|
|
Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (121,9 %), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
DМР9=СТ0*k3 – СТ01
DМР10=СТ1*k4 – СТ11
DМР9=1002587*0,184-202957=-184 (тыс.руб.)
DМР10= 1205544*0,085-94654=80 (тыс. руб.).
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DМР11 Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:
DМРА=МР1-Р0 DМРБ=МР2-Р1 где МР1,МР2 и Р0,Р1— прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DМРА , DМРБ — общее изменение прибыли от реализации товарной продукции .
DМРА =1004568-22658=981910 (тыс. руб.).
DМРБ=35085-24949=10136 (тыс. руб.).
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Тоцком хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного. Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Тоцким хлебокомбинатом регулируется Правительством , и, следовательно, не могут адекватно меняться в след за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам. Анализ рентабельности на Тоцком хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей: 1. рентабельности продукции; 2. рентабельности предприятия.
1) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости. Пусть К0 и К1 И К3 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:
K0=
K1=
K3=
Изменение рентабельности (DK) равно 2,63-2,03=0,6%.
DK1=2,03-2=0,03%
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
DKN=
DKN1=
Влияние фактора изменения себестоимости:
DKS=0,02-0,18= -0,16
DKS2=
DK=DKN + DKS = -44,93+(-0,16)=-45,09%
DK2=DKN2 + DKS2= -50,144+(-0,071)=-50,2%
Отсюда следует, что, за счет изменения полной себестоимости, рентабельность продукции снизилась на 0,071% и 0,16%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции упала на 50,144% и 44,93%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 0,071% и 0,16%.
2) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств. В основе модели лежит соотношение:
R=; где: R — рентабельность предприятия; P — прибыль от реализации продукции; K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных средств и основных фондов).
С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:
R=;
где: F — основные производственные фонды предприятия; E — оборотные средства предприятия; — рентабельность продукции; — фондоемкость продукции; — оборачиваемость продукции.
Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу рентабельности Тоцкого хлебокомбината Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.