Разработка
стратегической модели начинается с анализа среды, в которой и благодаря которой
(чаще вопреки в современных российских условиях) функционирует предприятие.
Анализ среды состоит из трех основных элементов:
1.
Анализ макроокружения (анализ внешней среды);
2.
Анализ конкурентной среды;
3.
Анализ внутренней среды.
3.1
Анализ внешней среды.
Успехи фирмы на
рынке компьютеров и оргтехники в прошлом и в настоящем можно объяснить
непрерывным растущим спросом на средства, позволяющим идти в ногу со временем,
как среди различных организаций города и области, так и среди простых граждан.
Современным организациям требуются теперь даже не просто сотрудники, владеющими
навыками пользователя ПК (приложение Microsoft Office), но
и умеющие работать с всемирной паутиной Internet и
оргтехникой. Трудно представить человека, который не умеет пользоваться
компьютером. Весь мир поглотила всеобщая компьютеризация, ведь современные
технологии позволяют сэкономить большую часть времени, которого и так не
хватает у деловых людей, получить массу необходимой для работы информации,
вести документацию фирмы… Список можно продолжать до бесконечности. Что и
говорить, компьютер – это удобно, это даже не предмет роскоши, это необходимая
часть нашей жизни.
Пик активности
продаж приходится на конец осени – зиму – начало весны. Неудачи, которые
встречаются у фирмы, можно объяснить некоторой несогласованностью действий со
стороны персонала, из-за которой существует потенциальная опасность потери
клиентов (например, несвоевременная доставка, периодическое отсутствие товара
на складе и т.п.).
3.1.1
Состояние экономики (экономический фактор).
В целом,
экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно выправляться. Этому
способствуют усилия президента и правительства, которые, наконец, занялись
экономикой, а не политическими спорами, а также повышение деловой активности
населения, адаптировавшегося к условиям рыночной экономики.
-
Курс иностранной валюты. Часть иностранных фирм (поставщиков продукции на наш рынок) работает с
евро, а часть – с долларом. Постоянное повышение курса этих валют по отношению
к российскому рублю приводит к удорожанию компьютерной продукции и оргтехники в
рублевом эквиваленте и увеличению цены продукции. Поэтому повышение курса евро
и доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и
заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала
незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне.
-
Налоговая ставка. В
настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор
оказывает позитивное влияние на деятельность нашей фирмы и дает возможность для
дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет
использования освобожденной от налога прибыли. Изменение налоговых ставок ведет
либо к положительному. Либо к отрицательному влиянию на деятельность
организации.
-
Инфляция. Не смотря на
существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же наблюдается
небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию
запасов компьютерной продукции, оргтехники, комплектующих и сырья, денежных
средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет
предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого
увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению
цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом,
инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей организации
Также изменение
тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это
заставляет повышать цены на всю продукцию.
Оценка этого
фактора: -10.
3.1.2
Рыночный фактор.
Реализация
компьютерной продукции, комплектующих и оргтехники – весьма перспективное
направление в коммерческой деятельности фирмы, так как спрос на эти товары
возрастает с каждым годом. И в данном случае, когда огромное количество фирм
предлагают подобную продукцию, приоритетом при выборе той или иной фирмы или
магазина становится не только ценовой фактор. В целом, цены на продукцию этого
сектора везде одинаковы.
Кроме системы
скидок и кредитов фирма «Полярис» предлагает самый огромный выбор компьютерной
продукции, оргтехники и комплектующих, а также профессиональные консультации по
продукции. Для этого в магазины приглашаются специалисты из представительств
различных фирм, предлагающих подобную продукцию на рынке России (например, “Epson”, LG и т.д.). Кроме того, корпорация NT (а именно ей, как уже говорилось, принадлежит сеть магазинов
«Полярис») работает непосредственно с центральными офисами фирм, занимающихся
производством комплектующих для компьютеров и оргтехники, что позволяет более
эффективно работать на рынке, в своем секторе.
Оценка этого
фактора: +40.
3.1.3
Политический фактор.
В целом,
политическая ситуация в стране стабилизируется. Однако, внутренний рынок и
деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий
и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и
законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на
территории которых функционирует каждый отдельный филиал.
Приход к власти
нового человека влечет за собой изменения. Хорошо, если они будут
положительными для нашей организации. А вот если будут ужесточены меры к
производственным организациям, то это повлечет за собой повышение цен и, как
следствие, снижение спроса на продукцию. Это уже будет отрицательное изменение.
В целом, влияние
политического фактора в данный момент на «Полярис» невелико. Однако можно
отметить следующее:
1.
Дополнительное сотрудничество в другими фирмами
может принести определенную прибыль (кроме уже имеющихся партнеров следует искать
новых, хорошо если их марки будут уже достаточно известны покупателям и
разрекламированы СМИ), но иностранные фирмы должны быть уверены в стабильности
экономической и политической ситуаций в России;
2.
Изменение валютного курса влияет, как уже
говорилось, на стоимость продукции;
3.
И, наконец, таможенная политика также оказывает
влияние на деятельность фирмы. Например, в конце прошлого года многие
организации, торгующие дискетами и другими магнитными носителями информации
оказались в неприятной ситуации, так как большая партия дискет осталась на
таможне. Результатом этого стало повышение цен на такую продукцию во всех
фирмах Нижнего Новгорода.
Оценка этого
фактора: -10.
3.1.4
Социальный фактор.
Не смотря на то,
что фирма «Полярис» находится на нижегородском рынке менее года, уже есть
очевидные хорошие результаты: появились положительные отклики как от оптовых
покупателей, так и от розничных покупателей. Кроме того, у фирмы за столь
короткий срок появились даже постоянные покупатели, которые отмечают
высокопрофессиональную работку продавцов-консультантов, доброжелательный
настрой обслуживающего персонала, качественную сервисную поддержку уже после
покупки. Это свидетельствует о хорошем отношении общества как к бизнесу в
целом, так и к фирме в частности.
Оценка этого
фактора: +40.
3.1.5
Технологический фактор.
Этот фактор
имеет достаточно большое значение для развития фирмы. Анализ технологической
внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства и
разработки абсолютно новых различных товаров, что означает улучшение качества,
появление совершенно новых информационных технологий, и это позволяет более
полно удовлетворить запросы покупателей. Наша организация не просто старается,
она обязана идти в ногу с научно-техническим процессом, ибо от этого зависит ее
будущее.
Оценка этого
фактора: +50.
3.1.6
Природный фактор.
Такое природное
явление как изменение климата мало чем повлияет на спрос на наш товар. А вот,
например, землетрясение или другие природные катаклизмы снизят уровень сбыта.
Оценка этого фактора:
+10.
3.1.7
Правовой фактор.
Юрист фирмы
постоянно отслеживает изменения в законодательстве. И фирма действует в
соответствии с нормами, установленными законодательством. В целом, правовая
ситуация не оказывает сильного влияния на работу фирмы.
Оценка фактора:
+10.
3.2
Анализ конкурентной среды.
3.2.1
Конкуренты внутри отрасли.
В нашем регионе
функционирует большое число компьютерных фирм. С некими оговорками можно
сказать, что нижегородский компьютерный рынок сейчас напоминает рынок
совершенной конкуренции. Многие крупные фирмы закрыли свои филиалы в Нижнем
Новгороде именно по этой причине. Но с другой стороны это дает реальный шанс
фирме «Полярис» завоевать большую долю рынка и выместить часть конкурентов
(небольших фирм) с рынка. Поэтому фирма так активно расширяется и проводит
массу различных акций и мероприятий не столько с целью повысить продажи,
сколько с целью завоевать свои позиции и захватить большую долю покупателей.
Конкуренция, что
и говорить, жесткая. Все фирмы предлагают потребителю практически идентичный
товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, месте
расположения конкурентов, уровне цен., предлагаемом выборе, продукции в наличии
и т.д. Словом, попытаться превратить их «минусы» в свои «плюсы». Например,
самый первый магазин «Полярис», расположенный на Бульваре Мира, имеет самую
большую площадь в городе в отличие от остальных компьютерных магазинов. Он
просторен и удобен. Что еще немаловажно, то он находится на первом этаже
многоэтажного здания, а многие компьютерные фирмы располагаются в подвальных
помещениях. Таким образом, уже только своим внешним видом, простором и
оформлением магазин сразу же производит благоприятное впечатление на
покупателей.
Можно сказать,
что фирме следует обращать особое внимание на следующие направления: качество
обслуживания, дополнительные услуги (сервис-центр), наличие товара,
престижность.
3.2.2
Потребители продукции.
Пока еще
исследований по потребителям продукции фирма «Полярис» не проводила. Однако в
целом, предприятие ориентируется на потребителей со средним и высоким уровнем
дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к
существенному изменению доходов организации. Хотя фирма стремиться, чтобы при
ее упоминании у покупателей возникали такие понятия, как качество,
престижность, профессионализм.
3.2.3
Потенциальные новые конкуренты.
Появление новых
конкурентов скорее всего не предвидится, так как рынок города и района
достаточно насыщен.
В целом, оценка
конкурентного фактора: -20.
На основе
собранной информации по всем пунктам составим итоговую таблицу, в которой
отражаются результаты оценки важности вышерассмотренных факторов внешней среды
как для данного вида предпринимательства вообще, так и для данного предприятия
в частности.
Анализ полученных результатов.
|