Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров
СОДЕРЖАНИЕ
введение 4
глава 1. Современные подходы к подготовке,
переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. 6
1.1. Требования, предъявляемые к профессиональной
подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений. 6
1.2. Общегосударственная система подготовки
квалифицированных рабочих кадров. 8
1.2.1. Преобразование государственной системы
профессионально-технического образования Республики Беларусь. 8
1.2.2. Организация профессиональной подготовки
безработных и незанятого населения. 12
1.3. Профессиональное обучение рабочих кадров на
предприятии в условиях рыночных отношений. 16
1.4. Проблемы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочих кадров в Республике Беларусь. 22
Глава 2. Исследование организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском
станкостроительном заводе им. С. м. Кирова. 25
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика
завода. 25
2.2. Анализ количественного и качественного состава
рабочих кадров и их соответствие потребностям предприятия. 31
2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии. 43
2.4. Экономическая эффективность подготовки,
переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на предприятии. 52
Глава 3. Основные направления совершенствования
подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 56
3.1. Улучшение работы по профессиональной ориентации. 56
3.2. Совершенствование организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в регионе и на
Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова. 64
3.3. Использование зарубежного опыта при организации
подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. 75
заключение 81
Список литературы 86
Вопросы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают
особую актуальность. Важное значение решения этой проблемы имеет на уровне
предприятия, положение которого в условиях рыночной экономики коренным способом
изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим
экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей
деятельности, на предприятии должна быть сформирована также система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечила бы
ему высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения
на рынке.
В настоящее время перед профессиональным
обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач,
обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации
и перепрофилирования производств, реструктуризацией занятости и изменением
требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет высокие
требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации
в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни
профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется
трудовой ритм, меняются технические средства. Всё это порождает необходимость в
новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих
кадров.
В настоящее время встают вопросы: как в этих
условиях организовать обучение, по каким профессиям вести подготовку и переподготовку,
каким должно быть учебно-методическое обеспечение, где найти источники
финансирования, какова роль государства в поддержке обучения и его
регулировании. Необходимость решения этих вопросов ощущается всё острее и
предприятиями и службами занятости.
В современных рыночных отношениях
нарождается новое значение сферы образования и подготовки кадров. В широком
плане она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой
экономических и научно-технических преобразований. В личностном плане
профессиональное образование и квалификация не просто выступают
характеристиками того или иного человека, но и становятся для него гарантией
социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Цель дипломной работы состоит в оценке
организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров
Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова и выработке
мероприятий по её совершенствованию, которые базируются на изучении и анализе
применяемых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров.
При обработке полученной информации основу
методики анализа, используемой в дипломной работе, составляют методы обработки
экономической информации: количественной и качественной оценки, экономической
оценки, метод сравнительного анализа ,метод группировок и др.
Методологической основой написания дипломной
работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в Республике
Беларусь, а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных
и зарубежных авторов.
Для выполнения работы были использованы
данные учёта и отчётности отдела кадров и бюро по подготовке кадров Гомельского
станкостроительного завода им. С. М. Кирова.
Дипломная работа состоит из введения, трёх
глав, заключения и списка используемой литературы.
Современный человек живёт и действует в
условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных
усилий. Если в прошлые времена принятию правильных решений мешал в основном
дефицит информации, то в наши дни, напротив, помехи создаёт её избыток.
Усложнившиеся социально-экономические процессы, повысившаяся уязвлённость людей
со стороны внешних воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный
недостаток на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность – всё это
обуславливает довольно высокие требования к выпускникам профессионально технических
училищ, колледжей и средних специальных учебных заведений[1]
В настоящее время мы живём в обществе, в котором знания становятся
капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять новые и
более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих кадров.
Уже сегодня в реформировании
профессионального образования необходимо учитывать следующие основные
тенденции:
·
в условиях рыночной экономики человек выступает
активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным
капиталом – квалификацией. Сегодня для значительной части трудоспособного
населения Беларуси, да и части молодёжи, крайне трудно преодолеть
психологический барьер перехода из позиции наёмного государственного работника
к позиции активного субъекта рынка труда – что надо самому искать достаточно
высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких местах
– самому принимать решения трудно – свобода выбора пугает людей, привыкших жить
в тоталитарной системе;
·
в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно
высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто
менять место работы, но и в среднем на протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять
профессию. Это требует, во-первых, сломить сложившийся у нас психологический
стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями
проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодёжь
должна получать такое профессиональное образование, которое будет позволять ей
относительно легко осваивать новые профессии в будущем, образно говоря,
профессиональное образование должно стать конвертируемым.
В современных
условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. Общая
теоретическая техническая подготовка становится более необходимой, чем раньше.
Она даётся не только ведущими категориями персонала, но и рабочим, занимающим
низкие уровни в иерархической структуре предприятия. Современные технологии сами
по себе и формы организации, позволяющие продуктивно их использовать, требуют
подготовки работника иного типа, обладающего новыми навыками, высокой
квалификацией, способного и готового к переменам.
Характерная для
сегодняшней ситуации модернизация производства требует подготовки легко
приспосабливающихся работников, готовых изменить свою профессию и степень ответственности,
а значит, и способных обучиться новой профессии. Они должны быть объективно готовы
справиться с новыми профессиональными функциями и способны воспринять эти
изменения как нормальный режим современного производства.
Термин
«приспособляемость» используется здесь для обозначения возможности человека
воспринять изменения условий труда, приобрести новые навыки[2]. Это совсем не просто. В
сложившейся обстановке для многих безработных и молодых людей в нашей республике
всё труднее найти работу. Поэтому многие учебные заведения внедряют новые
приёмы обучения, признанные развить у своих слушателей именно эти качества.
Для преодоления
кризисной ситуации в Республике Беларусь предприятиям требуются рабочие кадры
высокой квалификации. Основной характеристикой рабочего высокой квалификации
являются широкие общеобразовательные, общетехнические и профессиональные
знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное выполнение им сложной трудовой
деятельности и дающие ему возможность легко ориентироваться в производстве и в
любой новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и
умениями, необходимыми для исполнения всё усложняющихся и изменяющихся трудовых
функций. Рабочие высокой квалификации проявляют постоянную творческую активность
в труде, самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. Они могут
не только обслуживать действующее оборудование, но и осваивать новое, способны
переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с быстро
меняющимися условиями производства, включаться в случае необходимости в любое
звено производственного процесса. Чтобы успешно выполнять эти функции, нужно обладать
техническим мышлением, элементами инженерно-технических знаний, понимать
закономерность технологических процессов, знать научно-технические основы
производства, отличаться творческим отношением к труду.
В современных
рыночных отношениях важно, чтобы подготовка кадров удовлетворяла такому
требованию к рабочей силе, как профессиональная мобильность, т. е. Способность
быстро осваивать технические новшества и новые специальности.
Подводя итог,
можно отметить, что демократическое общество и рыночная экономика требуют
образованных людей, рабочих высокой квалификации.
В настоящее время
квалифицированные рабочие готовятся в системе профессионально-технического
образования и на предприятиях. Основной формой подготовки квалифицированных
рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства являются
средние профессионально-технические училища (СПТУ).
Средние
профессионально-технические училища осуществляют подготовку квалифицированных
рабочих кадров со средним образованием из числа молодёжи окончившей неполную
среднюю школу, как правило, со сроком обучения три года и выпускников средней
общеобразовательной школы с дифференцированным сроком обучения до одного года с
учётом их трудовой подготовки и сложности профессии.
СПТУ создаются в
установленном порядке на базе производственных объединений, предприятий,
строек, организаций. Предприятие, на основе которого создаётся и действует
среднее профессионально-техническое училище, подготавливающее для него
квалифицированные рабочие кадры является базовым предприятием данного учебного
заведения.
Базовое
предприятие совместно с СПТУ разрабатывает исходя из потребностей производства
и наличием необходимой учебно-материальной базы проекта планов приёма молодёжи
в училище и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям, представляет в установленные
сроки в это училище заявки на подготовку кадров.
На современном
этапе в системе образования и профессиональной подготовки рабочих кадров
осуществляется качественная перестройка, призванная привести её в соответствие
с требованиями труда.
Одним из
направления реформирования средней профессионально-технической школы Республики
Беларусь является разработка нового перечня специальностей, специализаций
квалификаций[3].
В его основу положен принцип укрепления специальностей, объединение их в ряд ведущих
направлений подготовки квалифицированных рабочих, что позволяет выпускникам
расширить возможности трудоустройства, смены профессий и переквалификации.
Интеграция существующих специальностей и специализаций осуществляется исходя из
реально складывающихся потребностей предприятий. В перечень вошли как специальности,
по которым ранее подготовка специалистов о Беларуси не велась, но эти специальности
были в союзном перечне, так и новые специальности.
В средних
профессионально-технических заведениях ведётся подготовка квалифицированных
рабочих кадров с учётом потребности каждого региона и пожеланий учащихся получить
избранную специальность по месту жительства. Этому способствует и равномерное
расположение учебных заведений по областям республики.
В условиях
рыночных отношений в Республике Беларусь поднимается вопрос о системе
непрерывного профессионального образования.
Впервые термин
«непрерывное образование» был использован в Западной Европе в конце 60-х годов[4]. Непрерывность образования –
одна из наиболее прогрессивных педагогических идей современности.
В Республике
Беларусь концепция непрерывного профессионального образования рассматривается
как комплекс государственных и частных образовательных учреждений,
обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и
взаимосвязь всех звеньев первоначального профессионального образования каждого
человека с учётом актуальных и перспективных общественных и экономических
потребностей и личностных образовательных устремлений и возможностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|