рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Правовые и учетные аспекты кредита

- ограничения доступа к этой информации;

- специфической деятельности бюро кредитных историй;

- определенного режима хранения и защиты этой информации;

- определенного оборота этой информации;

- и т.д.

Во-вторых, этот термин целесообразно рассматривать как определенный режим конфиденциальной информации, поскольку в процессе формирования и использования данных сведений имеет место особый порядок правового регулирования деятельности субъектов отношений, складывающихся по поводу информации, составляющей кредитные истории.

Основные составляющие (содержание) данного режима - это группы субъектов, обеспечивающих функционирование режима, носители режима (информационные ресурсы); средства правового регулирования; юридические гарантии функционирования режима.

К субъектам, обеспечивающим функционирование режима кредитных историй, не наделенным государственно-властными полномочиями, относятся:

- субъект кредитной истории - должник (юридическое или физическое лицо, давшее согласие на предоставление соответствующей информации в бюро кредитных историй);

- бюро кредитных историй - коммерческая организация, осуществляющая специфическую деятельность - оказание услуг по формированию, обработке и хранению кредитных историй, предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг;

- источник формирования кредитных историй (организация, предоставляющая в бюро кредитных историй соответствующую информацию, являющаяся заимодавцем (кредитором));

- пользователь кредитной истории - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившее согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения

Это приписка №3 еще такие есть, читай, читай, а не воруй из интернета. Следует обратить внимание, что предоставлять информацию в бюро кредитных историй могут только кредиторы-организации, а получать кредитные отчеты могут и индивидуальные предприниматели (для последующего заключения договора займа), и кредиторы-организации (для заключения договора кредита). Индивидуальные предприниматели могут только пользоваться кредитными отчетами, а участвовать в формировании кредитных историй они не вправе. То есть информация, характеризующая исполнение обязательств (в том числе и ненадлежащее) в отношении индивидуальных предпринимателей, предоставивших заем, никоим образом не может формировать мнение о заемщике.

Субъекты, обеспечивающие функционирование режима кредитных историй, наделенные государственно-властными полномочиями, - это Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Банк России нормативными актами <3> устанавливает:

- порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в бюро кредитных историй и кредитную организацию;

- порядок и формы предоставления бюро кредитных историй информации, содержащейся в титульных частях кредитных историй, и кодов субъектов кредитных историй в Центральный каталог кредитных историй <4>;

- порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет;

- порядок формирования, замены и аннулирования кодов субъекта кредитной истории, в том числе дополнительных кодов;

- организует деятельность Центрального каталога кредитных историй - подразделения Банка России, которое ведет базу данных, создаваемую для поиска бюро кредитных историй.

Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй <5>. Отметим, что ФСФР, находясь в ведении Правительства РФ, осуществляет нормативное регулирование деятельности бюро кредитных историй, не ограничиваясь реализацией контрольно-надзорных функций, характерных для служб. При этом не свойственной для служб функцией по изданию нормативных актов ФСФР указанным Постановлением Правительства РФ не наделена, осуществляя ее, по-видимому, в силу прямого указания Закона о кредитных историях (ч. 2 (2) ст. 14, ч. 2 ст. 12). В настоящее время ФСФР устанавливает:

- порядок проведения аукционных торгов по продаже кредитных историй

- порядок проведения конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй ;

- требования к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ  (далее - ФСТЭК), подведомственная Министерству обороны РФ, осуществляет лицензирование деятельности бюро кредитных историй по технической защите конфиденциальной информации.

Носителями данного режима являются информационные ресурсы, содержащие кредитные истории. Собственником данных ресурсов ранее можно было определить бюро кредитных историй, поскольку в соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 утратившего силу Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" юридические лица приобретали право собственности на информационные ресурсы, созданные за счет их средств. В соответствии с новым Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"  бюро кредитных историй следует определять как обладателя информации. Бюро кредитных историй являются специализированными коммерческими организациями, источниками формирования их доходов являются виды услуг, определенных Законом о кредитных историях. В его дефинитивной части (ч. 6 ст. 3) к таковым отнесены:

- услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй;

- услуги по предоставлению кредитных отчетов;

- сопутствующие услуги.

Статья 9 этого же Закона, определяющая статус бюро кредитных историй, устанавливает несколько иной перечень:

- услуги по предоставлению кредитных отчетов;

- услуги, связанные с разработкой на основе информации, содержащейся в кредитных историях, оценочных (скоринговых) методик вычисления индивидуальных рейтингов заемщиков;

- услуги, связанные с использованием данных методик.

Из первого перечня следует, что бюро кредитных историй вправе получать плату от кредитных организаций за то, что последние предоставляют соответствующую информацию о заемщиках ("плата за формирование кредитных историй"). Исходя из второго перечня данное право вовсе не следует, поскольку такие услуги вторым перечнем вообще не предусмотрены. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о кредитных историях законодатель однозначно относит отношения между кредитной организацией и бюро кредитных историй к возмездным отношениям, складывающимся по поводу оказания информационных услуг. Воровство из Интернета этого доклада, криминально лишь тогда, когда тебя поймали. А если ты все прочел, взял(а) нужное и выкинул(а) не нужное, включил(а) имя автора в список литературы и защитил(а), а не купил(а) оценку – то это не воровство, а похвала тебе. Вместе с тем представляется необходимым все-таки,  унифицировать перечень видов услуг, предоставляемых бюро кредитных историй.

Носители информационных ресурсов, содержащих кредитные истории, являются ограниченно оборотоспособными объектами. Отметим, что впервые в российском праве законодатель установил модель отчуждения информационного объекта. Таковым является массив информации, сформированный бюро кредитных историй. Отчуждение может происходить вне административно-правового регулирования только в случае передачи информационного объекта от реорганизуемого бюро кредитных историй правопреемнику, включенному в государственный реестр бюро кредитных историй.

Административно-правовое регулирование имеет место при отчуждении данного информационного объекта в трех случаях.

Это реорганизация бюро кредитных историй (когда его правопреемник не включен в реестр бюро кредитных историй); ликвидация бюро кредитных историй (вследствие банкротства); исключение арбитражным судом бюро кредитных историй из государственного реестра на основании заявления ФСФР (когда в деятельности бюро кредитных историй имело место неоднократное нарушение Закона о кредитных историях).

Содержанием административно-правового регулирования порядка отчуждения носителей режима кредитных историй - соответствующих информационных ресурсов - является:

- наделение ФСФР статусом организатора торгов (при исключении бюро кредитных историй из государственного реестра);

- определение отчуждаемых информационных ресурсов как единого лота на аукционе - объекта торгов;

- определение режимов цен на торгах (максимального предела цены лота при повторных торгах - не более 50% от начальной продажной цены первичных торгов; "шаг аукциониста" - от 1 до 5% от начальной цены объекта торгов);

- установление порядка передачи на временное хранение в ЦККИ объекта торгов в случае объявления повторных торгов несостоявшимися;

- установление порядка безвозмездной передачи на конкурсной основе объекта торгов в случае объявления повторных торгов несостоявшимися.

Таким образом, носители данного режима - информационные ресурсы, содержащие кредитные истории, - имеют специфический статус, являясь ограниченно оборотоспособным объектом, который может отчуждаться только в пределах круга субъектов, имеющих специальную правоспособность (это бюро кредитных историй), и только в строго регламентированном порядке через продажу на аукционе или безвозмездную передачу.

Административное воздействие на отношения, складывающихся по поводу кредитных историй, имеет определенный набор средств административно-правового регулирования. Государственная регистрация бюро кредитных историй осуществляется посредством внесения записи о данных специализированных организаций в Государственный реестр бюро кредитных историй. Именно с этого момента бюро кредитных историй приобретает правомочия на осуществление специальной деятельности. До государственной регистрации к бюро кредитных историй применяется целый комплекс средств административно-правового регулирования, который перечислим ниже.

Лицензирование деятельности по технической защите информации, составляющей кредитные истории: к числу лицензионных требований относится наличие специальной профессиональной подготовки у лиц, обеспечивающих техническую защиту; соответствие помещений, оборудования нормам, установленным методическими документами по технической защите информации; наличие договорных отношений по поводу использования программного обеспечения защиты информации между их разработчиками и пользователями; использование систем обработки конфиденциальной информации и средств ее защиты , прошедших процедуру сертификации. К ним относятся средства и системы, имеющие сертификат с неистекшим сроком, выданный до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"  либо полученный в соответствии с новыми требованиями данного Закона.

В части технической защиты информации, составляющей кредитные истории, существуют проблемы ее нормативного регулирования. Они связаны в первую очередь с рассогласованностью положений Федерального закона "О техническом регулировании" и положений Указа Президента от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", которыми ФСТЭК наделена нормотворческими функциями. В соответствии со ст. ст. 4 - 5 данного Закона федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять нормотворческие функции по техническому регулированию только в отношении секретной и оборонной продукции, каковой системы и средства технической защиты информации, составляющей кредитные истории, не являются. Исходя из этих норм, возникает сомнение и в отношении правомочности ФСТЭК осуществлять нормотворческие функции в сфере установления стандартов и требований к технической защите информации

К средствам административно-правового регулирования следует отнести и установление требований к финансовому положению и деловой репутации бюро кредитных историй. Первая группа требований включает ограничения на участие в капитале бюро кредитных историй одним субъектом или аффилированными по отношению к нему лицами в пределах 50%; запрет на участие в капитале бюро кредитных историй организаций, доля участия в которых государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления (или аффилированных по отношению к ним лиц) составляет 100%. Поскольку данные ограничения не распространяются на кредитные организации, становится очевидным, что кредитные организации будут стремиться создавать "собственные" бюро кредитных историй, что и подтверждается данными о зарегистрированных бюро кредитных историй в первые месяцы после начала процедуры регистрации. К числу требований к финансовому положению бюро кредитных историй следует отнести установление размеров стоимости чистых активов участника бюро кредитных историй (размер устанавливается в зависимости от процентов акций (долей) в капитале, срока существования участника - юридического лица и т.д.). К данным требованиям также относится подтверждение платежеспособности участника бюро кредитных историй первоклассным иностранным банком; отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов, отсутствие фактов применения процедур банкротства.

Обнаружил(а) уже такие приписки?

К требованиям в отношении деловой репутации участников бюро кредитных историй относятся соблюдение принципов профессиональной этики, требований внутренних документов бюро кредитных историй, требований законодательства, непривлечение в течение двух предыдущих лет к ответственности за нарушение законодательства о банковской, налоговой, коммерческой, служебной тайне, за преступления и правонарушения в сфере государственной и муниципальной службы, предпринимательской деятельности, в финансовой и кредитной сфере, в сфере связи и информации; отсутствие фактов применения мер ограничения к деятельности бюро кредитных историй.

В качестве специфического средства административно-правового регулирования можно рассматривать установление условий определения победителя конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй ("больший стаж" деятельности бюро кредитных историй, отсутствие мер воздействия в предшествующие два года со стороны ФСФР и ФСТЭК, наибольшая величина чистых активов).

Применение мер административного принуждения, не связанных с назначением административного наказания, также относится к числу средств административно-правового регулирования в рамках режима кредитных историй. Данные меры применяются в процессе контроля и надзора за деятельностью бюро кредитных историй. В соответствии с Законом о кредитных историях (ст. ст. 14, 16) уполномоченный государственный орган - ФСФР России может осуществлять выдачу предписаний об устранении нарушений, подлежащих обязательному исполнению. Исключение бюро кредитных историй из государственного реестра, являясь формой административного принуждения, применяется только в порядке арбитражного судопроизводства, инициированного заявлением ФСФР, при наличии фактов нарушения со стороны бюро кредитных историй норм Закона о кредитных историях, а также неисполнения предписаний, выданных ФСФР.

Административным принуждением следует считать и ограничение деятельности в качестве участника бюро кредитных историй юридического лица или индивидуального предпринимателя, если в процессе контрольно-ревизионных мероприятий ФСФР выяснится, что финансовое положение и (или) деловая репутация участника бюро кредитных историй не соответствуют установленным требованиям. Вместе с тем Законом не установлено, в каких случаях это может повлечь последующее ограничение деятельности для участника бюро кредитных историй, а в каком - инициацию процедуры исключения из Государственного реестра бюро кредитных историй. В данной части, по-видимому, это будет решаться посредством административного усмотрения.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.