Планирование на предприятии. Классификация планов
Содержание
Введение
1. Сущность и функции
планирования на уровне макро- и микроэкономики..........3
1.1. Предмет и метод внутрифирменного
планирования.........................................8
1.2. Содержание планирования и
виды планирования........................................11
1.3. Принципы
планирования..............................................................................14
1.4.
Взаимосвязь стратегического и оперативного
планирования.......................................17
1.5.
Процесс планирования в экономической
организации...............................20
Вывод
Список использованной литературы
Введение
“Планирование
- это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью
нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо
личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в
регионе, стране или в мире» [2,15].
Планирование
означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в
работе. “Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического
мышления” [2,15].
Предмет и задачи данной
работы:
*
Изучение существующих практик планирования на
предприятии;
*
Изучение методов выявления резервов повышения
эффективности производства.
Для
начала нужно ответить на вопросы: Для чего мы планируем? Зачем нужно
планирование?
Мы
планируем потому что заботимся о том, что должно произойти. Потому что мы хотим
предвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем избежать ошибок и
использовать возможности. Этот закон, правило всегда присутствует в
планировании. Итак сформулируем основные преимущества, которые нам дает
планирование:
·
устранение неопределенности
·
точное определение целей и действий по их
достижению
·
появление осмысленности в деятельности
·
избежание ошибок в будущей деятельности
·
возможность предвидеть и действовать в будущей
ситуации опережая время
Планирование,
как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Это
профессиональная деятельность. Плановики стали профессионалами с опытом,
который может быть полезен принимающим решения.
Планирование
возникло очень давно из различных исторических традиций:
*
Городское планирование.
*
Экономическое планирование.
*
Здравоохранение
*
Образование
*
Корпоративное планирование
Развиваясь, эти виды
исторического применения планирования, объединились в современную единую
профессиональную деятельность.
Планирование возникло в конце
девятнадцатого столетия для конструирования или перепроектирования
пространственных построений. Было, например, много сделано для модернизации и
трансформации больших городов и проектирования новых систем железнодорожного
транспорта. Существует также более поздняя традиция планирования, уходящая
корнями в широкомасштабное экономическое планирование. Заботы об освоении географического
пространства, создании физических конструкций и промышленной продукции имеют
тенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описание
построения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь,
или замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращали
внимание на конечный результат, а не на процесс.
Однако
сейчас вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности
плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо
отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать
собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.
Соответственно, наиболее
актуально и интересно будет рассмотрение технологии планирования на примере
планирования собственной жизни.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ МАКРО- И
МИКРОЭКОНОМИКИ
Как уже отмечалось, туризм представляет собой, с одной
стороны, сложную социально-экономическую систему, а с другой —
отрасль экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте
рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем
принципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотносительно
специфики отрасли или уровня, на котором оно осуществляется.
Планирование относится к выбору между
альтернативными действиями, а также включает в себя анализ будущего состояния,
постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению
этих целей.
Невозможно обойти вниманием обобщенное
определение планирования, выведенное американским специалистом и
международным консультантом в области планирования туризма Эдвардом
Инскипом [93]. Так. он предлагает рассматривать планирование как
организацию будущего для достижения ряда определенных целей и задач. Несмотря
на кажущуюся простоту, данное определение очень точно передает всю сущность
процесса планирования. Его результатом является некоторый план. План -
это предвидимая и подготовленная на некоторый период времени программа
социально-экономического развития объекта и всех его подразделений.
Планирование деятельности является наиболее важной
функцией менеджмента. В планах отражаются все принятые
управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов
производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка
затрат и ресурсов, конечных результатов производства.
В мире ограниченных производственных
ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической
свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материалы
!ых благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты
и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими
производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма
самостоятельно решают какие товары и в каких количествах им следует
производить в предстоящем плановом периоде [15].
Планирование
деятельности стало в настоящее время экономической
основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых
коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических
объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между
производством и потреблением
продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и
предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному
удовлетворению своей продукцией и услугами
всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по
существу будущими планами производства предприятий и фирм.
В рыночной экономике, ориентирующей
каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение
потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые
функции приобретает внутрихозяйственное или внутрифирменное планирование
деятельности на всех предприятиях. Планирование призвано
гарантировать не только выпуск пользующейся высоким спросом у покупателей
новой продукции, но и обеспечение всеми необходимыми
экономическими ресурсами, а также способствовать их наиболее
эффективному и полному использованию и достижению возможного
объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг,
пользующихся спросом на рынке. А это, в свою очередь, предполагает рациональное
использование человеческого потенциала,
производственных фондов, материальных запасов,
рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других
факторов.
Следовательно, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономических
целей развития, выборе наилучших
способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов их^оков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и
установления таких показателей их производства, распределения и потребления,
которые при полном использовании
ограниченных производственных ресурсов могут
привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и
количественных результатов [15].
Внутрифирменное планирование рыночной
деятельности предприятий предусматривает не только целостное
рассмотрение ряда производственно-хозяйственных,
организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и
ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может
рассматриваться как средство для
достижения более отдаленного результата.
При планировании для определения высшей
ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на
предприятии и в какой степени
приближает к ним промежуточный планируемый результат. Возможность приближения к конечным результатам делает
процесс планирования важным показателем как степени продвижения к
поставленным целям, так и меры внешней
ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при
планировании степени соответствия итоговой
плановой деятельности способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для осуществления их в планируемом
периоде.
Во
всяком процессе планирования выбор основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетены
между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящего
осуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиеся
в распоряжении предприятия производственные
ресурсы, технологические средства и финансовые
возможности оказывают воздействие также и на определение стратегических
или тактических целей его развития. Наше представление
о возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о финансовом состоянии предприятия влияет на
обоснование тех важнейших или
приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании
их производственной деятельности. На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью планирования является получение максимальной прибыли.
А основными средствами для ее достижения
могут быть выбраны два известных способа
роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения
используемого капитала. Первый путь
ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатов
производства.
В процессе планирования необходим
комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии
производственно-экономических и всех иных проблем. Формулировка
производственных целей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач,
представляет перспективное
планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование
подразумевает, что ни одна
производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и
каждая из них формулируется с учетом
ее принадлежности к системе или множеству взаимосвязанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как-единая экономическая система. Следовательно,
рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных
предприятиях и в фирмах состоит в
разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.
Любой план, как текущий, так и перспективный,
должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и
внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения.
Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в
данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие
изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно
пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь
полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта,
появления новых плановых проблем и выбора
новых экономических целей [15].
Планирование
в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных
экономических, организационных,
управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного
производства. Механизм их
взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую
систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности
предприятия следует наиболее полно
использовать существующую систему прогрессивных нормативов, передовых
стандартов, научных положений и экономических целей.
Основные экономические функции и формируемые цели
каждого предприятия должны в процессе планирования его развития
достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных
планах.
Планирование внутрифирменной
деятельности является на предприятии одной из важнейших функций управления производством.
Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована
его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она
представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из
которых непосредственно относится к
плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели,
формирование стратегии, планирование работы,
проектирование операций, организация процессов, координация работ,
мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов
и т. п.
Во внутрифирменном плане, как и в любом
другом, отдельные части или функции объединяются в единую
комплексную систему социально-экономического развития. Рыночное
планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого
всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая
совокупность взаимосвязанных частей единого хозяйственного
комплекса. Оптимальный внутрифирменный план в наиболее полной степени
отражает свойства, функции и цели всего предприятия. Всякая
целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее
частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия,
представляющий собой научно обоснованную систему решений
совокупности производственных, технических, экономических, социальных,
финансовых и иных функций и проблем, может быть реализован, даже
если ни однЛи его частей, рассматриваемых порознь, неосуществима.
Нереальные на этапе планирования решения могут взаимодействовать
таким образом, что они дадут в будущем вполне достижимую систему планируемых
решений.
Страницы: 1, 2, 3
|