рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Планирование на предприятии. Классификация планов

Планирование на предприятии. Классификация планов

Содержание


Введение

1.  Сущность и функции планирования на уровне  макро- и микроэкономики..........3

1.1. Предмет и метод внутрифирменного планирования.........................................8

1.2. Содержание планирования и виды планирования........................................11

1.3. Принципы планирования..............................................................................14

1.4. Взаимосвязь стратегического и оперативного планирования.......................................17

1.5. Процесс планирования в экономической организации...............................20

Вывод

Список использованной литературы


Введение


“Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире» [2,15].

Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. “Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления” [2,15].

Предмет и задачи данной работы:

*                   Изучение существующих практик планирования на предприятии;

*                   Изучение методов выявления резервов повышения эффективности производства.

Для начала нужно ответить на вопросы: Для чего мы планируем? Зачем нужно планирование?

Мы планируем потому что заботимся о том, что должно произойти. Потому что мы хотим предвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем избежать ошибок и использовать возможности. Этот закон, правило всегда присутствует в планировании. Итак сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование:

·        устранение неопределенности

·        точное определение целей и действий по их достижению

·        появление осмысленности в деятельности

·        избежание ошибок в будущей деятельности

·        возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время

Планирование, как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Это профессиональная деятельность. Плановики стали профессионалами с опытом, который может быть полезен принимающим решения.

Планирование возникло очень давно из различных исторических традиций:

*                    Городское планирование.

*                    Экономическое планирование.

*                    Здравоохранение

*                    Образование

*                    Корпоративное планирование

Развиваясь, эти виды исторического применения планирования, объединились в современную единую профессиональную деятельность.

Планирование возникло в конце девятнадцатого столетия для конструирования  или перепроектирования пространственных построений. Было, например, много сделано для модернизации и трансформации больших городов и проектирования новых систем железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя традиция планирования, уходящая корнями в широкомасштабное экономическое планирование. Заботы об освоении географического пространства, создании физических конструкций и промышленной продукции имеют тенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описание построения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь, или замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращали внимание на конечный результат, а не на процесс.

Однако сейчас вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.

Соответственно, наиболее актуально и интересно будет рассмотрение технологии планирования на примере планирования собственной жизни.



1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКИ

Как уже отмечалось, туризм представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую систему, а с другой — отрасль эко­номики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем прин­ципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотноси­тельно специфики отрасли или уровня, на котором оно осуществляется.

Планирование относится к выбору между альтернативными действия­ми, а также включает в себя анализ будущего состояния, постановку основ­ных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

Невозможно обойти вниманием обобщенное определение планиро­вания, выведенное американским специалистом и международным кон­сультантом в области планирования туризма Эдвардом Инскипом [93]. Так. он предлагает рассматривать планирование как организацию буду­щего для достижения ряда определенных целей и задач. Несмотря на ка­жущуюся простоту, данное определение очень точно передает всю сущ­ность процесса планирования. Его результатом является некоторый план. План - это предвидимая и подготовленная на некоторый период времени программа социально-экономического развития объекта и всех его под­разделений.

Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие ре­шения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.

В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное пла­нирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материалы !ых благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде [15].

Планирование деятельности стало в настоящее время экономи­ческой основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планиро­вания обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, ры­ночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в сво­их товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобре­тает внутрихозяйственное или внутрифирменное планирование деятель­ности на всех предприятиях. Планирование призвано гарантировать не только выпуск пользующейся высоким спросом у покупателей новой про­дукции, но и обеспечение всеми необходимыми экономическими ресур­сами, а также способствовать их наиболее эффективному и полному ис­пользованию и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, пользующихся спросом на рынке. А это, в свою очередь, предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

Следовательно, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов их^оков выпус­ка товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качествен­ных и количественных результатов [15].

Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предпри­ятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда произ­водственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финан­сово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата.

При планировании для определения высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Воз­можность приближения к конечным результатам делает процесс пла­нирования важным показателем как степени продвижения к постав­ленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени соответ­ствия итоговой плановой деятельности способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для осуществления их в планируемом периоде.

Во всяком процессе планирования выбор основных целей и воз­можных средств или способов их выполнения тесно связаны и перепле­тены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограни­чениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности оказывают воздействие также и на определе­ние стратегических или тактических целей его развития. Наше пред­ставление о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о фи­нансовом состоянии предприятия влияет на обоснование тех важнейших или приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании их производственной деятельности. На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью пла­нирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных спо­соба роста доходов предприятия: за счет экономного расходования при­меняемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов производства.

В процессе планирования необходим комплексный, системный под­ход к решению возникающих на предприятии производственно-эконо­мических и всех иных проблем. Формулировка производственных це­лей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет пер­спективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулируется с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимо­связанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как-единая экономическая система. Следовательно, рыночное планирова­ние внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и в фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и на­хождения путей более эффективного приближения к нему.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осу­ществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изме­нениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыноч­ный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может не­прерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требова­ний, вновь полученной нормативной информации, приобретения науч­ных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей [15].

Планирование в условиях рынка также служит основой осуще­ствления множества разнообразных экономических, организацион­ных, управленческих, социальных и многих других функций, харак­теризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наибо­лее полно использовать существующую систему прогрессивных нор­мативов, передовых стандартов, научных положений и экономиче­ских целей.

Основные экономические функции и формируемые цели каждого пред­приятия должны в процессе планирования его развития достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Планирование внутрифирменной деятельности является на пред­приятии одной из важнейших функций управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основате­лями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном  и дополнена многи­ми зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и пред­приятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координа­ция работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п. 

Во внутрифирменном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития. Рыночное планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязан­ных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутри­фирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функ­ции и цели всего предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, тех­нических, экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем, может быть реализован, даже если ни однЛи его частей, рас­сматриваемых порознь, неосуществима. Нереальные на этапе планиро­вания решения могут взаимодействовать таким образом, что они дадут в будущем вполне достижимую систему планируемых решений.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.