Предпринимательство в рыночной экономике
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу ''Экономическая теория''
на тему ''Предпринимательство в рыночной экономике
на примере России''
Преподаватель:
Новиков
Андрей Владимирович
Студентки
1 курса
ЭИР
вечернего отделения:
Бочтаревой
Екатерины Владимировны
Санкт-Петербург
2001г.
Содержание:
1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства 3 - 7
&2 Экономическая характеристика предпринимательства 7 - 9
2. Предпринимательство на этапе перехода от
административно-командной экономики к рыночной
экономике 10 - 26
3. Инвестиции, как основной способ адаптации
предпринимательства в рыночной
экономике
27 - 36
4.
Заключение
37 - 38
5.
Литература 39
1. Введение
&1.Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство —
неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого
— свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков,
современное его понимание сложилось в период становления и развития
капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и
источника своего процветания.
В докапиталистическую эпоху
место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными.
В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии
деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как
недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни
философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя.
Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать
морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике
канонического права "Gratians"
говорилось:
"Купец лишь в малой
степени угоден Богу или вовсе противен Ему" (1).
Негативное отношение к
предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о
богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что под богатством в Библии
понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует
современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост
благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за
счет нищеты других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не
столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся
странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Враждебное отношение многих
средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено
тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось
натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная
роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца
считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель,
будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой
противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже
основатели классической политической экономии не видели особого смысла в
предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется
сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме
предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит),
либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не
признавали.
Взгляды классиков явились
одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс
видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой
капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной
наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет
прибыль, Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства,
его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с
другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь много позже, на рубеже
XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для
экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам
производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию,
а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал
этому фактору современное его название — предпринимательство.
Красочную характеристику
предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта.
Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску,
духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор
(умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец
(умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать
доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет
стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли,
поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в
разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес
именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора
производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации:
"Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не
так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не
знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми
качествами;
2)
введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа
производства;
3)
завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
4)
использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5)
введение новой организации дела, например, монопольного положения или,
наоборот, преодоление монополии (3).
Борясь с рутиной, осуществляя
нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по
словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И.
Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и
точным определением сути предпринимательства.
Данная характеристика,
конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще
одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также
за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект
деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он
подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе
направляет производство, выполняя роль механизма цен (2).
Таким образом, в современной
научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на
важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы
производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для
более полного представления о предпринимательстве как факторе производства
остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании
предпринимательской деятельности.
& 2. Экономическая характеристика
предпринимательства.
С экономической
точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая
категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления.
Для
характеристики предпринимательства как экономической категории центральной
проблемой является установление его субъектов и объектов.
Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица
(организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств).
Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного
труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться
также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и
экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства
выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к
субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих
органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы
предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная,
каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект
предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства
для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических
ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее
его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления
нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства
(технологий) и коммерческого использования уже существующего товара ; освоения
нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью
создания своей монополии или подрыва чужой (3).
Для
предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и
независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной
совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности,
источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к
ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.
д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним
нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и
по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель
все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от
сложившейся системы товарно-денежных
отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|