Ценные
бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным
эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого
осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи. Ценные бумаги –
неотъемлемая часть развитого фондового рынка. До реформы экономики они не
играли значительной роли в условиях государственной монополии и социального
производства. Развитие рынка ценных бумаг началась с ваучерной приватизации
государственной собственности (в России), развития банковского бизнеса и
фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм ценных
бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников
и формирования корпоративных отношений.
Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения
казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается
государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное
воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже
в условиях фискальной системы налогообложения.
Формы
собственности - важная экономическая категория, определяющая характер
взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной
собственности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный
орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу.
Предположительно, на этих предприятиях работники наиболее отдалены от
собственности и никогда не будут чувствовать себя хозяевами. Поэтому необходима
система слежения со стороны контрольных органов как за имуществом, так и за
продукцией. Реальные злоупотребления (взятки) возникают при сдаче в аренду
государственного имущества коммерческим структурам.
Фазы
общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных
отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и
потребления товаров. В схеме простого воспроизводства Т — Д — Т произведенный
товар (Т) в сфере материального производства обменивается на деньги (Д), на
которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства труда, рабочая сила
для производства нового товара (Т). [3]
В схеме
расширенного воспроизводства на полученные деньги от продажи товара (Д)
закупаются материалы, рабочая сила и орудия труда и осуществляется производство
товара с увеличенной стоимостью (Т), который затем продается на рынке по
большей цене, и вырученные деньги (Д') используются для расширения
производства. Разница (Д' - Д) является валовой прибылью товаропроизводителя и
используется для увеличения объемов производства более качественного товара, а
также для повышения жизненного уровня работников предприятия.
Обмен
товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы товара из материальной
в денежную (Т - Д) и подтверждает его денежную стоимость на рынке, т.е. товар
нужен потребителю и он готов отдать за него деньги. Фаза кругооборота товара (Т
- Д) осуществляется в сфере торгового (коммерческого) капитала с привлечением
банковского капитала.
Распределение выступает в качестве фазы общественного производства, когда
средства производства и рабочая сила направляются в конкретные отрасли
экономики, а определенная часть национального дохода распределяется между
социальными группами общества и нематериальными сферами экономики (национальная
оборона, образование, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.).
Распределение в свою очередь активно воздействует на производство и обмен,
ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз воспроизводства.
Потребление
направлено на использование общественного продукта в процессе удовлетворения
материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой воспроизводства.
Потребление бывает материальное и нематериальное, коллективное и индивидуальное.
Потребление общественного продукта в рыночной экономике осуществляется
пропорционально затраченному капиталу, а внутри предприятия — по труду. В
потребительском обществе главным является личное потребление граждан. Потребление
активно воздействует на все фазы воспроизводства, особенно на производство и
обмен товаров.
Итак,
экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей
на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании
экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции
и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов,
их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных
результатов.
В качестве
примера проявления экономических методов управления персонала можно привести
следующее: [6]
Ö Субсидирование
персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и
рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого бизнеса в
финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для
продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны на завтрак.
Ö Товары
со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим
работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует
предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить
лояльность персонала.
Ö Ссуды. Некоторые
работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом
на различные цели (например, для переезда).
Ö Частное страхование
здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих
работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и
увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская
помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на
работу и будет готов выполнять свои обязанности.
Также
руководители через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность
в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым,
принося доход себе и компании в целом.
1.2.3.Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих
воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей
социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы
людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно
разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены
на группы людей и их взаимодействия в процессе производства
(внешний мир человека); психологические методы, которые направленно
воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).[1]
Такое разделение достаточно условно,
т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в
изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное
управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых
личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических
методов.
1.2.3.1.
Социологические методы управления.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют
установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и
обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами
производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в
коллективе [3]. Классификация элементов, регулируемых с помощью
социологических методов, показана на рис. 3. Рассмотрим их более подробно.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных
целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата
труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей,
достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение
продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня
образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма,
увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной формой социального
планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х
гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР (ГАЗ, ВАЗ,
"Электросила", ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема социального
планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний,
которые успешно используют передовой опыт советского периода. У большинства же
действующих предприятий на территории СНГ, в том числе и в ПМР, сейчас другие
задачи – сохранить хотя бы те социальные достижения и социальную
инфраструктуру, которые были созданы до развала СССР.
Социологические
методы исследования составляют научный инструментарий в работе с
персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки,
расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые
решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем
массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование
предполагает подготовку до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником, -
получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с
руководителем, политическим или государственным деятелем, требует высокой
квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический
метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе,
когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных
контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в
коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые
подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных
ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является
распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу,
воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие
кадровые задачи. [1]
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который
достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью
социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые
(организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и
задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали
человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки
сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается
служебная карьера и обеспечивается продвижение.
Мораль является особой формой общественного сознания,
регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных
норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы
получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в
религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости
и глупости, одобрения или осуждения и др.
В период
построения социалистического общества в СССР был разработан "Моральный
кодекс строителя коммунизма", в котором нашли отражение как нормы
поведения человека в идеальном коммунистическом обществе, так и христианские
нормы. Однако этот кодекс был значительно выше реальных моральных норм
поведения людей, а в условиях двойной морали и социалистической уравниловки он
со временем превратился в предмет насмешек. [5]
В настоящее время лучшие западные компании ("Sоnу",
"Nissan", "Ford”, “IВМ”,
"Mitsubishi") формирование корпоративной морали и культуры
ставят в качестве первоочередной задачи. [3]
Партнерство составляв важный компонент любой социальной
группы и заключается а налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе
которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как
равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной
связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека
от другого. Различают такие формы партнерства: деловое, дружеское, по
увлечениям (хобби), семейное - между родственниками, сексуальные - интимные
взаимоотношения людей. В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых
психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах.
Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского партнерства
и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологического
климата в коллективе.
Таким
образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной
культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом. [1]
Соревнование является специфической формой общественных отношений и
характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и
самоутверждению. История соревновательности идет из глубины веков. Оно
являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных,
мужественных, здоровых, и в итоге стало движущей силой развития общества.
Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства,
рекорды в спорте, достижения в производстве.
Идея
соревнования и лидерства была активно поддержана классиками марксизма-ленинизма
и материализована в форме социалистического соревнования: стахановское движение,
ударничество и новаторство, коммунистические субботники, движение за коммунистический
труд. Дальнейшее развитие соревнования было заформализовано при попытке охвата
всех трудящихся в 70-х гг. и окончательно похоронено после развала КПСС и кризиса
экономики бывшего СССР. [1]
Интересно,
что западные, и, прежде всего, японские компании, тщательно изучив опыт
социалистического соревнования, успешно применили его к национальному
менталитету своих рабочих и корпоративному интересу фирмы в виде кружков
качества, рабочих советов и др.
Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе
непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между
различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и
других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет
место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников
между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или
словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена
информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие
знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д.
Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача
распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.
Следует
иметь в виду, что даже когда человек Вас понял, то это не означает, что он с
Вами безусловно согласен; при прочих равных условиях люди легче принимают
позицию человека, к которому испытывают симпатию; общий тон при общении должен
быть доброжелательный, доверительный, располагающий собеседников друг к другу.
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две
или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между
собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как
правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая
свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в
кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением
проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней
средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на
работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных
подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|