Процессный подход к управлению, моделирование бизнес-процессов. Разработка ПО
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Курсовая работа на тему:
«Процессный подход к управлению, моделирование
бизнес-процессов.
Разработка ПО.»
Выполнил: студент группы 03-431
Эксузян Э.С.
Проверил: доц. Кобко Л.И.
Москва, 2009г.
Содержание
Введение. 3
1.Теоретический раздел. 5
1.1. Характеристика процессного управления. 5
1.1.1. Определение процессного
подхода. 5
1.1.2. Классификация
бизнес-процессов. 9
1.2. Реализация процессного
подхода. 10
1.3. Реинжиниринг бизнес-процессов в организации. 15
1.3.1. Определение реинжиниринга. 15
1.3.2. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. 17
1.3.3. Описание бизнес-процессов. 19
1.4 Связь бизнес-реинжиниринга и информационных
технологий. 23
1.4.1. Информационные технологии как основа реинжиниринга. 23
1.4.2. Новое системное проектирование процессов. 27
2. Аналитический раздел. 29
2.1 Краткий анализ и описание объекта управления. 29
2.1.1. Основные характеристики объекта управления. 29
2.1.2 Функциональная структура компании. 30
2.2. Структура и характеристика видов обеспечения. 32
3. Проектный раздел. 33
3.1 Постановка задачи. 33
3.1.1 Архитектура задачи. 33
3.1.2 Описание метода решения задачи. 33
3.3 Описание бизнес-процесса. 34
3.4 Программное обеспечение задачи. 35
4. Заключение. 36
Список литературы.. 37
Введение
Сложная
и динамичная внешняя среда требует от предприятий постоянного
совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки.
При этом возможны различные варианты организации менеджмента. В последнее время
для создания эффективной системы управления предприятием достаточно широко
используется процессный подход, на многих предприятиях во всем мире
осуществляется переход от функциональной организации производства к процессной.
На российских предприятиях продолжает доминировать структурный подход к
организации.
Структурный подход основан на использовании, как правило, иерархической
организационной структуры. При этом управление деятельностью осуществляется по
структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а
взаимодействие структурных элементов — через соответствующих должностных лиц.
Недостатками структурного подхода к организации и управлению деятельностью
предприятия являются:
•
разбиение
технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между
собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами
организационной структуры;
•
отсутствие
конкретного лица, ответственного за конечный результат и контроль над
технологией;
•
отсутствие
цельного описания технологий выполнения работы;
•
отсутствие
ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных
результатов деятельности;
•
высокие
накладные расходы, как правило, непонятного происхождения;
•
низкая
эффективность информационной поддержки управления, обусловленная
автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов.
Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную
структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями которых
является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или
внутренних потребителей. Процессный подход подводит к необходимости реорганизации
деятельности — перехода на ресурсосберегающую организационную структуру. Основными
чертами такой реорганизации являются:
•
сокращение
количества уровней принятия решения;
•
сочетание
целевого управления с групповой организацией труда;
•
широкое
делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
•
повышенное
внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы
предприятия в целом;
•
автоматизация
технологий выполнения бизнес-процессов.
1.Теоретический
раздел
1.1.
Характеристика процессного управления
1.1.1. Определение процессного
подхода
Под
процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия (рис.
1.1) понимается ориентация:
•
деятельности
предприятия на бизнес-процессы;
•
системы
управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в
отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия;
•
системы
качества предприятия на обеспечение качества технологии выполнения
бизнес-процессов.
Процессная
система
качества
|
Процессная
система качества
|
|
Процессная
система управления
|
|
Рисунок 1.1 Основные элементы процессного
подхода
В
рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система,
которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными
целями которых является выпуск продукции или услуг. М.Хаммер и ДжЛампи
определяют бизнес-процесс «как совокупность различных видов деятельности, в
рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в
результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий
ценность для потребителя».
Можно
определить бизнес-процесс как последовательность действий по преобразованию
информации и принятию решений для производства и реализации продукции (услуг).
Основной бизнес-процесс непосредственно относится к производству продукции,
вспомогательный бизнес-процесс обслуживает основной бизнес-процесс или снижает
затраты ресурсов для его реализации. Бизнес-процесс в
отличие от производственного процесса включает в себя движение информации и
издержки на ее преобразование и передачу. Ниже приводятся его основные характеристики.
Каждый
бизнес-процесс имеет свои границы (рис. 1.2) и определенные роли. На
рис. 1.2 представлены следующие
типы клиентов бизнес-процесса:
•
первичные
клиенты (получают первичный выход);
•
вторичные
клиенты (находятся вне процесса и получают вторичные выходы);
•
косвенные
клиенты (следующие в цепочке после первичного клиента);
•
внешние клиенты
(вне предприятия);
•
внешние
косвенные клиенты (потребители).
Рис. 1.21 Границы бизнес-процессов
В
процессе деятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется
достижение определенной совокупности целей. В свою очередь бизнес-процессы
реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид
деятельности предприятия. Множество бизнес-функций представляют собой иерархическую
декомпозицию функциональной деятельности предприятия - дерево функций. На
рис. 1.3 представлен пример дерева функций.
Бизнес-функции связаны
с показателями деятельности предприятия, из которых также можно построить дерево
показателей.
Рис. 1.3. Дерево функций
Эти
показатели затем образуют систему показателей оценки эффективности выполнения
бизнес-процессов. Как правило, владельцы бизнес-процессов контролируют
подведомственные им бизнес-процессы с помощью данной системы показателей.
Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
•
количество
потребителей продукции;
•
стоимость
издержек производства продукции;
•
длительность
выполнения типовых операций;
•
капиталовложения
в производство продукции;
•
количество
типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за
определенный интервал времени;
•
количество
производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал
времени.
В
соответствии с этим бизнес-процесс представляется как некий объект и
характеризуется понятиями, показанными на рис. 1.4.
Рис. 1.4. Структура бизнес-процесса
Основная
цель бизнес-процесса — преобразование входа, т.е. входящих в процесс ресурсов,
необходимых для реализации процесса, в выход, т.е. результат, или продукцию
процесса. Основной составляющей бизнес-процесса является функция преобразования.
Она представляет собой совокупность подпроцессов, работ и операций,
осуществляемых над входами для получения выходов. Процесс осуществляется с
помощью определенного механизма (способа, технологии). Процесс происходит не
сам по себе, он управляется (т.е. организуется, планируется, контролируется) и
производится конкретным исполнителем (группой). В процессе задействован ряд
участников (отдельных специалистов или групп). На входе участником процесса
является также поставщик процесса — тот работник, который предоставляет
входящие ресурсы.
Бизнес-процесс
производится для кого-то (для чего-то) — тот,
кто потребляет результат процесса, является клиентом процесса.
В принципе целью процесса является удовлетворение требований его клиентов.
Процессы могут быть внешними или внутренними. Внешним называется
процесс, имеющий вход и/или выход вне фирмы. Внутренним называется процесс,
находящийся целиком в рамках одной организации.
Анализ
процессов управления начинается с выявления процессов; в свою очередь,
выявление процессов начинается с определения их границ. Границами процесса
являются его входы и выходы. При этом первичные входы образуют начальную
границу процесса, вторичные входы — верхнюю границу, первичные
выходы — конечную границу и вторичные выходы — нижнюю границу процесса.
Управление
бизнес-процессами в производстве исторически стало первой областью успешного
применения набора методов, которые в совокупности получили впоследствии
название «процессный подход».
Различают
качественные и количественные параметры бизнес-процесса. Качественными
параметрами процесса принято считать результативность, эффективность и
адаптируемость. Результативность описывает соотношение полученного
результата и того, чего хотят или ожидают заказчики. Эффективность показывает,
как хорошо выполняются процессы. Адаптируемость свидетельствует о том,
насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде.
К
количественным параметрам бизнесс-процесса относятся производительность,
длительность (или продолжительность), стоимость, количество входов и выходов. Производительность
— это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Длительность
— это время, которое необходимо для выполнения процесса, или, другими
словами, промежуток времени между началом процесса и его завершением. Стоимость
процесса — это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые
необходимо произвести для однократного выполнения процесса.
1.1.2. Классификация бизнес-процессов
Одним
из первых этапов построения процессной организаций и управления деятельностью
предприятия является выделение и классификация бизнес-процессов. Для
выделения бизнес-процессов целесообразно сформировать команду, в состав которой
необходимо включить:
•
собственников
предприятия;
•
топ-менеджеров;
•
специалистов,
знающих проблемы и технологии предприятия;
•
претендентов
в процессную команду;
•
внешних
консультантов.
Наличие
внешних консультантов позволит использовать накопленный опыт и методики
выделения и классификации бизнес-процессов.
Как
правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые
категории:
•
основные
бизнес-процессы;
•
обеспечивающие
бизнес-процессы;
•
бизнес-процессы
развития;
•
бизнес-процессы
управления.
Основные
бизнес-процессы производят выходы процессов. Как правило, основных
бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|