рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Планирование на предприятии. Классификация планов

Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономи­ки — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обо­снованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и орга­ орга­низационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношениях предприя­тий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие и расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.


1.1. Предмет и метод внутрифирменного планирования

Современное внутрифирменное планирование заключается в опре­делении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конеч­ных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего поло­жения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм внутри­фирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. По­этому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. На первом этапе на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние пла­нируемого объекта или системы, выраженное в качественных или коли­чественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего раз­вития. На этой базе в дальнейшем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организацион­ных, экономических и других мероприятий, с помощью которых будет обеспечиваться их выполнение на предприятии [15].

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, опреде­ление конкретных задач, выбор основных путей и средств их дости­жения, контроль за их выполнением. Планирование всегда опирается на фактические и нормативные данные настоящего или даже прошло-. го периода (при условии их соответствия современным требованиям), но стремится установить и контролировать процесс развития пред­приятия как в будущем, так и в настоящем времени. Степень обосно­ванности любых планов во многом зависит от достоверности исход­ных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждое предприятие яв­ляется лишь небольшой частью общей рыночной системы или эконо­мики страны в целом, постольку для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей. В большинстве случаев общие по­казатели рынка или основные макроэкономические факторы, допус­тим темпы развития (роста), могут служить исходными данными для планирования внутрифирменной деятельности различных предприя­тий и их подразделений. Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например кри­зисы, забастовки, вообще не поддаются точному планированию. Мно­гие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в це­лом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, также не обладают высокой степенью достоверности и точности. Отсюда вы­текает, что любое внутрифирменное планирование в условиях рыноч­ной экономики базируется, как правило, на неполных данных. Это предполагает не только объективную необходимость контроля за вы­полнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

В современном отечественном производстве (в том числе и в туриз­ме) планирование внутрифирменной деятельности предприятий служит основой таких важнейших функций менеджмента, как организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Оче­видно, что данные функции определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности фирм и других предприятий, но и, главным образом, объект внутрихозяйственного планирования. Основ­ными объектами изучения внутрифирменного планирования выступают все существующие хозяйствующие субъекты, коммерческие организа­ции и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной и хозяйственной деятельности.

Методология внутрифирменного рыночного планирования охва­тывает совокупность теоретических выводов, общих закономерно­стей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов раз­работки планов. Методика планирования характеризует состав при­меняемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержа­ние, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного пла­на. Процесс разработки комплексного плана социально-экономиче­ского развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламен­тирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделе­ний, функциональных органов и плановых служб в совместной по­вседневной деятельности. Методология, методика и технология выпол­нения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирмен­ного планирования [15].


1.2. Содержание планирования и виды планирования

Содержание внутреннего планирования и всей рыночной экономи­ки в целом включает в себя следующие вопросы:

1.  Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию произво­дить и, какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию (услугу) надо производить, какую техноло­гию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию (услугу), по ка­ким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и, как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования мо­гут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обо­снования, время действия, сфера применения, стадии разработки, сте­пень точности и др.

1.  По содержанию планов следует выделять такие виды внутрен­него планирования, как: технико-экономическое, оперативно-производ­ственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

2.  По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутреннего планиро­вания, как фирменное, корпоративное или иные системы планов, отно­сящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяй­ственной организации. На среднем уровне управления это цеховая система планирования, на нижнем — производственная или оперативно-производственная, которая, как правило, охватывает отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

3. По методам обоснования на практике находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, ин­дикативное и административное, или централизованное. На предприя­тиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими фор­мами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товари­ществах и акционерных обществах, а также на иных предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуля­торами или ориентирами в этом случае служат соответственно меха­низмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Рыночное самопланирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на про­изводимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивает­ся и цена товара, а следовательно, планируется расширение его про­изводства. При снижении цен и объема продажи товара его выпуск в плане также автоматически снижается. Индикативное планирование -        это по существу государственное регулирование цен и тари­фов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня средней заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше­стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции (услуг),номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования не противоречат одна другой и могут применяться одно­временно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного их вида.

4.   По времени действия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуще­ствляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное — в пределах от I до 3 лет, а краткосрочное- в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5.   По сфере применения внутреннее планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Их объек­том служит соответствующая производственная система или подразде­ление предприятия.

6.   По стадиям разработки планирование бывает предваритель­ное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются про­екты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов (внутренних или внешних нормативных актов).

7.   По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и про­изводственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

8. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нор­мативное. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо решить в пределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаются достижимыми, но приближе­ние к которым предусматривается в планируемом периоде или за его пределами.




1.3. Принципы планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем [15]. В качестве основных требований к разработке про­граммы действия или планов предприятия им были названы пять осново­полагающих принципов: необходимость, единство, непрерывность, гиб­кость и точность.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудо­вой деятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообразная дея­тельность, направленная на преобразование природных ресурсов' в го­товую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А. Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, что хотим и что можем [15]. Отсутствие плана или программы, как правило, сопровож­дается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной пе­ременой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не крахом дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Планы, или программы, могут быть разные: простые и сложные; краткие или очень подробные; на продолжи­тельный или короткий срок; внимательно рассмотренные или принятые наспех; хорошие, посредственные или плохие. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свобод­ных рыночных отношений, т. к. его соблюдение соответствует совре­менным экономическим требованиям рационального использования о1раниченных ресурсов на всех без исключения предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Един­ство планов предполагает общность экономических целей и взаимо­действие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирмен­ное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления про­изводством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Что­бы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствую­щее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это пред­полагает, что на смену одному плану производства приходит без пере­рыва Другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка иным. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них — к оператив­ным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и дол­госрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одно­временно. В процессе непрерывного планирова­ния происходит заметное сближение фактических и плановых показате­лей производственно-экономической деятельности.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью плани­рования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности пред­приятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В усло­виях рынка возможны также значительные колебания спроса, измене­ния действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствую­щим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подуш­ками». При соблюдении этого требования необходимо планировать величину или размер таких резервов.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.