Установив принадлежность
карточки клиенту, кассир вводит с клавиатуры цены предъявляемых клиентом
товаров и получает на экране терминала информацию об общей стоимости покупки с
учетом скидки, установленной для данной карточки. Если сумма на карточке
покупателя достаточна для оплаты покупки с учетом скидки, транзакция
осуществляется, остаток счета клиента автоматически уменьшается на стоимость
покупки с учетом скидки, и печатается чек, где указываются цена каждого товара
с учетом и без учета скидки, общая сумма со скидкой и без нее, остаток на счете
клиента и сумма предоставленной скидки. Последняя, как показал опыт, психологически
очень важна для покупателя: она показывает ему сколько он сэкономил на данной
покупке.
Информация о всех выполненных транзакциях хранится в
памяти терминала до проведения инкассации.
Поскольку система
обслуживает большое число покупателей, а платежи наличными чередуются с
платежами по карточкам, важное значение приобретают особенности психологии кассиров
и их привычки, сложившиеся при работе с обычными кассовыми аппаратами. При
разработке программного обеспечения терминалов эти особенности необходимо
учитывать.
При ошибках кассира
используются специальные режимы, позволяющие в присутствии администратора
отменить последнюю покупку.
Инкассация терминалов и обновление стоп-листов
Стоп-лист составляется в компьютере процессингового
центра. Карточки вносятся в него по следующим причинам:
·
клиент заявил о пропаже
карточки;
·
при инкассации обнаружено
расхождение баланса карточки и записей в компьютере (несовпадения времен, сумм
и др.).
Стоп-лист
передается в терминалы при каждой инкассации. Кроме того предусмотрена
возможность "внеочередного" пополнения стоп-листа по команде из
бухгалтерии.
Очередные инкассации терминалов (перенос информации о
покупках в базу данных процессингового центра) проводятся во время плановых
перерывов в работе универсама, но в случае переполнения памяти терминала, о чем
оповещает звуковой сигнал, осуществляется внеочередная инкассация.
Инкассацию терминалов
осуществляет уполномоченное лицо (инкассатор) с использованием специальной
инкассаторской карточки. Инкассатор вставляет ее в считыватель терминала, вводит
свой пароль и задает режим инкассации. В результате данные о всех транзакциях,
совершенных на терминале с момента предыдущей инкассации, заносятся в память
инкассаторской карточки. Затем эта карточка вставляется в считыватель
процессингового центра, и информация с нее переносится в память компьютера
этого центра, а в память карточки записывается стоп-лист. В базе данных
процессингового центра хранится информация о всех инкассациях каждого терминала
и о том, кто из инкассаторов какую инкассацию проводил.
После этого инкассаторская карточка
вновь вставляется в считыватель инкассируемого терминала для записи стоп-листа
в его память.
Формирование итоговых документов о работе системы за
день
По результатам инкассации за день формируется итоговый
баланс: поступление средств от новых клиентов и клиентов, пополнивших свой
карт-счет, объем платежей по карточкам, суммарная скидка и т. п.
Предусмотрена возможность автоматического получения
статистических обобщений по проведенным транзакциям (число клиентов за день,
средняя стоимость покупок и т. п.).
Вся информация в системе хранится в зашифрованном
виде. Все операции с базой данных защищены персональными паролями, что
позволяет в случае конфликтов или ошибок определить, кто именно проводил ту или
иную операцию в системе.
В базе данных процессингового центра содержатся
следующие перечни:
·
перечень карточек с
реквизитами их владельцев;
·
стоп-листы с реквизитом
заблокированных карточек;
·
список кодов кассиров;
·
список кодов инкассаторов;
·
список кодов операторов
компьютера процессингового центра;
·
перечень номеров кассовых
терминалов;
·
список нежелательных
клиентов;
·
список клиентов, которые
израсходовали все деньги, но не закрыли счет.
Предусмотрена возможность расширения функций системы:
работы со считывателями штриховых кодов, интеграции с автоматизированной
бухгалтерской системой магазина и с универсальными (банковскими) платежными
системами.
Логическим
развитием локальных платежных систем является их интеграция с универсальными банковскими
системами. Технические аспекты такой интеграции проработаны хорошо. Если банки
проявят к этому делу интерес, такие локальные системы безналичных платежей
смогут стать основой для создания развитой инфраструктуры приема платежей по
карточкам, и тогда эти расчеты получат широкое распространение.
Быстрое
распространение банковских кредитных карточек, их превращение в массовый инструмент
расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит
наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям
участников системы.
В сущности,
карточка, представляющая собой кусочек пластика с магнитной полосой, на которой
занесены определенные данные о ее владельце и его счете, является формой
доступа к этому счету. Если вы постоянно пользуетесь магазинами, принимающими
карточки, и не хотите. рисковать, нося с собой большие суммы денег или же
собираетесь совершить большую покупку, но еще не знаете точно, когда это
произойдет, вы можете обезопасить себя, приобретя пластиковую карточку. С одной
стороны, вы вроде бы отдаете свои деньги взамен на кусочек пластика, а с
другой, получаете возможность рассчитываться в привычном для вас магазине, не
используя наличность. Вы избавляетесь от необходимости конвертировать свою
валюту и рубли. Ваш банк проведет конвертацию по биржевому курсу, взяв лишь
незначительные комиссионные в свою пользу. Следовательно, приобретая карточку,
вы избегаете необходимости носить с собой наличность, можете совершать
незапланированные покупки в пределах своего карточного счета, выигрываете на
разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому вам производит конвертацию
ваш банк.
Необходимо
учитывать и то, что расчеты с помощью пластиковой карточки могут позволить
более строго контролировать ваш бюджет. Обычно в семьях очень приблизительно
знают, сколько в среднем денег в месяц тратится на продукты питания, одежду и
т.п. Соответственно и планирование бюджета оказывается затруднительным.
Если же вы пользуетесь при расчетах карточкой, то при покупке продавец,
прокатывая вашу карточку в специальном устройстве, попросит вас расписаться на
полученном оттиске – слипе, где будет указано, что, когда, где и за сколько
было вами куплено. В конце, допустим, месяца вы получите великолепную возможность
наглядно по имеющимся у вас слипам представить приблизительную структуру ваших
расходов. Если же вам не хочется обременять себя разбором накопившихся бумаг,
то в конце определенного срока, как правило, обозначенного в договоре, ваш
банк предоставит вам выписку о произведенных операциях, где опять-таки будут
указаны все ваши траты.
К преимуществам использования вместо
наличных денег пластиковой карточки можно отнести также тот акт, что при утере
последней вам достаточно лишь сообщить в выдавший ее банк о случившемся. Все
расчеты по этой карточке будут заблокированы, и ваш счет не пострадает от вашей
забывчивости.
Пока мы говорили только о выгодах, которые клиент получает при расчетах с
помощью карточки, однако, разумеется, ему придется пойти и на определенные
затраты. Во-первых, он отдает свои деньги сразу, а расходует их в течение
какого-то времени. На внесенные деньги могут начисляться проценты (как правило,
на средний остаток выше какой-то заранее определенной суммы). Но ведь карточка
– это все же инструмент расчетов, а не накопления. И не имеет смысла таким
образом омертвлять свои средства. Гораздо зффективнее рассчитать средний расход
и внести минимально возможную сумму, затем пополняя ее.
И, во-вторых, за удобства, предоставляемые расчетами с помощью карточки,
приходится платить. Обычно банки взимают определенный процент за каждую
трансакцию, совершаемую по карточке (покупка, обналичивание). Но, с другой
стороны, борясь за клиента, банки сегодня снижают взимаемые ими комиссии. И
клиент получает возможность выбрать карточку такого банка, чьи финансовые
условия предпочтительнее. В случае выбора платежных карточек международных
платежных систем сюда не примешивается подсчет точек, принимающих эти карточки
к оплате, что приходится учитывать при выборе карточек российских систем или
индивидуальных банковских. В случае выбора карточек VISA или MasterCard к услугам клиента не только
тысячи магазинов по России, но и огромная сеть по всему миру.
Финансовое состояние предприятия
выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т. е. средств
предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния –
определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или
ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой
устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе
исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и
разбиваются на следующие блоки:
1.
структурный анализ активов и пассивов;
2.
анализ финансовой устойчивости;
3.
анализ платежеспособности (ликвидности);
Информационными источниками для
расчета показателей и проведения анализа служит годовая бухгалтерская
отчетность. (Вариант 16)
|