Цифры, приведенные в таблице, показывают
нам, насколько экономика страны зависела от государственной системы
распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с нынешним положение в этих
странах, то можно проследить четкую тенденцию: чем выше была доля
государственного сектора в добавленной, тем тяжелее проходят реформы в данной
стране.
Для анализа исходной базы можно взять и
другие показатели, например, доля регулируемых цен. Итог, сравнения других
показателей будет приблизительно таким же, как и в рассмотренном нами примере.
Можно выделить три основных сценария
развития реформ в бывших соц. странах.
Итак, надеюсь нам удалось, доказать главную
идею данной работы: вектор преобразования переходной экономики зависит от
исходной точки, в которой начались реформы. Мы можем выделить общие черты для
бывших социалистических стран в 80-х годах, мы можем предположить, какими они
будут после завершения реформ - вновь выделив общие черты. Но у каждой страны
экономика, может быть незначительно, но отличалась от других, но именно это и
определяло ход реформ в данной стране, делая процесс трансформации сугубо
индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы в соседних странах.
Исследование проблем инвестирования
экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это
обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы
хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В
современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий
выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном
хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных
показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация
инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов
социально-экономических преобразований.
Актуальным в настоящее время является
углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов
инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой
выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных
затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных
сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций,
а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства
(собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не
меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования
инвестиционных ресурсов в современных условиях переходной экономики в
Казахстане.
Сложившаяся в середине 90х в России
экономическая ситуация значительно усложняла инвестиционную деятельность:
требовалась разработка адекватного рыночным отношениям инвестиционного
механизма, органически сочетающего формы частного и государственного
инвестирования, оптимизации взаимосвязей различных субъектов инвестиционной
деятельности, разработки соответствующей законодательно-нормативной базы и
другие меры, регламентирующие инвестиционный процесс, как на уровне отдельной
фирмы, компании или отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.
Эти вопросы являются коренными, они тесно
связаны с фундаментальными социально-экономическими процессами развития
общества, с решением задач по преодолению экономического кризиса. Поэтому
исследование современных особенностей инвестиционной деятельности различных
хозяйственных субъектов является одним из основных приоритетов экономической
науки.
В курсовой рассматриваются процессы
воспроизводства инвестиций в хозяйственном комплексе России на рубеже 90-х
годов, исследуются рыночные механизмы инвестиционной сферы, раскрывается
содержание инвестиционного процесса, исследуются особенности взаимосвязи между
инвестициями и структурными сдвигами в экономике и на основе данного анализа
формулируются инвестиционные приоритеты в экономике Казахстана.
В данном анализе автор исходит из того, что
инвестиции – это основной инструмент формирования микро- и макроэкономических
пропорций, определяющий темпы экономического роста. Регулирующее воздействие
общества на формирование и структуру использования инвестиций может
осуществляться только путем определения обоснованных экономических рычагов и
нормативов. Становление национальной экономики Казахстана, как составной части
мирового хозяйства, основывается на обязательном учете ряда важных общих
закономерностей в сфере инвестиционной деятельности, но, вместе с тем, оно
порождает новые сущностные черты, обусловленные изменением экономических
приоритетов, развитием национального рынка. Поэтому движение инвестиций следует
рассматривать как результат взаимодействия этих факторов.
Разработки об инвестициях и приоритетах в
их использовании могут быть использованы в преподавании экономических
дисциплин. В хозяйственной практике могут быть использованы обоснованные
рекомендации по совершенствованию экономического механизма инвестиционной
деятельности, определения критериев оптимизации соотношения накопления и
потребления, приоритетных направлений использования инвестиционного потенциала
и др.
2. Инфляция в переходной экономике.
2.1.
Причины инфляции в переходной экономике.
Действие рыночного механизма хозяйствования
возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения
спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной
экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта,
в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка.
Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям
является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.
Чтобы лучше понять причины и специфику
инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования.
Такая система, означающая централизованное установление государственных
фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой
частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией
плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения продукта
от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет
добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты.
Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном
хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в
структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и
учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое
ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по
затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить
индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать
производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что
переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень
цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
Чтобы лучше понять специфики российской
инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен
являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако
проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на
постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены
производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились
только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не
облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и
компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.
розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%.
Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального
дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал
бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный
денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной
политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще
более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2
января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен.
Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные
ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в
3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены
в марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за
ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса
рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за
первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за
первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их
либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах,
проводящих реформу(табл.1).
|