Второе условие предпринимательства — ответственность
за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск
всегда связан с неопределенностью,
непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут
устранить фактор непредсказуемости, он является
постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье
условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка
не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих
предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они
принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства
на развитие культуры, образования, здравоохранения,
охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство
как особый тип экономического мышления характеризуется
совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической
деятельности. Центральную роль здесь
играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть
предпринимателем — значит делать не
то, что делают другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения,
постоянно противостоять давлению
рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его
возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать
страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти
процессы определять" (3).
Предпринимателем
движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий
характер его труда.
Что
касается интеллекта предпринимателя то он, по мнению И. Шумпетера, сильно
ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора
не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим
колебаниям(4).
2. Предпринимательство на
этапе перехода от административно-командной экономики к рыночной экономике.
ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ причин
кризиса советской экономики, наряду с исчерпанием экстенсивных резервов ее
роста и гипертрофией военно-промышленного комплекса, является деформация главной
производительной силы - трудящихся - в силу отчуждения их от собственности и
экономической ответственности, власти и информации. Для
административно-командной системы характерны централизация основной части
прибавочного продукта, минимизация личных доходов основной массы граждан,
жесткая регламентация экономического поведения, централизованное планирование
номенклатуры, объема производства и иен, оплата по затратам, а не результатам
труда. За пределами экстремальных периодов, связанных с войной и стихийными
бедствиями, такая система отучает работников от инициативы и готовности к
риску, самостоятельной подготовки и принятия хозяйственных решений, летального
сопоставления их вариантов, прогнозирования последствий своих действий.
Главная особенность рыночной
экономики состоит не в использовании товарно-денежных отношений (оно имело
место в рамках прежней системы), не в отказе от планирования (маркетинг
изменяет лишь характер его субъектов, объект и методы), не в отходе от
общественного производства (его наиболее действенной формой является
информатизация, а не огосударствление имущества), а в изменении форм связи
производства и потребления, перехода от вертикальных, управляемых центральными
к горизонтальным, непосредственным связям производителей и потребителей с
участием представляющих их интересы посредников, ассоциаций собственников,
предпринимателей, наемных работников, потребителей, защитников природы,
национальной культуры и т.д.
Главная трудность перехода к
рыночной экономике связана с перестройкой экономического мышления в поведении
людей, развитием их экономической свободы, инициативы, ответственности на
основе предпринимательства.
Предпринимательство - деятельность
самостоятельных хозяйственных субъектов (физических или юридических л и и),
принимающих на себя финансовый риск по использованию имущества, разработке, производству
и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в целях извлечения
прибыли, зарегистрированных в установленном порядке.
В этом определении выделяются
субъекты предпринимательской деятельности (собственник или титульный владелец
имущества, получивший его в хозяйственное ведение, доверительное (траст), или
оперативное управление); его объект (инвестиции, исследования и разработка
нововведений, производство, реализация товаров, коммерческие, информационные и
другие услуги);цель (прибыль); и принципы организационной деятельности
(наличие обособленного имущества, материальная ответственность, регистрация в
органах власти).
Законодательные основы
предпринимательской деятельности установил Гражданский кодекс Российской
Федерации, Его вторая часть, вступившая в силу 1марта 1996 г., устанавливает
механизм зашиты экономических прав предпринимателей, формы договоров, нормы
ответственности партнеров по ним (обязательное право), правила сдачи в аренду
и доверительное управление любым имуществом (без последующего перехода в
собственность), гарантии возврата банковских вкладов путем их обязательного
страхования и т.д.
Аналогичные правовые акты на
основе модельного кодекса, одобренного Межпарламентской ассамблеей СНГ,
принимаются в других странах ближнего зарубежья. Можно считать, что на этом
завершается первоначальный этап развития предпринимательства в современной
России (1987-1995 гг.) и начинается его цивилизованный период.
За несколько лет Россия
прошла путь, на который •странам Запада потребовались многие десятилетия. Что
же произошло на первоначальном этапе?
Во-первых, на порядок (со
100-150 тысяч до 1 млн. 200 тысяч) выросло количество самостоятельных хозяйственных
субъектов за счет приватизации и разукрупнения предприятий и объединений,
создания новых частных фирм.
Россия отличается от других
государств Европы и Китая меньшим удельным весом и личным составом
предпринимателей. Т.И. Заславская (5) выделяет в социальной структуре общества
собственно предпринимателей, которые профессионально заняты извлечением
прибыли, самостоятельно распоряжаются своим капиталом и принимают экономические
решения на свой риск и пол имущественную ответственность (их доля в составе
экономически активного населения России к середине 90-х годов составила 1,1%);
«самозанятых», не использующих наемный труд фермеров, ремесленников, торговцев
и т.п. (их 1,1%); менеджеров-бизнесменов и совладельцев фирм (их 1,4%);
предпринимателей, сочетающих личный бизнес и работу по найму -полупредпринимателей
(их 5,2%); менеджеров, не имеющих доли в капитале фирмы (их 2,0%); наемных
работников - их 88,6%. Таким образом в России бизнес-слой составляет всего
10,8%, причем преимущественно в неразвитых формах.
На Украине, в Белоруссии, в
республиках центральной Азии он еще меньше.
В Венгрии и Чехии бизнесом и
менеджерством занято, причем в большей мере профессионально, 17-19%, а в ряде
стран Европы, северной Америки, юго-восточной Азии более 1/4 работающих.
Во-вторых, завершается период
первоначального накопления. На банковских счетах (в основном зарубежных) и в
личном обороте граждан России в 1996 г, насчитывается около 30 млрд. долларов и
70 триллионов рублей, что, при создании благоприятного инвестиционного климата
и поддержке государства, достаточно для реализации крупных проектов.
В-третьих, изменился состав и
сфера деятельности предпринимателей. На первом этапе (до либерализации иен в
1992 г.) они извлекали выгоды в основном за счет приобретения ресурсов по
твердым государственным ценам и их перепродажи (в основном за рубежом) по
высоким рыночным ценам.
Представителями такого
биржевого капитала можно считать А. Тарасова, К. Борового и других. На втором
этапе (1992 - 1995 гг.) на первое место вышел финансовый капитал, извлекавший
громадные (сотни и даже тысячи процентов в год) прибыли от спекуляций с
валютой, ценными бумагами, краткосрочными кредитами, а также на разнице цен
внутреннего и мирового рынка.
В 1995 - 1996 гг. снижение
темпов инфляции, стабилизация курса рубля, сближение внутренних и мировых иен,
рост насыщенности рынка положили коней процветанию таких фирм, как ''Олби'',
«Хопер», «Русский дом селенга», не говоря уже о «пирамидах» типа АО «МММ».
За неполный десяток лет на
смену выхолит уже третье поколение предпринимателей - «новейшие русские»,
имеющие специальное, часто зарубежное образование в области бизнеса и
рассчитывающие не на сверхрискованные спекулятивные операции, а на устойчивую
рыночную нишу.
В-четвертых, Россия
интегрировалась в мировой рынок, правда, главным образом в качестве экспортера
энергоресурсов, металлов, химикатов, леса, рыбы и импортера потребительских
товаров. Постепенно исчезает различие выгодности операций на внутреннем и
внешнем рынке. Все это позволяет сделать вывод о том, что возрождение
предпринимательства в России уже состоялось. Однако перечень нерешенных проблем
еще очень велик.
Не получает должного развития
предпринимательство в сфере высоких технологий - наиболее важной для будущего
России, а также государственное и некоммерческое предпринимательство. Ошибки в
ходе приватизации привели к постоянным переделам имущества в пользу
неэффективных и криминальных собственников. До 40% фирм находятся пол контролем
организованной преступности. Прибыль бизнеса и сбережения вкладываются в
валюту, зарубежную недвижимость, непроизводительное потребление, а не
инвестируются в производство.
Из-за отсутствия
государственной поддержки отечественные предприниматели не в силах
конкурировать с импортом и теряют рынок России в СНГ.
Экономическая интеграция
стран Евразии идет с большим трудом, преобладает односторонняя западная
ориентация российского бизнеса.
По значимости, суля по данным
экспертных опросов, проводившихся с нашим участием в 1994-1995 гг. в ряде
регионов, пути развития предпринимательства могут быть расположены в следующем
порядке:
1. создание стабильного и детального
хозяйственного законодательства на основе принятого Гражданского кодекса,
принятие законов прямого действия, не нуждающихся в постоянных уточнениях,
подзаконных инструкциях и т.п. До 1996 г. принято не более 1/5 от общего числа
законов для нормального функционирования рыночной экономики;
2. создание механизмов исполнения
законов, позволяющих предпринимателям обходиться без услуг мафии при
регистрации фирм, разрешение хозяйственных споров, возврате долгов и т.п.;
защита жизни и имущества от преступных посягательств; преодоление массовой
коррупции чиновников на всех уровнях;
3. введение нового налогового кодекса,
направленного на стимулирование эффективного предпринимательства, а не только
на фискальные цели; дифференциация налогов в зависимости от источников и использования
походов, а не на базе предпочтений органов власти;
4. развитие региональной рыночной
инфраструктуры с предоставлением малому бизнесу в приоритетных областях
информационных, маркетинговых, научно-технических, образовательных услуг на
льготной основе;
5. формирование устойчивых связей
малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга, системы дочерних фирм и
субконтрактов в рамках финансово-промышленных групп, предпринимательских сетей
и бизнес-ассоциаций; создания на этой основе среднего звена управления
финансово-хозяйственными комплексами, сочетающего рыночные и
планово-организационные методы;
6. формирование национального стиля
предпринимательства на основе освоения современного менеджмента, позволяющего
развивать позитивные традиции и ограничивать действие негативных черт
национального характера. Особое значение при этом имеет этика.
В современном мире сложились
две школы менеджмента - американская и японская. Они различаются структурой
акционеров (преобладание физических или юридических лиц) преобладающими целями
бизнеса (максимум текущей прибыли или расширение рыночной ниши в перспективе);
механизмом сотрудничества (конкурентным или коллективным) и принятия решений
(единолично или коллективно); соотношением критериев оценки работников,
материальных и моральных стимулов, вложений в материальный и человеческий
капитал;формами разделения труда и т.д.
На наш взгляд, японский стиль
гораздо ближе к российским традициям.
Роль предпринимательства в
развитии общества состоит прежде всего в развитии инициативы массы людей,
которые не находятся на содержании государства (общин, мафиозных групп и т.п.),
в выборе сферы приложения своих сил и способностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|