Предпринимательство в рыночной экономике на примере России и других стран
Московская Государственная Юридическая Академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: ''Экономическая теория''
на тему:
''Предпринимательство в рыночной экономике
на примере России и других стран''
Преподаватель: Океанова З.К.
Студента: ---
Москва
2003г.
Содержание:
1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства
3 - 6
&2 Экономическая характеристика
предпринимательства 6 - 8
2. Предпринимательство на этапе
перехода от административно-командной экономики
к рыночной экономике 9
- 24
3. Инвестиции, как основной способ
адаптации предпринимательства в рыночной экономике 25
- 33
4. Заключение 34
- 35
5. Литература 36
1.
Введение
&1.Сущность и функции
предпринимательства
Предпринимательство —
неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого
— свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков,
современное его понимание сложилось в период становления и развития
капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника
своего процветания.
В докапиталистическую эпоху
место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными.
В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии
деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как
недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни
философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя.
Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в себе печать
морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике
канонического права "Gratians"
говорилось:
"Купец лишь в малой
степени угоден Богу или вовсе противен Ему" (1).
Негативное отношение к
предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о
богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что под богатством в Библии
понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует
современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния
на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других,
осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько в странах
развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а
отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Враждебное отношение многих
средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено
тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось
натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная
роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца
считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель,
будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой
противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже
основатели классической политической экономии не видели особого смысла в
предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется
сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме
предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо
инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились
одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс
видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в
собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными
работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль.
Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства,
его социального паразитизма и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с
другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь много позже, на рубеже
XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для
экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства
— труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге
"Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное
его название — предпринимательство.
Красочную характеристику
предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта.
Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная
свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять
многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить
свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя,
Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего
дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в
разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес
именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора
производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации:
"Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не
так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не знакомого
потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2) введение нового, еще не
применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
3) завоевание нового рынка сбыта или
более широкое использование прежнего;
4) использование нового вида сырья или
полуфабрикатов;
5) введение новой организации дела,
например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии (3).
Борясь с рутиной, осуществляя
нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по
словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И.
Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным
определением сути предпринимательства.
Данная характеристика,
конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще
одну важную функцию предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также
за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект
деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он
подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе
направляет производство, выполняя роль механизма цен (2).
Таким образом, в современной
научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на
важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы
производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для
более полного представления о предпринимательстве как факторе производства
остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании
предпринимательской деятельности.
& 2. Экономическая характеристика предпринимательства.
С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено
как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического
мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории
центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами
предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы
единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность
таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и
наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой
лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.
Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы,
кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства
относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в
рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности:
государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в
хозяйственной системе.
Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов
производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации
экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя,
отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы
для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых
способов производства (технологий) и коммерческого использования уже
существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья;
реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой (3).
Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, первым
и главным условием является
самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у
них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской
деятельности, источников финансирования, формированию производственной
программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен,
распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует
понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что
производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости
от рынка, динамики спроса и
предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Второе условие предпринимательства —
ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим
риск. Риск всегда связан с неопределенностью,
непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут
устранить фактор непредсказуемости, он является
постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение
коммерческого успеха, стремление к
увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в
современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит
за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных
проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных
взглядов и подходов к принятию
решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность
предпринимателя. Предпринимательство
— это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие",
— считал И. Шумпетер. "Нужно
обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть
способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь
рисковать, преодолевать страх и
действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы
определять" (3).
Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы,
особый, творческий характер его труда.
Что касается интеллекта предпринимателя то он, по мнению И.
Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает
досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю
сравнивать много различных вариантов
достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям(4).
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной
экономики к рыночной экономике.
ОДНОЙ
ИЗ ГЛАВНЫХ причин кризиса советской экономики, наряду с исчерпанием
экстенсивных резервов ее роста и гипертрофией военно-промышленного комплекса,
является деформация главной производительной силы - трудящихся - в силу
отчуждения их от собственности и экономической ответственности, власти и
информации. Для административно-командной системы характерны централизация
основной части прибавочного продукта, минимизация личных доходов основной массы
граждан, жесткая регламентация экономического поведения, централизованное
планирование номенклатуры, объема производства и иен, оплата по затратам, а не
результатам труда. За пределами экстремальных периодов, связанных с войной и
стихийными бедствиями, такая система отучает работников от инициативы и
готовности к риску, самостоятельной подготовки и принятия хозяйственных
решений, летального сопоставления их вариантов, прогнозирования последствий
своих действий.
Главная
особенность рыночной экономики состоит не в использовании товарно-денежных
отношений (оно имело место в рамках прежней системы), не в отказе от
планирования (маркетинг изменяет лишь характер его субъектов, объект и методы),
не в отходе от общественного производства (его наиболее действенной формой
является информатизация, а не огосударствление имущества), а в изменении форм
связи производства и потребления, перехода от вертикальных, управляемых
центральными к горизонтальным, непосредственным связям производителей и
потребителей с участием представляющих их интересы посредников, ассоциаций
собственников, предпринимателей, наемных работников, потребителей, защитников
природы, национальной культуры и т.д.
Главная
трудность перехода к рыночной экономике связана с перестройкой экономического
мышления в поведении людей, развитием их экономической свободы, инициативы,
ответственности на основе предпринимательства.
Предпринимательство
- деятельность самостоятельных хозяйственных субъектов (физических или
юридических лиц), принимающих на себя финансовый риск по использованию
имущества, разработке, производству и реализации товаров, выполнению работ,
оказанию услуг в целях извлечения прибыли, зарегистрированных в установленном
порядке.
В
этом определении выделяются субъекты предпринимательской деятельности
(собственник или титульный владелец имущества, получивший его в хозяйственное
ведение, доверительное (траст), или оперативное управление); его объект
(инвестиции, исследования и разработка нововведений, производство, реализация
товаров, коммерческие, информационные и другие услуги); цель (прибыль); и
принципы организационной деятельности (наличие обособленного имущества,
материальная ответственность, регистрация в органах власти).
Законодательные
основы предпринимательской деятельности установил Гражданский кодекс
Российской Федерации, Его вторая часть, вступившая в силу 1марта 1996 г.,
устанавливает механизм зашиты экономических прав предпринимателей, формы
договоров, нормы ответственности партнеров по ним (обязательное право),
правила сдачи в аренду и доверительное управление любым имуществом (без
последующего перехода в собственность), гарантии возврата банковских вкладов
путем их обязательного страхования и т.д.
Страницы: 1, 2, 3
|