рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Промышленная политика

Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т. п.; в условиях конкурентной среды, несовершенной является системы движения информации, отсутствие информации о новшествах, а соблюдение данных условий необходимо для ведения инновационной деятельности, поскольку позволяет знакомиться с современными научными тенденциями, ведущимися исследованиями и разработками, обмениваться новшествами и «ноу-хау». Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности, необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.

В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.

Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.

Успешные инновационные модели развития экономики применялись в таких странах как Япония, Южная Корея. Однако, как уже неоднократно упоминалось в данной работе, эти страны весьма малы и им проще регулировать и контролировать свои рынки на предмет реализации инновационной модели. Отсюда можно сделать вывод, что успешность проведения инновационной модели, реши мы её использовать, будет во многом зависеть от поведения региональных властей, поскольку на федеральном уровне у России нет возможности охватить всю территорию страны с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность и побуждали местные власти к проведению инновационной модели. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда (однако, это вовсе не значит, что их можно «забросить»: со временем могут возникнуть условия для возможности повышения их конкурентоспособности; также не стоит забывать и о социальнозначимых отраслях, отсутствие которых может привести в угрозе экономической безопасности страны).

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

 

Российская экономика переживает сейчас тяжёлые времена: проблемы, связанные с созданием «с чистого листа» рыночной инфраструктуры усугубляются глубоким структурным кризисом, обнищанием населения, отсутствием финансовых средств у предприятий,  значительным износом производственного аппарата.

Все эти проблемы появились не внезапно – они закономерные последствия экстенсивной экономики СССР с перекошенной в сторону тяжёлого машиностроения производственноё структурой, – и решатся не в одну секунду и даже не в один год.

Эти проблемы, к сожалению, имеют долгосрочный характер.

Их следует принимать во внимание при реализации любой модели промышленной политики, поскольку они вносят свои деструктивные последствия в национальную экономику, снижая эффект любых преобразований и ограничивая без того скудные возможности ускоренного роста промышленного производства.

Данные проблемы следует не только выделить и учесть при проведении промышленной политики, необходимо их позитивное решение, иначе все реформы будут под угрозой срыва.

Подтверждение этого можно увидеть в новейшей истории нашего государства.

В основе своей все существенные структурные проблемы достались российской экономики от СССР, однако, из-за нехватки средств и неумения их решать, они были заретушированы, благо, что задумываться об их негативном влиянии на отечественную промышленность было некогда – с переходом к рынку появилось множество других неприятностей. Сконцентрировав своё и общественное внимание на решении краткосрочных конъюнктурных проблем, связанных, в основном, с естественным процессом перехода от одной экономической системы к другой, с разрушением старой экономической инфраструктуры и ещё не построенной новой, правительство пустила более долгосрочные проблемы на самотёк, надеясь, в духе либеральной идеи, что мудрая «невидимая рука рынка» сама со всем справится, надо только создать начальные правила и институты для её действия (как говорится подтолкнуть, а дальше само покатится).

В итоге, за десять лет реформ ни одна из этих проблем не была не только не решена, но они ещё больше усугубились, потянув за собой всю промышленность страны и оставив в подвешенном, незаконченном состоянии почти все начинания по рыночному преобразованию российской экономики, превратив её в непонятный симбиоз либерального рынка, государственного правления и феодального общества с законами джунглей – кто сильнее, тот и прав.

Однако всё это лирика. Она не поможет нам избавится от структурных перекосов. Этими проблемами пора начать заниматься.

А для начала определим эти основные факторы, тормозящие экономический рост российского промышленного производства.

 

 

3.1 Финансовые ограничения

 

Финансовая система страны, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации в 1999г., остаётся разбалансированной и структурно деформированной.

Сложившаяся в сфере денежного обращения ситуация негативно влияет на всю систему финансовых взаимоотношений, основой которых являются денежные расчёты, в результате чего искажается процесс формирования издержек и доходов физических и юридических лиц, падает платёжеспособный спрос, затрудняется возможность объективной оценки экономической ситуации в стране. Не стабилизированы связи между бюджетной системой и системой денежного обращения, особенно её расчётно-платёжной частью.

В таких условиях бюджет не способен полностью выполнять даже фискальную функцию, не говоря уже о проведении активной промышленной политики и государственной политики доходов, регулирование и выравнивание которых в современном мире является важнейшей   функцией именно бюджетной системы.

Среди важнейших финансовых факторов, ограничивающих рост промышленного производства, следует отметить следующие.

 В области государственных финансов:

-         ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета, не позволяющая наращивать объём финансовой поддержки приоритетных и социальнозначимых отраслей реального сектора и промышленности в целом;

-         недофинансирование ряда разделов федерального бюджета, в первую очередь производственного направления, что ведёт к росту кредиторской задолженности получателей бюджетных средств;

-         неадекватный налоговый пресс приводит к уходу предприятий от уплаты налога или вообще к их переходу в теневую экономику, что знаменуется сокращением объёмов доходной части бюджетов всех уровней;

-         большая сумма внешней задолженности государства, не позволяет расходовать сколько-нибудь свободные государственные средства на инвестирование и поддержку отечественного производства.

В области финансов предприятий:

-         достаточно тяжёлое налоговое бремя на товаропроизводителей, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятий и уровня экономической эффективности самого производства, поскольку значительно ограничивает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий (по отношению к денежной массе М2 налоговые сборы долгое время составляли 200%, а в последнее время опустились до 150%, при том, что в США это соотношение равно 34% [14, с.23]. Это означает, что наша налоговая система постоянно выводит из обращения частного сектора такие большие суммы живых денег);

-         недостаток оборотных средств у предприятий не позволяет им наращивать производственные объёмы и максимально использовать все имеющиеся производственные мощности;

-         рост кредиторской задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, а также кредиторская задолженность другим предприятиям ставит перед большинством предприятий угрозу банкротства или же полумёртвого существования за счёт аренды своих площадей и оборудования;

-         нехватка финансовых средств приводит к «бартеризации» расчётов между предприятиями и ухудшает и без того не блестящую структуру дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, ухудшает экономические показатели их производственной деятельности, дискредитирует саму идею финансового обращения.

В результате августовских событий 1998г. бюджетная система страны оказалась в чрезмерно критическом состоянии вследствие неплатёжеспособности большинства банков и прекращения ими операций по бюджетно-налоговым перечислениям. Вместе с тем следует отметить, что банковский кризис, несмотря на его дестабилизирующее влияние на функционирование бюджетной системы, не стал причиной возникновения и развития каких-либо новых негативных тенденций и явлений, которые не проявлялись бы ранее до кризиса.

Во многом системный характер платёжного кризиса предъявляет особые требования к инструментам и методам его разрешения (о чём уже говорилось ранее в данной работе), к использованию всего возможного арсенала средств государственного воздействия для преломления устоявшихся негативных тенденций в сфере финансов.

 

 

3.2 Низкий внутренний платёжеспособный спрос

 

Весьма важным ограничением роста производства является низкий конечный спрос на отечественные товары внутри страны.

Общее снижение величины внутреннего платёжеспособного спроса в нашей стране вызвано двумя основными причинами – значительным ростом цен предложения товаров и услуг конечного потребления и значительным опережением его по сравнению с ростом доходов населения.

Таким образом, низкий внутренний спрос, который в этой ситуации очень негативно влияет на масштабы и конкурентоспособность отечественного производства, вызван преимущественно резким снижением реальных доходов населения за годы реформирования российской экономики. Даже в таком «оптимистичном» 1999 году реальная покупательная способность домашних хозяйств продолжала снижаться.

Особенность структуры денежных доходов населения России в 1999г. по сравнению с предшествующими годами заключается в снижении в её составе доли оплаты труда (на 0,9%) и доходов от предпринимательской деятельности (0,4%) при возросшей доли социальных трансфертов (0,3%) и доходов от собственности (1,9%) [32, с.1].

Реальные располагаемые доходы населения за этот год (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) сократились на 15,1%; реальная начисленная среднемесячная зарплата на одного работника (при росте номинальной начисленной зарплаты на 43%) уменьшилась на 23,2%. В реальном исчислении на 39% сократился средний размер назначенных пенсий (в 1998г. данное падение составило лишь 5%) [32, с.1]. При этом расходы населения превышали доходы почти на 18%, что свидетельствует о «проедании» накоплений предыдущих лет (вообще, доля личных сбережений в ВВП России упала по сравнению с 1997г. более чем в 3 раза; и хотя банковские вклады физических лиц за 1999г. выросли примерно на 6 млрд. рублей (рост более чем на 30%), с учётом размеров инфляции (36,5%) и роста денежной массы реальные сбережения граждан сократились) [9, с.1].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.