Процесс управления маркетингом
Введение
Термин “маркетинг” происходит от английского
слова market (рынок) и охватывает деятельность предприятий (фирм) в сфере
рынка, сбыта. В нашей стране вопросам реализации готовой продукции
предприятия-поставщики ранее не уделяли серьезного внимания. Многие годы абсолютизировался
план производства, его выполнение, учитываемое по производству, а не по
реализации. Отсюда затоваренность, а скорее “захломленность”, складов
продукцией, планируемой “сверху” и не имеющей сбыта, продукцией низкого
качества, не отвечающей требованиям научно-технического прогресса. Изменение
параметров продукции было связано с большими сложностями, необходимостью
преодоления массы бюрократических преград, а главное - материально не
стимулировалось. Когда готовая продукция предприятия являлась промежуточной и
использовалась в качестве комплектующих узлов, агрегатов, приборов другими
предприятиями, это отражалось на уровне соответствия научно-техническому прогрессу
целых отраслей. Принятые к производству изделия, прошедшие бесконечные согласования,
утверждения и включения в план, не изменялись годами.
Попыткой борьбы с подобным положением было
постановление правительства о зачете выполнения плана только по реализации
готовой продукции. Но даже этот прогрессивный шаг не мог существенно поправить
положение, т.к. привел к появлению большого числа предприятий убыточных, не
способных оплачивать текущие счета.
Излишняя централизация вела к тому, что в планы
включалось не только производство, но и распределение, зачастую без согласия
потребителя. Не спрос определял предложение, а предложение формировало
спрос. Особенно в условиях, когда от потребителя требовалась
предварительная оплата поставок или оплата производилась банком в бесспорном
порядке, без согласия получателя - владельца банковского счета.
Отказ от зацентрализованности управления (1985
г.), особенно в вопросах планирования производства и снабжения, привел в первые
годы к резкому спаду производства, вызванному нарушением установившихся производственных
связей, в большинстве своем далеко не оптимальных, но финансируемых из бюджета,
что покрывало все их недостатки. В сочетании с несовершенством ценообразования,
когда отпускная цена нередко была ниже себестоимости продукции, такое положение
вело к несбалансированности бюджета, появлению огромного количества
планово-убыточных предприятий и даже целых отраслей. Многие годы убыточными
были топливная отрасль (уголь, нефть), черная металлургия, железнодорожный
транспорт, многие сельско-хозяйственные предприятия.
Такое искусственное, “силовое” регулирование
взаимоотношений между поставщиками и потребителями, без учета объективных
законов экономики привело к нестабильности экономики страны, падению
производства, росту инфляции и другим негативным последствиям.
Переход от планово-бюрократической системы
управления к рыночным отношениям был трудным, усугублялся политической
нестабильностью в стране.
Но именно тогда открылись большие возможности
для принятия научно-обоснованных решений, особенно в области экономики
народного хозяйства, взаимоотношений в системе “поставщик - потребитель”. В
таких условиях особое значение приобрел маркетинг.
У многих термин “рыночный” ассоциируется с
понятиями “бессистемный”, “хаотичный”. Однако это не верно. Рыночные отношения
основаны на общих, вполне определенных закономерностях, изучением которых и
занимается маркетинг.
Основным принципом маркетинга является система
“поставщик - потребитель”. Изучается рынок, его потребности, объем спроса и
предъявляемые к товару требования. Все эти факторы рассматривают в динамике,
что позволяет их прогнозировать, готовить адресную продукцию, рассчитанную на
определенного потребителя. Но производитель не должен слепо подчиняться спросу
рынка, иначе он всегда будет следовать за спросом и отставать от него. Спрос
нужно в определенной степени формировать, активно влиять на потребителя и его
вкусы, основываясь на общих законах научно-технического прогресса,
прогнозировании его развития.
В старом, узком, понимании “маркетинг”
рассматривался как предпринимательская деятельность, направленная на
продвижение и реализацию предметов сбыта и услуг. В современном, расширенном,
понимании изучаются нужды потребителя, не только экономические, но и социальные
взаимоотношения производителя и потребителя, учитывается взаимное влияние
социальных групп населения, государственной и профсоюзной деятельности. В
современном понимании объектами маркетинга могут быть люди, организации, идеи,
территории.
Существует значительное количество определений
маркетинга - от узконаправленной деятельности на сбыт, продажу, реализацию до
широкой, охватывающей даже некоммерческую деятельность. Одно несомненно: всякая
маркетинговая деятельность должна быть ориентирована на потребителя. Причем
предвидение, прогнозирование спроса основывается на постоянном изучении
потребителя, его нужд, запросов. Концепция интенсификации коммерческих
усилий утверждает: “... покупатели не будут покупать товары организации в
достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере
сбыта и стимулирования...”
Расходы на маркетинг за определенный отрезок
времени, тыс. руб.
Возможный
вид функции реакции сбыта.
Управление спросом - это активное влияние на его
формирование, проводимое через ценообразование, расширяющее круг потребителей.
Регулирование заключается в выравнивании спроса во времени. Удовлетворение
спроса включает в себя, кроме продажи, послепродажное обслуживание, обеспечения
безопасности пользования и т.п.
Функции маркетинга можно сформулировать так:
- анализ окружающей среды;
- рыночные условия, т.е. сложившиеся условия
обмена;
- изучение потребителей, их вкусов, запросов,
платежеспособности;
- планирование товаров, услуг, отвечающих по
характеру и качеству спроса потребителя;
- планирование продвижения товаров,
обеспечивающего минимум транспортных и сбытовых расходов;
- планирование цены, отвечающей
платежеспособности потенциального потребителя;
- обеспечение социальной ответственности
производителя;
- управление маркетингом.
1. Роль маркетинга в управлении предприятием.
Как уже было сказано выше - маркетинг является
основным связующим звеном в цепочке рыночных взаимоотношений “производитель -
покупатель”. Рассмотрим более подробно роль маркетинга на примере хозяйственной
деятельности посреднической торговой Фирмы.
...Высшее руководство предприятия решает четыре
основные задачи :
- область деятельности;
- общие цели;
- роль маркетинговых структур в деятельности
фирмы;
- корпорационная культура.
Многие компании, для сокращения риска
коммерческой деятельности и в зависимости от конъюнктуры рынка, устанавливают
несколько областей деятельности и ее характер...
В нашем случае, наряду с торговлей легковыми
автомобилями, мото- и велотехникой, аудио- и видеоаппаратурой, руководство
Фирмы установило новую область деятельности - торговлю запасными частями к
грузовым автомобилям и сельхозтехнике.
...Роль маркетинга в структуре предприятия может
быть установлена различной - от узкой (сбыт, продажа) до широкой, когда
подразделения маркетинга имеют большую степень самостоятельности, в том числе и
в вопросах финансирования, и возглавляются вице-президентом компании...
Руководство Фирмы четко определило функции
отдела маркетинга и установило тесную связь с другими отделами: финансовым, бухгалтерским,
снабженческим.
2. Анализ рыночных возможностей.
Для освоения новой области деятельности отделу
маркетинга предстоит проанализировать рыночные возможности, отобрать целевые
рынки, разработать комплекс маркетинга, претворить в жизнь маркетинговые
мероприятия.
При анализе рыночных возможностей проводится
сбор маркетинговой информации, изучение маркетинговой среды, так же изучаются
рынки индивидуальных потребителей и рынки предприятий.
Почти на каждом шагу в процессе анализа,
планирования, осуществления и контроля действенности маркетинговых мероприятий
управляющим по маркетингу требуется информация. Им нужна информация о клиентах,
конкурентах, дилерах и прочих силах, действующих на рынке.
Для успешной торговли запасными частями отдел
маркетинга четко определил две основные задачи маркетинговых иcследований:
1) конкуренция на рынке и 2) рынок покупателей.
...Исследования, анализ рыночных возможностей
проводится на основе полученной информации. Существует два вида информации:
первичные данные и вторичные данные.
Вторичные данные - информация, которая
уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Первичные данные - информация, собранная
впервые для какой-либо конкурентной цели.
Обычно отправной точкой исследования служат вторичные
данные...
Информацию о конкурентах, занимающихся торговлей
запасными частями к сельхозтехнике и грузовым автомобилям можно получить из
прессы, телевидения, а так же из специальных справочников, как печатных
изданий, так и компьютерных программ.
Составив базу данных на основе полученной
информации, отдел маркетинга сможет регулярно добывать сведения о количестве
конкурентов, номенклатуре их товаров, а также конкурентных ценах, что поможет в
регулировании ценовой политики Фирмы.
Например, отдел маркетинга получил информацию о
том, что у конкурентов отсутствуют некоторые виды запчастей, пользующиеся на
рынке относительно хорошим спросом. В случае, если отдел снабжения изыщет способы,
достать их, то товарооборот Фирмы увеличится не только в краткосрочном периоде,
но и в долгосрочном. Так как поставляя на рынок редкий товар Фирма приобретает
новых постоянных покупателей.
Получать информацию о конкурентных ценах отдел
маркетинга должен систематически. Имея эти данные Фирма всегда может проводить
гибкую ценовую политику, держа уровень цен на 1 - 10% ниже, чем у конкурентов.
Благодаря этому увеличится объем как розничных так и оптовых продаж, и,
соответственно, денежный и товарный оборот компании.
Отдел маркетинга, в процессе разработки
стратегических планов маркетинга, также, должен принимать в расчет все факторы
маркетинговой среды.
...”Маркетинговая среда фирмы -
совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и
влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и
поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.”
Маркетинговая среда слагается из микросреды и
макросреды.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана,
которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического,
экономического, природного, технического, политического и культурного
характера.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение
к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками,
маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Существует пять типов клиентурных рынков.
1. Потребительский рынок - отдельные лица
и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей - организации,
приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
3. Рынок промежуточных продавцов -
организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с
прибылью.
4. Рынок государственных учреждений -
государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для
последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи
этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
5. Международный рынок - покупатели за
рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных
продавцов и государственные учреждения.
... События в “среде поставщиков” могут серьезно
повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Управляющие по маркетингу
должны внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен
на закупаемые товары может заставить поднять и розничные цены на эти товары.
Нехватка тех или иных товаров, забастовки и прочие события могут нарушить сроки
и регулярность поставок. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта,
а в долгосрочном - подорвана репутация предприятия в глазах его клиентуры...
Другой фактор микросреды - маркетинговые
посредники. Маркетинговые посредники - фирмы, помогающие
компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К
ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения,
агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения...
3. Отбор целевых рынков.
Одним из самых важных факторов микросреды
являются клиенты, т.е. рынок покупателей.
На первом этапе изучения потребительского рынка
отдел маркетинга проводит сегментирование рынка.
...Сегментирование рынка - процесс
разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и
поведении.
Какого-то единого метода сегментирования рынка
не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на
основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках
отыскать наиболее полезный подход к рассмотрению структуры рынка. К основным
переменным, которыми пользуются при сегментировании рынка относятся -
географические, демографические, психографические и поведенческие...
Для выхода на рынок запасных частей у Фирмы есть
четыре возможных пути:
1. Предприятия, имеющие парк автомобилей и
сельхозтехники.
2. Доставка запасных частей под заказ.
3. Розничная торговля с прилавка.
4. Оптовики - посредники.
Сегментирование рынка по этим четырем пунктам
будет выглядеть следующим образом:
|