рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Реализация денежно-кредитной политики Центральным Банком РФ на современном этапе

На втором уровне банковской системе России находятся коммерческие банки и некоторые другие кредитные учреждения. Коммерческие банки - многопрофильные кредитные учреждения, выполняющие операции в различных секторах денежно-финансового рынка. Они представляют собой основное звено всей кредитной системы. Как правило, такие банки осуществляют полный комплекс банковских услуг. В этом их отличие от специализированных  финансовых учреждений, выполняющих ограниченный круг финансовых операций. Основными функциями коммерческих банков считаются:

Þ прием депозитов

Þ кредитование заемщиков

Þ осуществление расчетов.

Все функции тесно переплетаются и позволяют коммерческому банку выступать в качестве органа, эмитирующего платежные средства для обслуживания всего кругооборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Но самостоятельно эмитировать наличные банкноты коммерческие банки не имеют права. Это монополия ЦБ. Кроме перечисленных функций коммерческие банки представляют различные услуги: инкассируют, то есть переводят денежные средства, векселя и другие документы, осуществляют кассовое обслуживание, производят доверительные (трастовые) и лизинговые операции, торгуют иностранной валютой и драгметаллами, дают гарантии на третьих лиц, выпускают, покупают и продают ценные бумаги.

Кстати, надо определить понятие банк и кредитное учреждение.

Банк - это юридическое лицо, которое в целях получения прибыли осуществляет банковскую деятельность, в том числе привлекает денежные средства юридических и физических лиц, размещает их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности, ведет расчетные операции.

Кредитные учреждение - является юридическим лицом, созданным с учетом ряда особенностей, предусмотренных законом, и выполняющим отдельные банковские операции.

Банковская система РФ включает в себя Банк России (ЦБ), банки и кредитные учреждения, филиалы и представительства иностранных банков. Банки могут быть универсальными и специализированными. Все они, как и кредитные учреждения, могут быть образованы на основе любой форме собственности и в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законами РФ.


       1.3 Структура и функции кредитной системы

Структура кредитной системы может определяться двумя способами. Функционально кредитная система - это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Организационно — это совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их заемщикам в виде ссуд или других форм инвестиций. Таким образом, финансовые посредники содействуют более эффективному распределению инвестиционных ресурсов и, в конечном счете, экономическому росту.

             Современная кредитная система состоит из следующих звеньев:

·              Центральный банк (эмиссионный центр), государственные банки;

·              Банковская система: коммерческие и специализированные банки (сберегательные, инвестиционные, ипотечные и т.д.);

·              Парабанковская система (страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, лизинговые компании).

Подобная 3-ярусная система характерна для большинства развитых стран, в частности для США, Западной Европы, Японии. Однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии наиболее развита система коммерческих, сберегательных и ипотечных банков, во Франции банковская система делится на коммерческие, деловые (инвестиционные) и сберегательные банки, в США очень велика роль инвестиционных посредников (финансовые компании, паевые фонды, взаимные фонды денежного рынка).

Банковская система - ключевое звено кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовых операций. Классические банковские операции:

·              привлечение вкладов юридических и физических лиц;

·              предоставление аккумулированных средств в виде ссуд на условиях платности, срочности, возвратности;

·              осуществление расчетов.

В настоящее время круг банковских операций существенно расширился, и граница между коммерческими и специализированными банками становится все менее различимой.

Центральный банк страны выполняет функцию посредника между государством и экономикой и является главным звеном банковской системы любого государства. Действуя на макроуровне, Центральный банк проводит политику, учитывающую интересы государства в целом (стабилизация экономики, товарно-денежная сбалансированность) и не ставит целью получение прибыли.

Основными правовыми формами организации Центрального банка в современных условиях могут являться:

·              унитарный Центральный банк со 100%-ным участием государства;

·              акционерное общество, часть акций которого может принадлежать государству;

·              объединение ассоциативного типа (с участием или без участия государственных структур);

·              система независимых банков, в совокупности выполняющая функции Центрального банка.

Основные функции Центрального банка:

·              эмиссия и контроль денежного обращения;

·              организация национальной расчетной системы;

·              хранение резервов коммерческих банков;

·              кассовое исполнение государственного бюджета;

·              кредитование правительства и управление государственным долгом (через операции на открытом рынке);

·              выполнение роли "кредитора последней инстанции" для коммерческих банков;

·              определение приоритетных целей и задач денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;

·              нормативное регулирование деятельности банковской системы и надзор за деятельностью кредитных организаций.


2. Цели и задачи денежно- кредитной политики ЦБ РФ.

             2.1. Цели  денежно- кредитной политики ЦБ РФ.


Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком, как правило, имеет 7 основных целей:

·              высокий уровень занятости;

·              экономический рост;

·              стабильность цен;

·              стабильность ставки процента;

·              стабильность на финансовых рынках;

·              стабильность валютного рынка;

·              антиинфляционные мероприятия

В течение периода 1992-98 гг. Банк России считал главным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике снижение инфляции. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень государственного долга подрывает доверие к политике Центрального банка и к банковской системе в целом даже при достижении минимального темпа инфляции. К тому же жесткая антиинфляционная политика провоцирует углубление экономического спада. Поэтому в 1999 г. цели денежно-кредитной политики были скорректированы: "При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России следует учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса".

Так, объявляя цели денежной политики на 2000 год, Банк России указывает в качестве своей главной задачи снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы.

В краткосрочном периоде часто возникает конфликт целей - например, высокий уровень занятости и стабильная ставка процента могут противоречить поддержанию стабильных цен.

Борьба с инфляцией требует проведения рестрикционной монетарной политики, направленной на повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. При спаде экономической активности, напротив, Центральный банк должен проводить стимулирующую кредитно-денежную политику, означающую расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за увеличением денежного предложения и понижение процентных ставок. Теоретически передаточный механизм денежно-кредитной политики действует следующим образом - при увеличении (уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спроса на деньги уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результате возрастают (сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонент совокупного спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства и занятости в экономике.

В реальности, однако, данный механизм не всегда работает адекватно. Помимо необходимости сопоставления чувствительности спроса на деньги и чувствительности инвестиционных расходов к ставке процента для оценки эффективности денежно-кредитной политики, надо учитывать такие ограничения, как уровень государственного долга, степень доверия экономических агентов к банковской системе, наличие долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, возможности альтернативных инвестиций в финансовом секторе и, наконец, кредитоспособность предприятий реального сектора. Так, высокий уровень бюджетного дефицита в 1992-1998 гг. и отказ от монетизации долга путем прямого кредитования правительства Центральным банком привели к невозможности проведения адекватной политики снижения рыночных процентных ставок и эффекту вытеснения частных инвестиций более доходными ГКО-ОФЗ.

Центральный банк не может напрямую воздействовать на параметры конечных целей. Поэтому он определяет промежуточные и операционные цели. Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются:

·              денежные агрегаты  (М1, М2 или М3);

·              ставка процента (краткосрочная или долгосрочная).

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Банком России на 2006 год определен прирост денежной массы М2, который может составить 10-15% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.

Надо отметить, что цели поддержания стабильности и денежных агрегатов и процентной ставки одновременно несовместимы. Поэтому приходится выбирать одну из промежуточных целей в соответствии с критериями измеримости, управляемости и предсказуемости влияния на конечные цели. В различных странах в разные периоды времени выбирался тот или иной целевой параметр. Так, в 80-х гг. Федеральная Резервная система США пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой связи между колебаниями М1 и уровня экономической активности. В результате ФРС стала ориентироваться не на денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний процентной ставки. В Великобритании промежуточным целевым параметром является значение денежной базы М0, в Германии - денежный агрегат М3, в Японии (М2+объем депозитных сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, и другого целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти все страны стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к. поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменению денежного предложения, а денежно-кредитная политика должна, напротив, играть стабилизирующую роль.

Операционными (непосредственно достижимыми) целями денежно-кредитной политики являются уровень резервов или ставки процента (межбанковские или по краткосрочным государственным ценным бумагам).Так, Банк России при изложении целей денежно-кредитной политики на 2006 год отмечает, что решения в области денежно-кредитной политики в ежедневном режиме не могут приниматься на основе динамики денежной массы, поэтому в качестве операционной цели сохранено изменение параметров денежной базы. Как и в предыдущие годы, операционная процедура денежно-кредитной политики Банка России будет основываться на контроле за объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования.                                               В принципе возможны как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков, регулирующие денежное предложение. Реакция финансовых рынков на административные методы проявляется более быстро и ощутимо, в то время как использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования в банковской системе, а эффект применения замедлен и неоднозначен. В то же время, меры, идущие вразрез с рыночными условиями, могут дать лишь кратковременный положительный эффект, до тех пор пока экономические субъекты не найдут способа их избежать, а в дальнейшем только увеличат трансакционные издержки.

При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты:

·              квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

·              введение лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

·              определение перечня банков, допущенных к отдельным видам операций;

·              лимитирование процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q, действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.