Разработка комплекса маркетинга и маркетинговые исследования
Министерство
Образования Российской Федерации
Воронежский Государственный Университет
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕРДА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ Работа
по дисциплине: «Маркетинг»
по теме: «Разработка комплекса маркетинга и маркетинговые исследования»
Выполнили:
студент 3 курса 3 группы д/о С. А. Трощенко
студент 3 курса 3 группы д/о А. А. Белобродский
Проверила:
к. э. н., доцент Л. Б.
Кудрявцева
Воронеж
2003
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Разработка комплекса маркетинга. 3
1. 1. Товар. 3
1. 2. Цена. 7
1. 3. Распределение. 8
1. 4. Продвижение. 11
2.
Разработка плана маркетинговых исследований. 16
Приложения. 18
1. 1. Товар
Товар представляет центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт и продвижение основываются
на особенностях товара.
Чтобы довершить разработку товара, нужно дополнить товар
по замыслу и товар в реальном исполнении дополнительными услугами и выгодами. Сегодня конкуренция
между производителями происходит в основном на уровне подкрепления товара.
Все разнообразные товары можно разделить на однородные группы по различным признакам.
Мороженое относится к группе товаров кратковременного пользования при делении товаров на классы
по материальности и времени использования. Товары кратковременного пользования — материальные изделия, полностью потребляемые
за один или несколько циклов потребления (продукты, зубная паста, мыло). По типу потребителя мороженое,
естественно, относится к товарам широкого потребления. (К товарам широкого потребления относятся
товары, приобретаемые
конечным потребителем для личного пользования).
При этом оно относится к товарам повседневного спроса и
является товаром импульсной покупки. (Товары повседневного спроса — это товары, которые потребители часто покупают, не
затрачивая особых усилий на их сравнение
и покупку). Товары импульсной покупки покупают без предварительного обдумывания, под воздействием импульса.
Как правило, такие товары предлагаются во многих точках продажи, поскольку потребители редко специально ищут их. Соответственно, разумным с точки
зрения маркетинга будет продажа мороженого через широкую сеть розничных
продавцов.
Основные свойства продукта.
Мороженое
– это сладкий взбитый замороженный продукт, который вырабатывается из
приготовленных по специальным рецептурам жидких смесей, содержащих в
определенных соотношениях составные части молока, плодов, ягод, овощей,
сахарозу, в некоторых рецептурах - яичные продукты, вкусовые и ароматические
вещества.
По
способам выработки мороженое подразделяют на закаленное, мягкое и домашнее.
Мягким называется мороженое, которое вырабатывается в основном на предприятиях
общественного питания и употребляют в пищу сразу же после выхода из фризера
(температурой -5…-7 0С). По виду оно напоминает крем. Закаленное мороженое
классифицируют по виду продукта и наполнителя и по виду фасования. По виду
продукта и наполнителя оно подразделяется на основные и любительские виды.
К
мороженому основных видов на молочной основе относят молочное, сливочное и
пломбир, отличающиеся друг от друга по содержанию молочного жира,
плодово-ягодное и ароматическое мороженое
Любительские
виды: мороженое, вырабатываемое на молочной основе, плодово-ягодной или овощной
основе; из плодов, ягод или овощей с добавлением молочной основы; с
использованием куриных яиц; многослойное мороженое; мороженое специального
назначения; содержащее кондитерский жир.
Пломбир
– мороженое повышенной жирности (12 - 15 %), отличающееся высокими вкусовыми
качествами и питательностью. Сливочное мороженое несколько уступает пломбиру по
питательности и калорийности, однако обладает высокими вкусовыми и питательными
свойствами. Содержание жира в сливочном мороженом - 8 - 10 %. Молочное
мороженое содержит значительно меньше молочного жира, чем пломбир или сливочное
(всего 2,8 - 3,5 %) и рекомендуется тем, кто стремится ограничить содержание
жиров в своем рационе.
Для
плодово-ягодного мороженого и фруктового льда характерно отсутствие молочных
жиров. Для его производства используют свежие и замороженные плоды и ягоды,
пюре, натуральные соки, повидло, варенье, джемы и другое плодово-ягодное сырье.
Любительское мороженое отличается способами приготовления и составом, особым
для каждого наименования.
Для
мороженого характерны высокая пищевая ценность и хорошая усвояемость
организмом. В этом продукте, выработанном на молочной основе, содержится
молочный жир, белки, углеводы, минеральные вещества, витамин А и витамины
группы В, Д, Е, Р и различные минеральные соли. Мороженое, в состав которого входят
плоды и ягоды - богато витамином С.
Кроме
того, мороженое имеет высокие вкусовые качества, что также повышает его пищевую
ценность.
В
ряде случаев мороженое обладает диетическими свойствами. Легкая усвояемость и
приятный вкус, высокая калорийность и пищевая ценность делают его порой
незаменимым для выздоравливающих, страдающих отсутствием аппетита. Мороженое
полезно и в детском питании. Дети часто очень неохотно пьют молоко. А мороженое
едят с большим удовольствием. Включая мороженое в меню ребенка, можно ввести в
его рацион необходимые растущему организму молочные продукты.
По
мнению британских ученых, входящие в мороженое ингредиенты влияют на содержание
серотонина, который находится в мозге и отвечает за получение удовольствий,
потребление мороженого приводит к уменьшению воздействия стресса на человека
стрессов. Кроме того молоко и сливки, из которых делают мороженое, содержат
Л-триптофан, успокаивающий нервную систему и помогающий справиться с
бессонницей.
Мороженое
не просто разновидность молочного продукта, но и нежное, холодное лакомство.
Перечень сортов
мороженого с указанием массы и цены за 1 порцию, которые планирует выпускать
ЗАО «СЛАР», находится в приложении.
Марка. Товарный
знак.
Существенным элементом товарной политики является торговая (товарная) марка. Марка (англ. синоним brand) — это название, символ, рисунок или их комбинация,
предназначенная для того, чтобы идентифицировать продукт и выделить его среди товаров-конкурентов. Понятие марки включает
в себя марочное имя, марочный
знак и товарный знак.
Под товарным знаком понимается марка или ее часть, защищенные юридически, что
дает продавцу исключительное право на ее использование.
Создание
торговых марок связано с дополнительными затратами
на упаковку, изготовление этикеток, рекламу, юридическую защиту. Однако наличие марки дает продавцу несколько
преимуществ. Она упрощает процесс оформления
заказов и доставки продукции. Торговый
знак обеспечивает юридическую защиту
изготовления от незаконного копирования
товара. Торговые марки дают возможность привлечь большое количество покупателей и выделить товар среди конкурентов.
Имеет
свои преимущества и общее марочное название. Снижаются
издержки по выводу товара на рынок, поскольку нет необходимости в широкой рекламе, которая обеспечит узнаваемость товара; не нужно проводить исследование на патентную чистоту нового названия.
Исходя из этого, целесообразно
зарегистрировать свой собственный товарный знак, который используется для выделения своего продукта
из остальных.
Этот знак размещается на упаковке. Упаковка — важный способ коммуникации
с потребителем.
Она демонстрирует марку, указывает состав и направления использования, выделяет
продукцию среди других благодаря дизайну, цвету, форме. Составной частью упаковки является этикетка. Упаковка выполняет следующие функции:
вмещение и защита, использование,
коммуникации и обеспечение сбыта. Упаковка должна облегчать
использование товара
Упаковка должна обеспечивать рациональные единицы для хранения, транспортировки;
быть прочной и удобной. Для учета и контроля при распространении товаров и товародвижении,
т.е. она должна отвечать требованиям каналов сбыта. Процесс упаковки — это деятельность по разработке и производству оболочки для товара.
Мороженое
выпускается в двух видах упаковки: в обычной обертке (небольшие порции по 70,
80, 90, 100 г) и в пластиковых коробочках (порции по 350, 425 и 500 г, а также
торты - мороженое массой по 0,5 и 1,0 кг). Планируется выпускать также
мороженое порциями по 225 г (своего рода уникальный продукт, так как другие
предприятия пока фасуют мороженое либо порциями по 70 – 100 г, либо по 325 –
500 г), упакованное в обычную обертку для снижения затрат на упаковку.
Обладающее высоким качеством и сравнительно невысокой ценой мороженое «СЛАР»® должно
пользоваться на рынке достаточным спросом.
Для упаковки мороженого разработан уникальный дизайн. В
оформлении упаковки мороженого «СЛАР»® используются преимущественно
белый, а также светло-синий и ярко-синий цвета, которые ассоциируются с
приятной прохладой и таким образом дополнительно побуждают покупателя
приобрести мороженое «СЛАР»®.
Так как планируется, что фирма имеет себестоимость продукции ниже чем у
конкурентов вследствие близости к поставщикам и наличия у фирмы частичной
сырьевой базы, предприятие может сразу стать одним из лидеров локального рынка
(Воронежская область и соседние регионы) по соотношению цена-качество.
Система цен занимает важное место среди других рыночных
категорий. Взаимообусловленность этих категорий проявляется в их взаимном
влиянии друг на друга. Цена производства определяется суммой издержек производства и средней прибыли. Сами цены элементов
издержек производства образуются путем капитализации будущей выручки от продаж готовой продукции исходя из
средней нормы прибыли. Товарные цены связаны
с долгосрочным уровнем средней
ставки ссудного процента.
Цены играют центральную роль в осуществлении рыночного выбора. Маркетинговые
стратегии фирм включают в себя не только процесс принятия решений о том, какую цену назначить.
Речь идет о выборе правильной реакции на действия как потребителей, так и
конкурентов. Цены различных товаров связаны друг с другом благодаря их взаимозаменяемости и взаимодополняемости.
В целях обеспечения рентабельности
производства продукции ЗАО «СЛАР» использует метод полных издержек (издержки +
надбавка) со ставкой дохода с продаж 15%. Постоянные издержки по мороженому (с
учетом специфики производства и рынка) в настоящее время составляют 300 000
руб. в месяц.
Маркетинг
закупок — реализация
функций, связанных с закупкой товара, на который имеется
спрос; выявление выгодного ассортимента для оптовика (скидки, условия
платежа); замена брака. Здесь основным направлением деятельности является
предоставление скидок постоянным партнёрам (оптовым и розничным продавцам) в
размере от 3 до 5 %, а также тем посредникам, которые закупают особенно крупные
партии (до 4 %). Кроме системы скидок используется система надбавок: если
организация -производитель (ЗАО «СЛАР») сама доставляет продукцию заказчику, то
в пределах 50 км цена будет увеличена на 4 %, в пределах 150 км цена будет
увеличена на 7 % и в пределах 300 км цена будет увеличена на 10%.
Расчет уровня цен ЗАО «Слар» по основным видам
производимой продукции приведен в приложении.
Маркетинговая деятельность в
процессе формирования распределительной политики направлена на решение следующих задач:
1)
определение
границ целевых рынков сбыта с учетом
выявления их
потребностей в товарах и взаимных объемов
продаж;
2)
маркетинговый
анализ внешней среды рынка сбыта;
3)
оценка
конъюнктуры рынка сбыта.
Границы целевых
рынков сбыта определяются на основе совмещения
продуктовых и географических границ. Географические
границы определяются на основе имеющихся ограничений:
экономических, технологических и правовых. Поставляя свою продукцию во
многие города России (Липецк, Старый Оскол, Белгород, Тамбов), предприятие
добилось расширения географических границ,
которые первоначально совпадали с границами Воронежской области.
Продуктовые границы рынка устанавливаются на основе маркетинговых исследований среди потребителей и
специалистов, с учетом
традиций покупательских предпочтений и функциональной взаимозаменяемости.
Сделать вывод о продуктовых границах рынка позволяет следующая информация,
отраженная в таблицах 3 и 4, которые даны в приложении.
Организация и управление сбытовой деятельности предприятия предусматривает решение
ряда вопросов:
1)
выбор форм и методов распределения;
2)
установление функций
посредников и определение их
роли в избранной системе распределения;
3)
формирование
каналов распределения;
4)
привлечение
торговых посредников и определение
условий
сотрудничества с ними;
5)
аудит
деятельности каналов распределения и торговых посредников;
6)
управление
каналами распределения.
Сбыт может быть организован как путем продажи товаров
непосредственно потребителю, так и через посредников, а также комбинированным
способом. Если при распределении
товаров используются посредники, то в зависимости от способов их размещения и по уровню охвата рынка различают три метода распределения, интенсивное;
избирательное (селективное, выборочное);
исключительное (эксклюзивное).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|