Понятие предпринимательства и его макросреда
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ЕГО МАКРОСРЕДА
Одной
из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство.
Оно оплодотворяет рыночные отношения. Создает и формирует их философию. Дух
предпринимательства считается четвертым фактором производства. Это Божий дар.
Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром
предпринимательства обладают примерно 5% бизнесменов.
Когда
говорят, что у человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят
подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена.
Однако между просто бизнесменом (деловым человеком) и предпринимателем
громадная разница. Бизнесмен может производить один и тот же продукт много лет.
Печь хлеб из поколения в поколение. Это репродуктивный бизнесмен, но не
предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в
производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые
ресурсы. Предприниматель постоянно генерирует новые идеи в производстве,
обслуживании населения. Создает новые товары. Он - источник и движущая сила вдохновляет людей и заставляет их
делать не то, что они считают нужным делать, а то, что необходимо ему. Он концентрирует
энергию других и направляет ее на реализацию общей цели.
Одна
из наиболее характерных черт предпринимателя - его деятельность в условиях
неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно
предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще
других выигрывает.
Очевидно,
учитывая вышеизложенное, предприниматели - это люди исключительно мобильные и
динамичные. Такие качества особенно важны при изменении технологий,
спроса, качества, цен, общей потребительской психологии.
Если
подвести общий итог сказанному, то суть предпринимательства выражается в
свободном и организационном новаторстве.
Предпринимательство
- это новое мышление. Бизнесмен исходит из традиционных установок, в сущности
своей - правильных: максимум прибыли при минимуме издержек, рациональная
организация труда на предприятии; поиск внутрипроизводственных резервов. Однако
при таком подходе предприятие рассматривается как «закрытая система», его цели
и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно
долго. Основная стратегия такой фирмы — рост и углубление специализации
производства, а четкое определение функций, правильные команды и контроль - главное
в механизме ее управления.
Предприниматель
же считает предприятие «открытой системой» и исходит в своей деятельности из
этого. Он связывает успех в основном с тем, насколько удачно предприятие
приспосабливается к своему внешнему окружению - экономическому, научно-техническому,
социально-политическому, сумеет ли он вовремя распознать угрозу для своего
существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной
среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Как видим,
предпринимательство вовсе не отрицает бизнесмена, а опирается на его принципы,
исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и чаще всего - находит.
Коротко
сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:
1)
ориентация на человека - он главная ценность и предприятия, и общества в целом;
2) беззаветное служение покупателю.
Предприятие работает на
него и существует благодаря ему;
3) создание и поддержание культурной среды
фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение
этических норм поведения;
4)
постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти
конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.
Так
формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются:
творческая активность, прагматизм (практичность), этичность (рис. 5).
Другие
отличия предпринимательства от простого репродуктивного бизнеса хорошо видны
из табл. 1.
Предпринимательство
реализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно не
может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к
ней. В конечном итоге, предпринимательство - продукт этой среды. Данная среда
предпринимательства столь многообразна, что объяснить, изложить все ее аспекты
практически невозможно в рамках учебника по общей экономической теории. Ниже
приводятся основные ее направления.
Предприниматель
должен хорошо разбираться прежде всего в двух вещах: в конкретном экономическом
положении своей фирмы и в ее возможностях. Ведь фирма и ее макросреда постоянно
и динамично взаимодействуют - здесь нет места спокойствию, статике. Нельзя
расслабляться. Поэтому предприниматель должен четко представлять силу и
слабость фирмы по отношению к внешней среде, возможности и угрозы, исходящие из
внешней среды. Все это необходимо для максимально благополучной адаптации фирмы
в своей макросреде: принять меры для наращивания своей мощи и в то же время
свести к минимуму слабости фирмы, использовать все возможности, которые вольно
или невольно предоставляет ей внешняя среда, тем самым ликвидируя угрозу для
своей фирмы или сводя ее к минимуму. Что же конкретно должен учитывать
предприниматель?
Экономическая
среда.
Предприниматель должен четко знать, на какой фазе экономического цикла
находится в данный момент экономика страны; в каком состоянии находится внешняя
торговля; каковы уровни безработицы и инфляции; устойчива ли налоговая система или
постоянно подвергается изменениям; насколько стабилен курс национальной валюты;
каков уровень жизни населения в целом и отдельных его слоев в частности. Ведь
от учета всех этих элементов экономической среды зависит напрямую благополучие
предпринимателя.
Т а б л и ц а 1
Сравнение характеристик репродуктивного бизнесмена
и предпринимателя
|