ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Фонд
социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с
постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании
управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование
трудящихся в РСФСР”. В настоящее время Фонд социального страхования РФ является
самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные
средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не
подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.
В настоящее время Фонд социального
страхования РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о фонде
социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
12.02.94 № 101, и состоит из:
- региональных отделений;
- центральных отраслевых отделений;
- филиалов отделений.
Работодатели должны зарегистрироваться в
качестве страхователей в региональных или центральных отраслевых отделениях
(филиалов) Фонд социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента
организации предприятия или начала деятельности лица. За этого положения к
работодателям применяются штрафные санкции - в размере 10% причитающихся к
уплате сумм страховых взносов.
Платежи в Фонд социального страхования РФ
производится в первоочередном порядке независимо от поступления в банк
расчетных документов или наступления сроков платежей.
РАЗМЕР ВЗНОСОВ.
Страховой тариф взносов в Фонд
социального страхования РФ был установлен для предприятий, организаций,
учреждений и других хозяйствующих субъектов в размере 5,4% по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЗНОСОВ.
В соответствии со ст.237 КЗоТ РФ взносы на
государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями,
учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных
работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка.
Размер взносов в Фонд социального
страхования РФ установлен законом только по отношению к начисленной оплате
труда по всем основаниям. В соответствии со статьями 77-100 КЗоТ РФ под оплатой
труда по всем основаниям понимаются выплаты в денежной и натуральной форме
трудящимся за выполнение работы в порядке трудовых отношений, т.е. отношений,
регулируемых трудовым законодательством, в частности ст.15 КЗоТ РФ,
подразумевающей наличие трудового договора (контракта) между трудящимся и
работодателем.
Плательщиками взносов в Фонд социального
страхования РФ в соответствии с Постановлением Правительства от 06.10.94 №1139
являются также крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины
малочисленных народов Севера.
ЛЬГОТЫ.
Начиная с 1993 г. и по настоящее время
от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ освобождаются
общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих
организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления
их уставных целей.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона РФ от 27.10.94 № 29-ФЗ “ О внесении изменений и дополнений в отдельные
законы РФ о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные
внебюджетные фонды 2 с 1 января 1994г. при проведении избирательных кампаний в
Федеральное Собрание РФ, представительские и исполнительные органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые
взносы в Фонд социального страхования РФ не начисляются на:
средства избирательных фондов
кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти,
представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение
избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных
комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в
указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами
от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в
депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение
указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных
кампаний.
Страховые взносы в Фонд социального
страхования РФ не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц,
привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ
(проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания
центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с
военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и
безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и
правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими
лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями,
а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ
уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые
освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ.
От уплаты страховых взносов в Фонд
социального страхования РФ по денежному довольствию военнослужащих, лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов
налоговой полиции освобождены:
Министерство обороны РФ;
Министерство внутренних дел РФ;
Федеральная служба контрразведки РФ;
Федеральная пограничная служба -
Главное командование пограничных войск РФ;
Федеральное агентство правительской
связи и информации;
Служба внешней разведки РФ;
Главное управление охраны РФ;
Служба безопасности Президента РФ;
другие воинские формирования РФ;
Департамент налоговой полиции РФ.
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ.
В соответствии с п.15 Положения
страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном
выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других
выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не
начисляются.
Не начисляются страховые взносы на
выплаты по договорам гражданско- правового характера (подряда, поручения,
авторский и др.), а также на любые выплаты вне рамок трудовых отношений между
работодателем и гражданином.
Крестьянские (фермерские) хозяйства,
родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера на основании
Постановления Правительства РФ от 06.10.94 №1139 уплачивают страховые взносы в
Фонд социального страхования РФ с сумм доходов, полученных за истекший
календарный год. Доходы определяются как разность между совокупным годовым
доходом, полученным в целом по хозяйству, и документарно подтвержденными
расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Учет расчетов со страхователями
осуществляется по расчетной ведомости (форма №4-Фонд социального страхования
РФ), утвержденной Правлением Фонда социального страхования РФ и Министерством
финансов РФ.
СРОКИ УПЛАТЫ.
Сроки уплаты страховых взносов в Фонд
социального страхования РФ регулируются п.1.3 Инструкции, а также п.1
Постановления Правительства РФ от 06.10.94 №1139:
бюджетные учреждения и организации
уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для выплаты
заработной платы за вторую половину месяца;
все предприятия и не бюджетные
организации уплачивают страховые взносы два раза в месяц - в сроки,
установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую
половину месяца;
лица, нанимающие отдельных граждан по
договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего
за месяцем выплаты заработной платы;
крестьянские (фермерские) хозяйства и
родовые (семейные) общины малочисленных народов севера с 01.01.95 уплачивают
страховые взносы один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ.
П.5 Постановления ВС РФ от 09.07.93 №
5357-1 установлено, что с 01.07.93 применение финансовых санкций при нарушении
порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ
осуществляется в соответствии с порядком уплаты страховых взносов в Пенсионный
Фонд РФ, и предусматривает применение к работодателям и иным плательщикам
страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания:
- всей сокрытой или заниженной при
начислении страховых взносов в Фонд социального страхования РФ суммы оплаты
труда и штрафа в двойном размере. Под сокрытой или заниженной суммой оплаты
труда понимается неучтенная работодателем или иным плательщиком страховых
взносов сумма оплаты труда, на которую в соответствии с действующим
законодательством взносы должны быть начислены;
-10% причитающихся к уплате сумм
страховых взносов в Фонд социального страхования РФ за их отказ от регистрации
в качестве плательщика страховых взносов. Под отказом от регистрации понимается
несоблюдение установленных сроков регистрации в Фонд социального страхования РФ
(10 дней с момента организации предприятия или начала деятельности лица).
Данная санкция не может применяться к предприятиям, нарушившим сроки
регистрации в Фонд социального страхования РФ, но не производившим оплату труда
за этот период;
- 10% причитающихся в отчетном квартале
к уплате сумм страховых взносов в Фонд социального страхования РФ за
непредставление в установленные сроки расчетной ведомости. Недоимка по
страховым взносам, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскивается
с работодателей в бесспорном порядке. Взыскание недоимок и финансовых санкций с
физических лиц производится только в судебном порядке.
С суммы недоимки (невнесенных в срок
взносов и выявленной при проверке задолженности) на плательщиков начисляется
пеня за каждый срок просрочки в следующих размерах:
- по страховым взносам работодателей -
1%;
-по страховым взносам граждан,
занимающихся предприниматель-ской деятельностью, а также граждан, использующих
труд наемных работников в личном хозяйстве, - 0,5%.
Финансовые санкции (штрафы и пени) по
платежам в Фонд социального страхования РФ, уплачиваемые предприятиями и
банками, относятся ими на чистую прибыль после налогообложения. Пеня и
финансовые санкции применяются только в части сумм страховых платежей, которая
подлежит непосредственному перечислению в Фонд социального страхования РФ по
договору между Фондом социального страхования РФ и страхователем. Контроль за
полнотой и своевременностью уплаты предприятиями, организациями, учреждениями и
иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности взносов на
социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и государственную
налоговую службу РФ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РФ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Государственный фонд занятости
населения РФ образован в 1991 г. в соответствии с законом РФ от 19.04.91
№1032-1 “О занятости населения в РФ” и является государственным внебюджетным
фондом, предназначенным для финансирования мероприятий, связанных с реализацией
государственной политики занятости населения.
Деятельность Государственного фонда
занятости населения РФ регулируется названым законом и Положением о
государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановлением ВС РФ
от 08.06.93 № 5132-1. Государственный фонд занятости населения РФ образуется
за счет:
-обязательных страховых взносов
работодателей;
-обязательных страховых взносов с заработка
работающих;
-ассигнований из республиканского и
местных бюджетов РФ.
Действующим законодательством не
предусмотрена обязательность регистрации плательщиков страховых взносов в
территориальных органах Государственного фонда занятости населения РФ. Такая
регистрация может проводиться только в добровольном порядке. Также не предусмотрено
право любых учреждений требовать справок о регистрации в Государственном фонде
занятости населения РФ для осуществления каких-либо действий, в частности
банков - для открытия расчетных счетов. Платежи в Государственный фонд
занятости населения РФ производятся в первоочередном порядке, независимо от
поступления в банк расчетных документов или наступления срока платежей.
РАЗМЕРЫ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЗНОСОВ.
В соответствии с нормативными
документами тариф взносов в Государственный фонд занятости населения РФ для
работодателей - предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих
субъектов установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по
всем основаниям. Плательщиками взносов являются только работодатели -
предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты. Не являются
плательщиками взносов граждане, использующие труд наемных работников в личном
хозяйстве, граждане-предприниматели и другие категории граждан, на являющиеся
работодателями. Плательщиками взносов в Государственный фонд занятости
населения РФ являются также крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые
(семейные) общины малочисленных народов Севера.
ЛЬГОТЫ.
1. От уплаты страховых взносов в
Государственный фонд занятости населения РФ освобождены:
а). Общественные организации инвалидов.
Определение “общественной организации” дано выше.
б). Религиозные объединения.
Религиозным объединением является добровольное объединение не менее 10
совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права
граждан на свободу вероисповеданий и зарегистрированное органами Минюста РФ.
Доходы от производственной деятельности религиозной организации могут
использоваться только для выполнения уставных задач.
в). Предприятия, объединения и
учреждения, находящиеся в собственности указанных организаций, созданные для
осуществления их уставных целей.
2. При проведении избирательных
кампаний в Федеральное Собрание РФ, представительные и исполнительные органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые
взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на:
средства избирательных фондов
кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти,
представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение
избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
доходы, получаемые от избирательных
комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в
указанных комиссиях не на постоянной основе;
доходы, получаемые физическими лицами
от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в
депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение
указанными лицами работ, непосредственно вязанных с проведением избирательных
кампаний.
Страницы: 1, 2, 3
|