Финансовые
результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям
различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не
связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества
предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат
определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационных
операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и
краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду.
Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия
в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под
долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу
средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других
ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам
краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных
казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление
средств взаймы на срок менее года.
Доходы от долевого участия в уставном капитале
другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает
учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям,
пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским
обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы,
предприятие получает доходы по
условиям договора между кредито- и ссудозаемщиком.
В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени,
неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).
Необходимость
и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:
-
во-первых, в связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%)
предприятие получает от реализации товарной продукции, анализу именно этой
составляющей должно быть уделено главное внимание;
-
во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и
структуры прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также
факторов, влияющих на их изменения, никак нельзя.
Цель предпринимательской деятельности
— не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности
хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли,
рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности
предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно
определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации
продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и
реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности измеряют
доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с
интересами участников экономического процесса. Они являются важными
характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По
этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и
оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели
рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и
ценообразования.
Основные показатели можно объединить
в следующие группы:
· показатели,
рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
· показатели,
рассчитанные на основе производственных активов;
· показатели,
рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
Первая группа показателей формируется
на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности
предприятия:
q –
объем продаж где, Пр –
прибыль от реализации
где, Вп – валовая прибыль
где,
Нп – налогооблагаемая прибыль
Данные показатели характеризуют прибыльность
продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей
реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом
случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации
продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей
реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от
реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти
показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и
доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов
продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она
определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной
продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной
продукции.
где,
Пр – прибыль от реализации, Сп – себестоимость
продукции
В связи с этим, при планировании
ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность
отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно
сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность
производства и получить дополнительные возможности
увеличения прибыли.
Вторая группа показателей
рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в
зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все
производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные
средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Например:
Несовпадение уровней рентабельности
по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых
рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.
Данные показатели весьма практичны в
связи с тем, что отвечают интересам участников. Например, администрацию
предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов,
потенциальных инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.
Третья группа показателей формируется
аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет
принимается чистый приток денежных средств. (1.1)
Данные показатели дают представление
о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и
акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности,
исчисляемая на основе притока денежной наличности (1.1), широко применяется в
странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что
операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства
и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции
требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в
начальной стадии.
Многообразие показателей
рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый
из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью
детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
1.2.
Формирование прибыли.
Составные
элементы формирования балансовой прибыли.
Конечным финансовым результатом хозяйственной
деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это
сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и
доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под
реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров,
имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании
бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей
баланса. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем,
что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе,
составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:
прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации
иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных
операций.
|