышленных предприятий убыточны. Эксперты отмечают невозможность покупки контрольных пакетов акций промышленных предприятий и наличие атавизмов советской эпохи в виде колхозов и совхозов. За прошедший год показатель «государственное вмешательство» стал на 0,5 пункта хуже, а вот по фактору «неформальный рынок», данные по которому представляет Transparency International, Беларусь улучшила свой рейтинг на 2 пункта, получив оценку 3.
По главным факторам ИЭС Беларусь может считать прошедший год временем упущенных возможностей. Торговая политика у нас оценена на 4 пункта (1 - полностью свободная торговля, 5 - изоляция). 3,4 пункта мы получили за «фискальное бремя государства» по причине большой доли госрасходов в ВВП и высоких ставок подоходного налога. Степень госвмешательства оценена на 3,5.
Критически низкой является оценка за «рынок капитала и иностранные инвестиции» - 4 балла. «Банки и финансовый рынок» оценены на 4, что говорит о монопольном статусе государства.
По фактору «цены и зарплаты» у нас наихудший показатель - 5. Регулирование цен, вмешательство в рынок продовольствия, контроль над торговыми надбавками и уровнем зарплаты на предприятиях вне зависимости от форм собственности, удешевление кредитов для избранных компаний - все эти меры противоречат принятым в рыночной экономике стандартам.
Частная собственность» в Беларуси оценена на 4 из-за отсутствия независимой судебной системы, возможности национализации практически любого предприятия, которое определяется как «наносящее ущерб государству», и проблем с разрешением споров по договорам. Еще хуже оценка по фактору «регулирование» - 5 баллов. Поэтому, по мнению международных экспертов, предприятия малого и среднего частного бизнеса занимаются в основном торговлей. В этом секторе в случае вследствие провала потери инвесторов относительно небольшие [9, c. 20-21].

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФЛЯЦИИ

В последние 10 лет качество белорусской статистики, безусловно, улучшилось. Однако наши показатели все еще имеют целый ряд национальных особенностей, которые и создают недоверие к ним и ко всей экономической политике в целом. Возьмем такой важный показатель как инфляция, самым распространенным измерителем которой является индекс потребительских цен (ИПЦ).

Динамика инфляции в Беларуси: 2002г. - 34,8%, 2003г. - 25,4%, 2004г. - 14,4%, 2005 г. –  8 - 8,5% (по самым пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9% - сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко 10 октября 2005г.). Но что такое белорусские 9% инфляции? Мы говорим о таком же показателе, как в ЕС, США или инфляция по-белорусски - что-то иное?
Однозначного ответа дать нельзя, потому как экономику не измеришь термометром или манометром по одной понятной в любой стране мира шкале. Макроэкономические показатели гораздо сложнее.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть следующие параметры: 1) по какому количеству товаров считается инфляция; 2) меняется ли корзина данных товаров; 3) насколько представленные товары и услуги отражают структуру потребления; 4) где измеряются цены; 5) можно ли производителям, оптовикам и рознице устанавливать свободные цены. ИПЦ характеризует изменение во времени «общего уровня цен и тарифов на товары и услуги». Чтобы определить его, Минстат использует около 350 «наименований товаров, товарных групп и видов услуг», которые должны отражать фактическую структуру потребительских расходов населения. И здесь мы отметим первое существенное отличие белорусской методики от международной. Чтобы корзина товаров и услуг была репрезентативной, отражала реальные изменения цен, на Западе ИПЦ считают приблизительно по 200 тыс. цен. В некоторых странах идут дискуссии на предмет того, чтобы учитывать и стоимость жилья, и высоту арендной платы, и цену кредитов. Манипулировать малым количеством товаров и услуг гораздо проще, чем большим.
Во-вторых, в Беларуси сложно сказать, меняется ли ежемесячно корзина товаров и услуг. Эта информация для независимого контроля недоступна. Поэтому риск подтасовки в зависимости от того, что именно подорожало в течение конкретного месяца, остается. Минстат мог бы легко снять обвинения в необъективности, если бы список товаров, по которым ежемесячно считается ИПЦ, был доступен для независимого контроля.  Поскольку неизвестно, насколько адекватно отражает корзина товаров реальную структуру потребления, и здесь остаются подозрения, что люди теряют больше покупательной стоимости своей зарплаты (пенсии), чем указывает официальный ИПЦ.

Регистрация цен и тарифов в Беларуси проходит в 31 городе, в то время как их общее число в Республике Беларусь составляет 110. Одна треть - тоже, в принципе, репрезентативно, но ничто не мешает властям изменить список городов, если рост цен в них портит общую картину. График роста цен по регионам можно легко согласовать из Минска. Опять же: подозрения легко снимались бы, если бы мы знали наперед, где фиксирует цены Минстат[10, c.15-16].

Если по всем вышеперечисленным факторам у нас есть подозрения, но не факты, то по последнему - возможности формирования свободных цен - сомнений нет. По данным ЕБРР, в 2004г., число административно регулируемых цен на товары, по которым считается ИПЦ, тоже стало рекордным за последние 7 лет. Оно составило 28% от всей «корзины». Для сравнения: в Чехии таких цен только 10,9%, Польше - 1%, в России - 9%, в Казахстане нет вообще. В результате такого жесткого регулирования цен предприятия выпускают новые товары с новыми ценами, но они-то не входят в корзину для расчета ИПЦ. Люди платят больше, а зарплаты и пенсии индексируются на гораздо меньшую величину.
Можно привести несколько типичных примеров регулирования цен органами власти. 7 февраля 2004 года Гродненский облисполком установил предельные цены на 17 видов муки для организаций хлебопечения всех форм собственности. 2 февраля 2004 Минэкономики приняло постановление N29 «О ценах на природный газ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Цена зависит от того, кто и зачем использует газ. ИП должны платить примерно по 62 доллара США за 1 тыс. куб. м, а организации, подчиненные Минспорта и туризма, - всего лишь 40 долларов США. Гродненский «Азот» и ОАО «Доломит» получают газ почти по цене импорта – 52 доллара США. Около 15 других предприятий получили льготы по газу. Среди них много предприятий, выпускающих потребительские товары, по которым измеряется ИПЦ.
Постановление Минэкономики N19 от 2 февраля 2004 утверждает цены на лекарственные средства, а N18 - более чем на 30 видов табачных изделий. 29 января 2004 вступило в силу постановление Минэкономики, вводящее новый порядок формирования цены на различные мясомолочные товары. Десятки нормативных актов постоянно корректируют список социально значимых товаров и услуг [10, с. 16].

Современное определение  инфляции будет звучать так: инфляция – это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным  предложением и повышением цен [7, с. 126].

Так вот при инфляции по-белорусски вполне вероятно, что за кадром остается стремительный рост цен на многие товары и услуги, в первую очередь на жилье.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Анализируя данные пятой главы, касающейся, в основном, Беларуси можно констатировать о том, что уже с середины  90-х гг. в нашей стране начался процесс обратный тому и тем целям которые ставило перед собой государство в начале 90-х. Вместо построения основ рыночной экономики Беларусь активно восстанавливает централизованную плановую экономику. Госсектор по-прежнему составляет 80%. Остальные 20% работают под огромным бременем госрегулирования, при котором форма собственности теряет свое      экономическое значение. Сельское хозяйство отнюдь не достигло поставленных задач – не стало рентабельным и конкурентноспособным, несмотря на свой льготный статус; машиностроительный комплекс так и не занял достойную нишу на мировом рынке и, если честно, перспектив для этого пока не видно.

 
И все же рост белорусской экономики есть, полностью отрицать его нельзя. Но этот рост - отнюдь не уникальное явление. Если говорить о 2002-05гг., то Беларусь находится далеко не в лидерах не то что мира, но даже и региона. Наш рост был ниже, чем в среднем по СНГ, зато по инфляции мы опережаем практически всех. Ни украинцы, ни казахи не претендуют на «экономическое чудо», мы - да. А подобрать нужный статистический фон для демонстрации собственных «успехов» легко – было бы желание.

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Переходная экономика: сущность, особенности развития: Учеб. пособ./Под ред.  Лобковича Э. И. Мн., 2002 г. -86 с.

2) Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты// Белорусский экономический журнал. – 2001 - №3. – 118 с.

3) Богиня Д., Волынский Г. Государственное регулирование переходных процессов // Экономика Украины – 1999 г. – № 5. – 96 с.

4) Экономика переходного периода: Учеб. пособ./Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. – 560 с.

5) Романчук Я. Бес чудес// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 40. – 26 с.

6) Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. – Киров, изд-во «АСА», 1995 г. – 623 с.

7) Макроэкономика: Учеб. пособ./Под ред. Ивашковского С.Н.. -М.: Дело, 2002. – 217 с.

8) Романчук Я. Хуже только у Туркменистана// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 1. – 24 с.

9) Подвицкий А. Экономическая свобода - 2004// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2004. - № 2. – 26 с.

10) Романчук Я. Конфискуют, но позже// Информационно-аналитический еженедельник «БелГазета». – 2005. - № 10. – 27 с.

11) Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. - http://belstat.gov.by


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.