Пр = ( Рск – Рсн
)´ И ´ У ´ 100 ;[12]
где Пр – рост
производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих;
Рск,
Рсн – средний разряд рабочих соответственно на начало и конец
года;
И – разность
между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение
тарифного разряда;
У – удельный вес
рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности промышленно-производственного
персонала.
Пр1995 = (3,5 – 3,4) ´ 0,3 ´ 5,18 ´ 100 = 15,5 %
Пр1996 = (3,56 – 3,5) ´ 0,3 ´ 3,55 ´ 100 = 6,4 %
Пр1997 = (3,68 – 3,56) ´ 0,3 ´ 4,99 ´ 100 = 17,7 %
Из произведённых
расчётов видно, что наибольшего роста производительности труда в связи с
повышением квалификации рабочих кадров предприятие достигло в 1997 году.
Далее определим экономическую эффективность
обучения на курсах повышения квалификации путём расчёта срока окупаемости
затрат:
,[13]
где К – затраты на обучение;
1,05 – отношение прибавочного продукта к
заработной плате;
12 – число месяцев в году;
С2, С1 – средняя зарплата рабочего до и после обучения на курсах.
Выполненные
расчёты показывают, что затраты, вкладываемые в повышение квалификации рабочих
кадров Гомельским станкостроительным заводом им. С. М. Кирова окупятся в 1998
году за 10,3 месяца.
Профессиональная ориентация – это система
совместных мероприятий школы, внешкольных учреждений, производственных
комплексов, родителей и общественность по оказанию помощи учащимся в выборе
сферы труда и профессии в соответствии с признанием личности и потребностями
народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Профессиональная ориентация необходима для
того, чтобы вовремя заметить и развить потенциальные возможности молодёжи к
труду, чтобы растить таланты в различных областях науки и техники, производства
и культуры, чтобы обеспечить защищённость молодёжи в условиях рыночной
экономики.
Деятельность по профессиональной ориентации
молодёжи преследует несколько целей. Во-первых, она направлена на снижение
диспропорции между кадрами и потребностями народного хозяйства и
профессиональными ориентациями молодёжи. В принципе наличие такой диспропорции
в определённых размерах имеет даже положительное значение, ибо ведёт к
организации здорового конкурса между претендентами на престижные трудовые
места. Отсюда вторая функция профориентации – обеспечить соответствие между
способностями претендентов и требованиями профессий. Для этого нужно не только
ознакомить учащихся с будущей профессией, но и помочь понять себя, свои
направленности, испытать себя в выбранной профессии. В идеале
профориентационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы к
моменту выбора профессии профессиональный интерес у подростка был сформирован.
Выбор профессии – процесс длинный и сложный.
То, какую профессию выберет вчерашний учащийся, зависит от многих факторов, и
внешних, и внутренних.
Обучение в школе создаёт благоприятные
условия для подготовки подрастающего поколения к труду и сознательному выбору
профессии.
Школа является центром и ведущим звеном в
профессиональной ориентации учащегося. Она располагает большими возможностями
для создания системы подготовки молодого поколения к труду и сознательному
выбору профессии. В современных условиях педагогические коллективы должны
исходить из того, что удачный выбор профессии каждого юноши и девушки имел не
только государственное, но и личное значение. Поэтому в профориентационной
работе необходим личностный подход. Каждому учителю нужно постоянно изучать и
координировать профессиональные намерения учащихся, создавать условия для
развития склонностей и способностей каждой личности.
В условиях рыночной экономики школа должна
резко повысить роль педагогического коллектива в профориентации, преобразить её
в неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса, умело использовать
методы психолого-педагогической диагностики. Можно выделить четыре основных
этапа целенаправленной подготовки к выбору профессии:
·
на первом этапе осуществляется оценка способностей
ребёнка и делается предварительная ориентация на будущее;
·
на втором – начинается постепенная профориентация,
когда учащиеся выбирают факультативы, кружки в соответствии со своими
наклонностями и развивают таким образом индивидуальные способности;
·
на третьем – происходит собственно выбор профессии,
когда учителя и консультанты кабинета профориентации совместно с родителями
всесторонне оценивают информацию о наклонностях и способностях школьника, дают
рекомендации по выбору определённой профессии;
·
на четвёртом – осуществляется адаптационная
подготовка к избранной профессии, консультативное воздействие.
В системе профессиональной ориентации в
школе целесообразно использовать такие активные формы профориентации, как
конкурсы «В мире профессий», «Кем быть и каким быть», «Кто больше и лучше знает
о профессиях?», написание сочинений о будущей профессии, читательские
конференции, встречи поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям»[14].
Имеется и другой способ познакомить учащихся
с мастерством работников многих отраслей – это экскурсии на объекты народного
хозяйства. Из экскурсий учащиеся узнают о характере и содержании труда
работников местных предприятий и учреждений более 30 профессий и специальностей.
Расширение кругозора учащихся об отраслях и
профессиях народного хозяйства – важнейшее условие свободного выбора профессии.
Информация в виде бюллетеней или проспектов об учебных заведениях помогает
выпускникам школы выбрать пути реализации своих профессиональных намерений.
В последнее время в школах Республики
Беларусь учащихся вовлекают в разнообразные виды внеклассных занятий, общественно
полезного и производительного труда. Важно на практике проверить способности
учащихся, привить им умения и навыки труда работников избираемых профессий.
Массовые и индивидуальные формы внеклассных занятий развивают у учащихся
творческие способности, формируют профессиональные направленности и подводят к
выбору профессии и профессиональному обучению. Нередко активные участники
технического творчества и опытничества становятся квалифицированными рабочими,
специалистами различных отраслей народного хозяйства.
Важным подразделением школы по
профессиональной ориентации учащихся является учебно-методический кабинет. В
современных условиях воспитания и подготовки учащихся к выбору профессии
требуют совершенствования и улучшения работы кабинета.
В «Положении об учебно-методическом кабинете
профессиональной ориентации в средней общеобразовательной школе» признано
целесообразным создание учебно-методических кабинетов в межшкольных
учебно-производственных комбинатах и в неполных средних школах.
Основные функции этих кабинетов следующие:
иллюстративно-пропагандистская, справочно-информационная, консультационная,
организаторская и методическая.
Учебно-методический кабинет как центр
профориентационной работы должен помогать педагогическому коллективу школы
создавать необходимые условия для профориентации учащихся, объединять
деятельность всех подразделений школы, внешкольных учреждений и общественности
в решении задач подготовки молодёжи к труду и сознательному выбору профессии.
Системный подход к профессиональной
ориентации предполагает взаимодействие разнообразных средств влияния на самоопределение
школьников. Поэтому профориентационная работа будет результативной при условии
координации деятельности всех подразделений школы, внешкольных учреждений,
производственных коллективов, родителей, общественности (Рис. 3.1.)[15].
Поскольку профессиональная структура
народного хозяйства очень сложна, то одной школе трудно давать учащимся
рекомендации по отдельным профессиям. В решении задачи по ориентации учащихся
на рабочие профессии успех в большей степени зависит от участия
профессионально-технических училищ и предприятия, от их тесного сотрудничества
со школой. В сложившейся ситуации, когда лишь около 3 % учащихся 9 – 11 классов
Гомельской области намерены на трудоустройство на рабочие профессии, только
общими усилиями можно добиться целенаправленной ориентации молодого поколения
на рабочие профессии, необходимые региону[16].
Совместная работа школ, ПТУ и предприятий по
профессиональной ориентации учащихся должна носить планомерный, комплексный и
целенаправленный характер, осуществляться дифференцированно по отношению к
разным возрастным группам.
Целенаправленность профориентационной работы
предусматривает потребности в кадрах и на ряду с общим ознакомлением молодёжи с
профессиями народного хозяйства работу по воспитанию интереса к конкретным
рабочим профессиям, в частности к тем, по которым ведётся подготовка в ПТУ. В
школьных учебно-методических кабинетах по профессиональной ориентации может
быть описана история училища и предприятия, созданы стенды с описанием
профессий, нужных производству.
В совместной работе школ, ПТУ и предприятия
нельзя ограничиваться разовыми мероприятиями: посещение училищ в день открытых
дверей, отдельные встречи, беседы. Необходима многогранная систематическая
работа по профориентации и молодёжи.
В сложившейся ситуации на Гомельском
станкостроительном предприятии им. С. М. Кирова, где удельный вес рабочих от 16
до 24 лет к общей численности рабочих за последние три года в среднем
составляет 7,3 % или 78 человек, руководство отдела кадров и бюро по подготовке
кадров необходимо улучшать профориентационную работу в школах города. Начальнику
бюро по подготовке кадров необходимо учитывать , что эффективность профориентации
зависит от соблюдения таких условий, как непрерывность работы, максимальное
использование традиций школы, предприятия, тесный контакт коллективов школы и
предприятия.
Для обеспеченности производства более
профессионально подготовленными юношами и девушками с точки зрения их подготовленности
к труду, сотрудники по подготовке кадров завода им. Кирова должны заранее
разрабатывать мероприятия по профориентации на рабочие профессии.
В целях координации профориентационной
работы важно разрабатывать совместные планы работы предприятия со школой,
предприятия с ПТУ, на базе которого готовят специалистов, в которых нуждается
предприятие.
Целесообразно создать при заводе Совет по профориентации.
Работа такого Совета может предусматривать совместную деятельность школ и
предприятия, а именно:
Широкое и целенаправленное ознакомление
учащихся с нужными для предприятия рабочими профессиями на уроках, экскурсиях,
во время внеклассных и внешкольных занятий;
Систематическое педагогическое и
психофизиологическое изучение учащихся, их интересов и склонностей;
Изучение процесса профессиональной адаптации
молодых рабочих на предприятии и разработка мер, содействующих включению
молодёжи в трудовой коллектив;
Изучение эффективности совместной работы
школ и трудовых коллективов по профессиональной ориентации;
Оказание помощи школам в проведении
профессиональных консультаций. С этой целью необходимо проводить беседы с учащимися
школ о конкретной специализации, оформлять стенды и рекламные буклеты.
|