Благоприятная внешнеэкономическая
конъюнктура, развитие процессов импортозамещения и, как следствие, рост
промышленного производства оказывали положительное влияние на формирование
финансовых результатов промышленных организаций. В большинстве отраслей
промышленности в январе-мае (кроме газовой, автомобильной и кондитерской
промышленности) достигнут прирост сальдированной прибыли относительно
соответствующего периода предыдущего года. Вместе с тем на снижение издержек
производства повлиял спад в динамике реальной заработной платы работников, то
есть улучшение финансового состояния реального сектора в определённой мере
произошло за счет переориентации финансовых потоков от населения к
предприятиям.
В целом, под
воздействием всех этих факторов, в первой половине 1999г. обозначились
определенные позитивные макроэкономические тенденции, которые оказали
благоприятное воздействие на динамику промышленного производства и выдвинули на
первый план задачу формирования условий дальнейшего устойчивого роста,
позитивных структурных сдвигов в экономики России.
Однако к концу
1999г.-началу 2000г. «головокружение от успехов» несколько приостановилось,
поскольку к этому времени практически сошёл на нет эффект девальвации,
замедлились темпы роста производства (которые, справедливости ради, стоит
отметить являлись естественным результатом послекризисного оживления нашей
экономики и которые ещё не достигли своего докризисного уровня) и всплыли опять
наши структурные «болячки». Перед Правительством страны опять стала проблема
как поднимать экономику, проблема выбора пути повышения конкурентоспособности
отечественной промышленности, изыскать возможности для ускоренного
производственного роста.
И здесь мы снова
возвращаемся к промышленной политике.
В ситуации посткризисного подъёма
отечественного промышленного производства, девальвации рубля, роста эффекта
импортозамещения и благоприятной для экспортёров внешнеэкономической
конъюнктурой, а также некоторого улучшения финансового положения российских
предприятий, действия государства по реализации промышленной политики были
весьма уместны и не противоречили общим тенденциям в развитии экономики России.
Государство правильно расставило акценты по реализации промышленной политики,
не сбивая общего темпа посткризисного компенсационного наращивания
производства, в результате чего индекс физического объёма промышленного
производства России за 1999г. составил около 108% (т.е. прирост составил 8% по
сравнению с 1998г.).
В 1998-99г.г. промышленная политика
осуществлялась по следующим направлениям.
Институциональные
преобразования, направленные на создание условий по повышению инвестиционной и
инновационной активности, максимизации доходов бюджетов всех уровней,
оптимизации структуры госсобственности, повышение ликвидности объектов
госсобственности посредством предпродажной подготовки, улучшения
финансово-экономической деятельности предприятий.
Поскольку уже упомянутая активизация
промышленной политики невозможна без повышения эффективности управления
госсобственностью, Правительством РФ одобрена Концепция управления
государственным имуществом и приватизации в РФ. Данная Концепция определяет
цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные на повышение эффективности
управления государственным имуществом, а также проблемы приватизации
госимущества.
Для увеличения поступлений в бюджет
проводилась продажа принадлежащих государству пакетов акций акционерных обществ
на коммерческих конкурсах с инвестиционными и (или) социальными условиями.
Утвержден также план поступлений в бюджет от аренды, использования зарубежной
недвижимости и дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям.
К началу 1999г. практически
завершился процесс преобразования госпредприятий и организаций в акционерные
общества. На начало 1999г. общее число приватизированных предприятий составило
60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало
процесса приватизации. В этом же году начат третий этап приватизации – по
индивидуальным проектам.
Важным направлением
институциональных преобразований в промышленности остается интеграция
промышленных предприятий с финансовыми и торгово-посредническими организациями
по производству и реализации конкурентоспособной продукции: по состоянию на 1
января 1999г. государственный реестр финансово-промышленных групп России
содержит 80 официально зарегистрированных ФПГ (реально их больше).
Отсутствие средств федерального
бюджета на позволило реализовать Федеральную программу государственной
поддержки малого предпринимательства на 1998-99г.г., что привело к некоторому
снижению темпов создания объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и
отрицатель сказалось на развитии новых финансовых механизмов поддержки
последнего (лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.п.).
В рамках поддержки реального сектора
экономики Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999г.»
предусматривалось предоставление бюджетных ссуд под высокоэффективные
контракты, заключённые на производство и поставку продукции, в том числе на
экспорт. Согласно постановлению Правительства РФ, которое регламентирует
порядок предоставления ссуд, Минэкономики РФ организовало проведение
конкурсного отбора контрактов.
В Минэкономики поступило 178
проектов. По 68 проектам принято решение о предоставлении бюджетной ссуды на
срок до 6 месяцев на общую сумму 1797,5 млн. рублей.
Бюджетная и налоговая политика.
В результате последствий
августовского кризиса 1998г. и действий Правительства по преодолению кризиса
платёжно-расчётной системы с использованием механизма целевого финансирования и
ужесточения налоговой дисциплины в конце 1998г. и в 1999г. появилась
положительная тенденция к выправлению ситуации с поступлением бюджетных доходов
и общей стабилизации экономики, что позволило снизить задолженность
федерального бюджета за выполненные работы и поставки, по выплате заработной
платы и пенсий, по финансированию государственных инвестиций и пополнению
оборотных средств промышленных предприятий. Снижение бюджетной задолженности
предприятиям промышленности по госзаказу привело, в свою очередь, к некоторому
снижению уровня неплатежей. Также решению проблемы неплатежей способствовала
реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным
бюджетом и внебюджетными фондами, что позволило направить высвободившиеся
средства промышленных предприятий в основной капитал и оборотный средства.
В 1998-99г.г. в налоговое
законодательство были внесены поправки в законы «О налоге на прибыль», «О
налоге на добавленную стоимость», «О плате за землю», «О налоге на имущество» и
пр.
Их общая направленность – снижение
налогового бремени на отечественного производителя и постепенный перенос
акцента в налогообложении с производства на конечное потребление.
Денежно-кредитная и финансовая
политика.
На восстановление системы платежей в
экономике был направлен ряд мер, принятых Банком России. В частности,
позитивные результаты дали проведённые в конце 1998г. взаимозачёты встречных
требований кредитных организаций.
В ноябре 1998г. Правительством РФ и
Банком России была принята программа «О мерах по реструктуризации банковской
системы РФ», предусматривающая реструктуризацию банковской системы в целях
создания условий для начала массового кредитования комбанками реального
сектора.
Приступило к работе Агентство по
реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое взяло на себя основную
часть оперативной работы с реструктурируемыми и ликвидируемыми банками.
Необходимость кредитования
значительного бюджетного дефицита в условиях краха финансовых рынков и
банковской системы заставила ЦБ пересмотреть принципы кредитно-денежной
политики. Рост денежной массы М2 в реальном выражении в 1999г. свидетельствовал
о возобновлении роста уровня монетизации экономики, однако этот показатель ещё
далеко не достаточен для эффективного функционирования промышленности.
На валютном рынке позитивное
воздействие оказали принимаемые ЦБ меры по усилению валютного регулирования и
контроля в целях ограничения возможностей проведения спекулятивных операций и
незаконного вывоза капитала. Отказ от политики валютного коридора и резкая
девальвация рубля позволили значительно снизить издержки производства и
повысить ценовую конкурентоспособность отечественных товаров, что привело к
активизации импортозамещения и повышению экспортоориентированного производства.
Рынок государственных ценных бумаг
на протяжении 1999г. постепенно восстанавливался.
15 января 1999г. были возобновлены
вторичные торги на рынке государственных ценных бумаг, а с 28 января в торгах
стали участвовать облигации, выпущенные в ходе новации.
В процессе реструктуризации
государственного внутреннего долга российскими держателями ценных бумаг было
обменено 95% портфеля, подлежащего новации, иностранными держателями – 88,5%.
Но вместе с тем ликвидность данного рынка остается низкой в силу ограничения
доходности по операциям с гособлигациями ЦБ.
На рынке корпоративных ценных бумаг,
где концентрируются временно свободные инвестиционные ресурсы, с начала 1999г.
наблюдалась тенденция к повышению котировок акций российских предприятий,
которая достигла своего апогея 31 декабря в ответ на отставку Б. Н. Ельцина.
Общий подъём фондового рынка был
полностью взаимосвязан со стабилизацией на валютном рынке, откуда стали
перетекать свободные деньги в ценные бумаги.
Стимулирование инвестиционной
деятельности.
В рамках федерального бюджета с
1997г. формируется Бюджет развития РФ и связанная с ним система предоставления
государственных гарантий. Средства этого Бюджета предназначаются для
финансирования высокотехнологичных проектов, программ оборонного комплекса,
обеспечивающих повышение эффективности промышленного производства. Но в связи с
напряженностью федерального бюджета и большой задолженностью Правительства РФ
по внутренним и внешним обязательствам выделяемые инвестиции практически
отсутствовали.
В условиях ограниченных возможностей
бюджетного финансирования и недостатка собственных средств предприятий, важной
составляющей являются иностранные инвестиции.
Иностранный капитал преимущественно
направляется в следующие отрасли российской экономики: управление, топливная
промышленность, пищевая промышленность, связь, торговля, общественное питание.
Сотрудничество с иностранными компаниями по инвестиционным проектам
осуществляется в нефтедобыче и нефтепереработке, авиационной и автомобильной
промышленности, добыче алмазов и золота, в машиностроении и средствах
коммуникации, конверсии оборонных предприятий, целлюлозно-бумажной
промышленности, АПК и пищевой промышленности.
Вопросы восстановления доверия
зарубежных инвесторов, создание благоприятного инвестиционного климата и
улучшения имиджа России на мировых рынках капитала решаются, в первую очередь,
путём совершенствования законодательной базы по двум направлениям:
совершенствование внутрероссийского законодательства в сфере привлечения
иностранных инвестиций; подготовка и заключение международных договоров о
поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного
налогообложения (соглашение о разделе продукции, законы «Об иностранных
инвестициях в РФ», «О таможенном тарифе» и т.д.).
Внешнеэкономическая
деятельность.
В целях оказания финансовой поддержки
предприятиям, использующим импортное оборудование в технологическом процессе,
было принято постановление Правительства РФ «О мерах по ускорению таможенного
оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного
хранения и таможенных складах», в котором определены порядок и сроки погашения
задолженности по таможенным платежам за оборудование.
В 1999г. отменены антидемпинговые
барьеры по поставкам отдельных групп товаров (например, по поставкам титановой
губки в США, по поставкам арматурной стали в Египет и пр.). Снят 50% порог для
экспорта в США некоторых видов рыбной продукции, изделий из древесины,
ферросплавов, запасных частей для металлургической промышленности.
Положительные результаты достигнуты в переговорах по прекращению
антидемпингового расследования в отношении поставок российского природного газа
в Западную Европу. Заключено соглашение о торговле текстильными товарами между
Россией и ЕС, которое упрозняет количественные ограничения в поставках.
Расширена область лицензирования
отечественной экспортируемой продукции, упорядочены платежи российским
лицензиатам технологий и документации за производство военной техники в странах
Центральной и Восточной Европы и их поставку в третьи страны.
Регламентирован порядок обязательной
регистрации и отнесения прав на результаты научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и
двойного назначения, полученные за счет средств госбюджета.
В области таможенного регулирования
установлены область и специфика применения специальных компенсационных мер,
проведения антидемпинговых процедур и расследований и т.д.
Для более полной реализации мер,
направленных на поддержку отечественных производителей экспортной продукции, в
январе 1999г. восстановлено действие постановления Правительства РФ «О
дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг»,
регламентирующее порядок предоставления гарантий под кредитные ресурсы для
пополнения оборотных средств, страхования экспортных кредитов от долгосрочных
коммерческих и политических рисков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|