рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предпринимательский риск. Госрегулирование предпринимательства

Предпринимательский риск. Госрегулирование предпринимательства

ПЛАН

Теоретическая часть

Вопросы №№  14, 17.

1.      В чём состоит государственное регулирование предпринимательства? Каковы основы осуществления предпринимательской деятельности в Украине? ………………….2

2.      Предпринимательский риск. Способы уменьшения негативных последствий риска…….

Практическая часть……….

Задача № 1 (7)

Задача № 2 (7)

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чём состоит государственное регулирование предпринимательства? Каковы основы осуществления предпринимательской деятельности в Украине?

 

 

Предпринимательство является имманентным признаком социально ориентированным рыночной экономической системы, что создается в независимой Украине. В условиях переходного периода предпринимательский сектор способствует эффективному ведению хозяйства, обеспечивает свободу выбора товаров и услуг, предопределяет появление новых видов деятельности.

Институционные изменения в экономике Украины, формирования конкурентно-рыночной среды повышают роль предпринимательства в создании рыночных механизмов саморегулирования. Предпринимательский сектор активно влияет на решение такой важной для общества проблемы, как занятость работоспособного населения.

Одновременно последующее развитие экономической активности зависит от конструктивного вмешательства государства, формирования благоприятных правовых, экономических и организационных условий развития предпринимательского спектра с учетом интересов общества и предпринимателей. На процесс формирования, развитию и стабилизации работы предпринимательских структур влияет ряд факторов. Среди них особенное место занимают:

ресурсные – способы привлечения начального капитала, система доступа к материально-техническим ресурсам, способы получения производственных площадей;

финансовые – состояние системы финансирования, предоставления кредитов, страхования и аудита;

экономические – общая макроэкономическая стабильность, уровень инфляции, валютный курс, внешнеэкономическая политика, система налогообложения;

организационные – процедуры входа в бизнес и выхода из него.

Государственная регуляция предпринимательской деятельности имеет целью уменьшения негативного и увеличения позитивного влияния всех перечисленных выше и других факторов.

Центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере развития и поддержки предпринимательства в Украине есть Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Этот орган обобщает практику применения законодательства по вопросам предпринимательской деятельности, готовит предложения относительно его совершенствования; содействует развитию малого предпринимательства, системы его консультативной и информационной поддержки; готовит предложения относительно внедрения и совершенствования механизмов финансово-кредитной поддержки предпринимательства; координирует систему подготовки и переподготовки предпринимателей и др.

Государственная регуляция предпринимательства соединяет правовые и экономические методы стимулирующего или ограничительного характера.

Государство обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, а также гарантирует всем предпринимателям ровные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным и другим ресурсам, защищает имущественные права предпринимателей.

Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:

- инвестиционную, амортизационную, ценовую, антимонопольно-конкурентную, налоговую, денежно-кредитную, внешнеэкономическую политику;

- государственные и региональные программы экономического и социального развития;

- государственный и региональный бюджеты;

- другие государственные и региональные программы по вопросам экономического и социального развития.

Основные средства регулирующего влияния государства на деятельность предпринимателей:

государственный заказ, государственное задание;

лицензирование, патентование и квотирование;

сертификация и стандартизация;

применение нормативов и лимитов;

регуляция цен и тарифов;

предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставления дотаций, компенсаций, целевых инвестиций и субсидий.

В соответствии с Указом Президента Украины „Об устранении ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности" от 03.02.98 года современный механизм регуляции предпринимательской деятельности базируется на использовании следующих принципов.

Во-первых, это эффективность действия механизма. Регуляция должна способствовать росту благосостояния населения, решению на этой основе социальных вопросов и не быть дорогим для государства. Второй принцип – справедливость. Оно должно способствовать обеспечению равноправия всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности. В сочетании с ответственностью за соблюдение законодательства как органами государственной регуляции, так и их работниками это позволит сделать данный механизм последовательным, ввести такие принципы, как ответственность и последовательность. Последним принципом является простота. Правовые акты должны быть понятными по содержанию, легкими в выполнении.

В этом же Указе подчеркивается, что одним из приоритетных направлений реформирования государственного управления экономикой является - дерегулювання. Под дерегулюванням следует понимать [81] совокупность мероприятий, направленных на уменьшение вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, на устранение правовых, административных, экономических и организационных преград в развитии предпринимательства.

Базовым законодательным актом, что регулирует предпринимательскую деятельность с 2004 года есть Хозяйственный кодекс Украины - этот документ определяет предпринимательство как деятельность направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнения работ или предоставления услуг стоимостного характера, что осуществляется с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. В Кодексе  подчеркивается что предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность.

Следует заметить, что  понятие „предпринимательство" в Хозяйственном кодексе совпадает по содержанию с понятием „бизнес" (см. розд.1.1) и кое-что отличается от общепринятого его определения которое было предоставлено в розд. 1.4.

Согласно с „Хозяйственным кодексом" предпринимательская деятельность в Украине осуществляется на основе следующих принципов: свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности;

самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности;

 выбора поставщиков и потребителей продукции, что производится, привлечение материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничено законом;

установление цен на продукцию и услуг в соответствии с законом;

коммерческого расчета и собственного коммерческого развития;

свободного найма предпринимателем работников;

свободного распоряжения прибылью, что остаются у предпринимателя после уплаты налогов, собраний и других платежей, предусмотренных законом;

самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использования предпринимателем надлежащей ему частицы валютной выручки по своему усмотрению.


Предпринимательский риск. Способы уменьшения негативных последствий риска

Современная экономическая наука определяет понятие риск - как "деятельность, связанную с преодолением неопределенности у ситуации неминуемого выбора, в процессе которой есть  возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения результата,  неудачи и отклонения, от цели" [19].

Отсюда выплывает, что риска  свойственное - противоречивость, альтернативность и вероятность, а решение рискованной ситуации (снятие ли риска), связано с необходимостью устранения неопределенности, путем определения рациональных альтернатив, на основе оценивания вероятности осуществления избираемых альтернатив.

Отмеченные свойства риска, указывают на его особенное значение  для предпринимательской деятельности, где большинство решений принимается в условиях наличия противоборствующих тенденций на рынке, неполной информации и случайности, а успех, что достигается, преимущественно зависит от правильности и обґрунтованості избранных стратегий, с учетом вероятности критических ситуаций.

 Это обстоятельство   подчеркивает статья 42 Хозяйственного кодекса  Украины, где прямо отмечено, что „предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность... „[18].

Таким образом, осуществление предпринимательства в  его любом  виде связано с риском, что принято называть хозяйственным или предпринимательским. В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходиться осуществлять в условиях  растущей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Выходит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно растет риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь.

Подобная обстановка немного необычная и необычная для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому  нужно  будет пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в настоящего предпринимателя.

В прежних условиях командно-административной системы экономическая обстановка формировалась "сверху", в директивном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты и тарифы формировали ту экономическую систему  координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были  действовать субъекты хозяйственной деятельности. Конечно, такая система централизованных  установок и распоряжений сковывала инициативу, подавляла интерес  и творческое начало. Но она вносила явную или относительную четкость,  обеспечивала навязанный "порядок". Хоть и не с полной уверенностью, но можно было предусматривать объемы производства, снабжений, продажи, цены и соответственно прибыль и доходы, то есть действовать в заданных условиях.

Рынок является в первую очередь экономической свободой. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и установлены им ограничения. Государственная регуляция в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все другое определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то мере складывается случайно.

За экономическую свободу приходиться платить. Ведь свободу одного предпринимателя сопровождает в то же время и свобода других предпринимателей, а именно они свободные покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным  ценам, диктовать свои условия соглашений. При этом, те с кем приходиться вступать в хозяйственные отношения, стремятся в первую очередь к своей выгоде, а выгода одних может стать убытком для других. К тому же предприниматель - конкурент вообще склонен вытиснить своего оппонента из рынка.

Следовательно, бизнес невозможный без риска, что в сущности представляется своеобразной платой за свободу предпринимательства. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики предприниматель  должен постоянно искать новые, нетривиальные методы и способы деятельности, активно внедряя технические нововведения (что возможно только при наличии спектра альтернатив), оценивать их вероятности с учетом противодействий конкурентов, и выбирать наиболее эффективные стратегии, которые обеспечивают максимальные вероятности достижения запланированных экономических целей.

Выясним источники и причины предпринимательского  риска, чтобы дальше осознать методы его оценки и способы предотвращения. Объективная необходимость риска в предпринимательской деятельности определяется случайным влиянием внешней среды и неопределенностью условий ее осуществления [51].

Внешняя среда, которая включает объективные экономические, социальные и политические факторы - появление инноваций, изменение политической обстановки, непредвиденные природные явления и много другое, вызывает случайные изменения в потребностях и спросе продукции, что оказывает значительное и вероятное влияние на результаты предпринимательской деятельности.

Неопределенность условий осуществления предпринимательской деятельности вызывается ее зависимостью от множества переменных, контрагентов и субъектов ведения хозяйства, поведение которых не всегда возможно прогнозировать с приемлемой точностью. В итоге каждый предприниматель исконно лишен предварительно известных и однозначно заданных параметров, которые определяют его успех на рынке – частицы участия в рынке, доступности к ресурсам, стойкости спроса и денежных единиц, постоянства норм и нормативов и других экономических инструментов управления [45].

В  этих условиях, неопределенность экономической конъюнктуры, многовариантность сфер предоставления финансовых ресурсов и разнообразность критериев преимущества их инвестирования, предоставляют исключительную зависимость предпринимательской деятельности от риска.

Основными причинами данной неопределенности  и источниками риска в предпринимательской деятельности являются:

1.          Спонтанность естественных процессов и явлений и непредвиденные стихийные беды – землетрясения, наводнения, ураганы и другие негативные природные явления – мороз, гололед, засуха и другие, могут стать источником непредвиденных расходов.

2.          Случайность многих социально-экономических и производственных процессов, возможные аварии, пожары, выход из строя оборудования и многое другое определяет невозможность однозначного предвидения следующих  результатов.

3.          Наличие противоборствующих интересов и столкновения противоречивых интересов в условиях конкуренции на рынке.

4.          Вероятный характер развития и последствий внедрения тех или других инноваций.

5.          Недостаточность информации о наличии и величине попила, финансовой стойкости и  платежеспособности партнеров, клиентов и конкурентов о: цены, курсы и тарифы;  позицию и возможные действия конкурентов и многих других данных об объектах, процессы и явления.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.