На втором уровне банковской системе России находятся коммерческие банки
и некоторые другие кредитные учреждения. Коммерческие банки - многопрофильные
кредитные учреждения, выполняющие операции в различных секторах
денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей кредитной
системы. Как правило, такие банки осуществляют полный комплекс банковских
услуг. В этом их отличие от специализированных финансовых учреждений,
выполняющих ограниченный круг финансовых операций. Основными функциями
коммерческих банков считаются:
Þ
прием депозитов
Þ
кредитование заемщиков
Þ
осуществление расчетов.
Все функции тесно переплетаются и позволяют коммерческому банку
выступать в качестве органа, эмитирующего платежные средства для обслуживания
всего кругооборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Но
самостоятельно эмитировать наличные банкноты коммерческие банки не имеют права.
Это монополия ЦБ. Кроме перечисленных функций коммерческие банки представляют
различные услуги: инкассируют, то есть переводят денежные средства, векселя и
другие документы, осуществляют кассовое обслуживание, производят доверительные
(трастовые) и лизинговые операции, торгуют иностранной валютой и драгметаллами,
дают гарантии на третьих лиц, выпускают, покупают и продают ценные бумаги.
Кстати, надо определить понятие банк и кредитное учреждение.
Банк - это юридическое лицо, которое в целях получения прибыли
осуществляет банковскую деятельность, в том числе привлекает денежные средства
юридических и физических лиц, размещает их от своего имени на условиях
возвратности, срочности и платности, ведет расчетные операции.
Кредитные учреждение - является юридическим лицом, созданным с учетом
ряда особенностей, предусмотренных законом, и выполняющим отдельные банковские операции.
Банковская система РФ включает в себя Банк России (ЦБ), банки и
кредитные учреждения, филиалы и представительства иностранных банков. Банки
могут быть универсальными и специализированными. Все они, как и кредитные
учреждения, могут быть образованы на основе любой форме собственности и в любой
организационно-правовой форме, предусмотренной законами РФ.
1.3 Структура и функции кредитной
системы
Структура кредитной системы может
определяться двумя способами. Функционально кредитная система - это
совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.
Организационно — это совокупность банков и других кредитно-финансовых
институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их
заемщикам в виде ссуд или других форм инвестиций. Таким образом, финансовые
посредники содействуют более эффективному распределению инвестиционных ресурсов
и, в конечном счете, экономическому росту.
Современная кредитная система состоит из
следующих звеньев:
·
Центральный
банк (эмиссионный центр), государственные банки;
·
Банковская
система: коммерческие и специализированные банки (сберегательные,
инвестиционные, ипотечные и т.д.);
·
Парабанковская
система (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании,
кредитные союзы, лизинговые компании).
Подобная 3-ярусная система характерна
для большинства развитых стран, в частности для США, Западной Европы, Японии.
Однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии наиболее развита
система коммерческих, сберегательных и ипотечных банков, во Франции банковская
система делится на коммерческие, деловые (инвестиционные) и сберегательные
банки, в США очень велика роль инвестиционных посредников (финансовые компании,
паевые фонды, взаимные фонды денежного рынка).
Банковская система - ключевое звено
кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовых
операций. Классические банковские операции:
·
привлечение
вкладов юридических и физических лиц;
·
предоставление
аккумулированных средств в виде ссуд на условиях платности, срочности,
возвратности;
·
осуществление
расчетов.
В настоящее время круг банковских
операций существенно расширился, и граница между коммерческими и
специализированными банками становится все менее различимой.
Центральный банк страны выполняет функцию
посредника между государством и экономикой и является главным звеном банковской
системы любого государства. Действуя на макроуровне, Центральный банк проводит
политику, учитывающую интересы государства в целом (стабилизация экономики,
товарно-денежная сбалансированность) и не ставит целью получение прибыли.
Основными правовыми формами
организации Центрального банка в современных условиях могут являться:
·
унитарный
Центральный банк со 100%-ным участием государства;
·
акционерное
общество, часть акций которого может принадлежать государству;
·
объединение
ассоциативного типа (с участием или без участия государственных структур);
·
система
независимых банков, в совокупности выполняющая функции Центрального банка.
Основные функции Центрального банка:
·
эмиссия и
контроль денежного обращения;
·
организация
национальной расчетной системы;
·
хранение
резервов коммерческих банков;
·
кассовое
исполнение государственного бюджета;
·
кредитование
правительства и управление государственным долгом (через операции на открытом рынке);
·
выполнение
роли "кредитора последней инстанции" для коммерческих банков;
·
определение
приоритетных целей и задач денежно-кредитной и валютной политики и их
реализация;
·
нормативное
регулирование деятельности банковской системы и надзор за деятельностью
кредитных организаций.
2. Цели и задачи денежно- кредитной
политики ЦБ РФ.
2.1. Цели денежно- кредитной политики ЦБ РФ.
Денежно-кредитная политика,
проводимая Центральным банком, как правило, имеет 7 основных целей:
·
высокий
уровень занятости;
·
экономический
рост;
·
стабильность
цен;
·
стабильность
ставки процента;
·
стабильность
на финансовых рынках;
·
стабильность
валютного рынка;
·
антиинфляционные
мероприятия
В течение периода 1992-98 гг. Банк
России считал главным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике снижение
инфляции. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень
государственного долга подрывает доверие к политике Центрального банка и к
банковской системе в целом даже при достижении минимального темпа инфляции. К
тому же жесткая антиинфляционная политика провоцирует углубление экономического
спада. Поэтому в 1999 г. цели денежно-кредитной политики были скорректированы:
"При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России
следует учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния
платежного баланса".
Так, объявляя цели денежной политики
на 2000 год, Банк России указывает в качестве своей главной задачи снижение
инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным
созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов
населения. В связи с этим Основными направлениями единой государственной
денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до
18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг,
который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и
снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения
действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в
1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является
расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение
незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.
В краткосрочном периоде часто
возникает конфликт целей - например, высокий уровень занятости и стабильная
ставка процента могут противоречить поддержанию стабильных цен.
Борьба с инфляцией требует проведения
рестрикционной монетарной политики, направленной на повышение процентных ставок
и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. При спаде
экономической активности, напротив, Центральный банк должен проводить
стимулирующую кредитно-денежную политику, означающую расширение масштабов
кредитования, ослабление контроля за увеличением денежного предложения и
понижение процентных ставок. Теоретически передаточный механизм
денежно-кредитной политики действует следующим образом - при увеличении
(уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спроса на деньги
уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результате возрастают
(сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонент совокупного
спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства и занятости в
экономике.
В реальности, однако, данный механизм
не всегда работает адекватно. Помимо необходимости сопоставления
чувствительности спроса на деньги и чувствительности инвестиционных расходов к
ставке процента для оценки эффективности денежно-кредитной политики, надо
учитывать такие ограничения, как уровень государственного долга, степень
доверия экономических агентов к банковской системе, наличие долгосрочных
инвестиционных ресурсов в экономике, возможности альтернативных инвестиций в
финансовом секторе и, наконец, кредитоспособность предприятий реального
сектора. Так, высокий уровень бюджетного дефицита в 1992-1998 гг. и отказ от
монетизации долга путем прямого кредитования правительства Центральным банком
привели к невозможности проведения адекватной политики снижения рыночных
процентных ставок и эффекту вытеснения частных инвестиций более доходными
ГКО-ОФЗ.
Центральный банк не может напрямую
воздействовать на параметры конечных целей. Поэтому он определяет промежуточные
и операционные цели. Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются:
·
денежные
агрегаты (М1, М2 или М3);
·
ставка
процента (краткосрочная или долгосрочная).
В качестве промежуточной цели
денежно-кредитной политики Банком России на 2006 год определен прирост денежной
массы М2, который может составить 10-15% за год. При прогнозируемом снижении
скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения
денежной массы в реальном выражении.
Надо отметить, что цели поддержания
стабильности и денежных агрегатов и процентной ставки одновременно
несовместимы. Поэтому приходится выбирать одну из промежуточных целей в
соответствии с критериями измеримости, управляемости и предсказуемости влияния
на конечные цели. В различных странах в разные периоды времени выбирался тот
или иной целевой параметр. Так, в 80-х гг. Федеральная Резервная система США
пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой связи между колебаниями М1 и
уровня экономической активности. В результате ФРС стала ориентироваться не на
денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний процентной ставки. В
Великобритании промежуточным целевым параметром является значение денежной базы
М0, в Германии - денежный агрегат М3, в Японии (М2+объем депозитных
сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, и другого
целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти все страны
стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к.
поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменению
денежного предложения, а денежно-кредитная политика должна, напротив, играть
стабилизирующую роль.
Операционными (непосредственно
достижимыми) целями денежно-кредитной политики являются уровень резервов или
ставки процента (межбанковские или по краткосрочным государственным ценным
бумагам).Так, Банк России при изложении целей денежно-кредитной политики на
2006 год отмечает, что решения в области денежно-кредитной политики в
ежедневном режиме не могут приниматься на основе динамики денежной массы,
поэтому в качестве операционной цели сохранено изменение параметров денежной
базы. Как и в предыдущие годы, операционная процедура денежно-кредитной
политики Банка России будет основываться на контроле за объемами чистых
международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного
регулирования. В принципе
возможны как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы
воздействия на деятельность банков, регулирующие денежное предложение. Реакция
финансовых рынков на административные методы проявляется более быстро и
ощутимо, в то время как использование косвенных методов предполагает высокую
степень развития процессов саморегулирования в банковской системе, а эффект
применения замедлен и неоднозначен. В то же время, меры, идущие вразрез с
рыночными условиями, могут дать лишь кратковременный положительный эффект, до
тех пор пока экономические субъекты не найдут способа их избежать, а в
дальнейшем только увеличат трансакционные издержки.
При использовании административных
методов широко применяются следующие инструменты:
·
квотирование
отдельных видов пассивных и активных операций;
·
введение
лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных
ресурсов;
·
определение
перечня банков, допущенных к отдельным видам операций;
·
лимитирование
процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q,
действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную
процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку
капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|