- В 2005 году рост цен на бензин составил
15,8%.
Определенную роль играет инфляция издержек: износ основных фондов ведет к повышению
издержек. Отмечается заметный рост заработной платы в нефтегазовом и других
секторах, что также влияет на издержки.
3.2 Антиинфляционные меры, как инструмент денежно-кредитной политики.
На данный момент Российская экономика сильно
зависит от цены на нефть, но в то же время, приток нефтедолларов, при всей
важности этого фактора, не является исчерпывающим объяснением инфляции,
поскольку при составлении официального прогноза не вполне учтена роль других
факторов, в частности, растущих в конце года начислений заработной платы.
Уменьшение
покупательной способности для этой группы населения компенсируется лишь
частично и лишь через определённый период времени. Даже средства, собранные в
Стабилизационном фонде, по некоторым расчётам, обесценились на значительную
сумму, сравнимую с бюджетными затратами на образование.В современных условиях выработка антиинфляционных мер
, как одной из целей денежно-кредитной политики должна базироваться на
трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить проблему роста
потребительских цен удастся при условии разработки и реализации комплекса
антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурной и промышленной
политикой.
Комплекс антиинфляционных мер правительства
при их правильной балансировке может привести к положительному результату:
- ограничение роста тарифов в секторе ЖКХ и
тарифов естественных монополий;
- отказ от противодействия укреплению
эффективного курса рубля;
- контроль над бюджетными расходами;
- повышение Банком России процентных ставок по
краткосрочным депозитам и, как следствие, возможно, по некоторым видам
кредитов;
- формирование стабильных правил регулирования
импорта сельхозпродукции;
- сдерживание увеличения цен на нефтепродукты
на внутреннем рынке;
- стимулирование инвестиционной активности и
конкуренции;
- прочие меры.
В борьбе с инфляцией существует опасность
перенесения акцента исключительно на ограничительную денежно-кредитную
политику.
В итоге борьба с инфляцией может обернуться новыми рисками для
экономики и банковской сферы:
- сдерживание роста денежных агрегатов снижает
ресурсную базу банковской системы и экономики, в целом;
- удорожание кредита препятствует
экономическому росту, и может способствовать возникновению локальных,
региональных и, возможно, системных кризисных явлений в экономике;
- излишние ограничения в денежно-кредитной
сфере могут отразиться на реализации социальных программ, что в конечном счете
будет сдерживать потребительский спрос. Кроме того, недостаточный контроль за
немонетарными факторами может привести к росту этого компонента инфляции и
отразиться на общем росте цен.
В пакете мер антиинфляционной политики
следовало бы уделять большее внимание другим инструментам: активизировать
экономику предложения через создание соответствующих стимулов в налоговой
политике; сделать более равномерными выплаты заработной платы бюджетникам;
стимулировать инвестиции и развитие конкуренции.
Кроме того, необходимо уделить повышенное
внимание развитию национальной банковской системы и совершенствованию сферы
услуг, в целом. Прогнозируя инфляцию, большинство экспертов, тем не менее,
исходит из того, что в 2007 году в экономике России будут преобладать
положительные тенденции, несмотря на то, что некоторые специалисты не могут
полностью исключить вероятность кризисных явлений в мировой экономике или на
внутреннем российском рынке.
Официальный прогнозный ориентир по инфляции, возможно, будет
превышен, даже несмотря на то, что Правительство РФ и Банк России предпринимают
активные шаги по ее снижению. По последним прогнозам международных организаций,
сделанным в марте-апреле текущего года, уровень инфляции в России в 2007 году
может достигнуть 9-10,5% (ЕБРР:10,5%; Всемирный банк: 10%; МВФ: 10,4%29).
По оценкам РСПП, этот показатель составит 9,5-10%. Согласно оценкам таких
центров как JP Мorgan Chase и Economist Intelligence Unit, инфляция окажется
приблизительно на уровне 10%.
С учетом сказанного выше, а также принимая во внимание
геополитические и иные факторы (такие как ситуация в Иране, Венесуэле;
меняющиеся условия валютного регулирования в связи с введением конвертируемости
рубля и т.д.) инфляция, как представляется, в будущем году может достигнуть
приблизительно уровня 8-10%. Стимулировать развитие конкуренции и создание в
экономике реально равных конкурентных возможностей. К тому же, требуется
повысить собираемость налогов.
Мне представляется, что в связи с
государственными программами ни абсолютное, ни относительное снижение бюджетных
расходов невозможны. Отсюда повышенное значение приобретают другие моменты – в
частности, эффективная налоговая политика. Эта политика должна способствовать
повышению инвестиций в производство товаров и услуг. Налоговая политика должна,
в большей степени. Рост небазовой
инфляции отражает повышение роли немонетарных факторов.
Социальные и экономические последствия
инфляции
Все виды инфляции имеют значительные экономические и социальные
последствия, причем, как правило, негативные. Перечислим некоторые из них.
• Обесценивание сбережений ставит в невыгодное
положение получателей фиксированных доходов (пенсий, заработной платы,
процентов на вклады в банках).
Поскольку инфляция снижает покупательную
способность сбережений, то в такой ситуации:
а) повышается краткосрочный характер спроса,
б) снижается мотивация к накоплению,
в) ослабевают стимулы к росту
производительности труда, следствием чего является уменьшение предложения
товаров.
• Во время инфляции уменьшается реальная
стоимость срочных банковских вкладов, стоимость страховых полисов, ежегодной
ренты с фиксированной ставкой.
Среди прочих последствий следует также
указать, что инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами,
принося выгоду заёмщикам.
• Происходит
деформация экономических отношений в целом. Повышаются риски при долгосрочном
кредитовании, инвестициях. Ликвидные средства перетекают в краткосрочные сделки
спекулятивного характера, в том числе в операции, направленные на сохранение
покупательной способности денежных ресурсов.
• Вызывая повышения спроса, инфляционные
ожидания ведут к постоянному росту цен, что, при отсутствии должных механизмов
и инструментов контроля, может привести к росту инфляции и социальной
напряженности.
Несмотря на отмеченные недостатки, проводимая
политика, безусловно, способствовала повышению контроля над ростом денежной
массы в целях борьбы с инфляцией спроса. Однако её эффективность была
ограниченной, в т.ч. в связи с недостаточным учётом факторов структурной
инфляции и отсутствием своевременно принятых мер по борьбе с ней.
В этих условиях снижению инфляции спроса
могли бы способствовать эффективные меры по стимулированию экономики
предложения. Увеличение совокупного предложения требует
принятия дополнительных мер по созданию конкурентной среды для бизнеса и
значительному повышению инвестиций в основной капитал. Также проводимая
денежно-кредитная политика должна быть дополнена мерами по замещению внешних
заимствований внутренними (что предполагает существенное расширение внутреннего
финансового рынка), повышению устойчивости национальной банковской системы и ее
роли в процессе трансформации сбережений в инвестиции.
Ограниченность проявляется также и в том, что
Банку России, вероятно, не удается нейтрализовать эффекты от роста всех
экспортных доходов, поскольку их некоторая часть, возможно, находится в сфере
«теневой экономики».
Такой подход к экономической политике получил
распространение как «концепция предложения».
• Cдерживание роста реального эффективного курса рубля затруднено в
силу значительного притока иностранного капитала. По аналогии с нефтедолларами,
иностранные инвестиции ведут к росту предложения валюты и увеличению денежной
массы, способствуя инфляции и росту реального эффективного валютного курса.
Поэтому значительный приток иностранных инвестиций в 2005 году затруднил ЦБ РФ
проведение антиинфляционной политики. Напомним, что прямые иностранные
инвестиции, по данным ЦБ РФ, составили 7,9 млрд. долл. в 2003 г., 15,3 млрд.
долл. в 2004 г., 14,6 млрд. долл. в 2005 г.
• Политика сдерживания роста эффективного
курса рубля будет способствовать защите национальной промышленности от
иностранной конкуренции и защите доходов малообеспеченных слоев населения от
обесценения. Однако, Банку России не удается полностью нейтрализовать
инфляционные последствия сдерживания роста курса рубля, а протекционистский эффект
его мер небесспорен. Представляется, что ЦБ РФ, по-видимому, намерен отойти от
приоритетов политики сдерживания укрепления рубля по отношению к бивалютной
корзине и дополнительно использовать инструмент регулирования
процентной ставки по краткосрочным депозитам, и, как следствие, возможно, по
некоторым видам кредитов.
• Это, в конечном счете, может снизить рост
денежной массы и, следовательно, как предполагается, противодействовать росту
цен. Повышение Банком России процентных ставок выступает, таким образом, лишь
как новая форма проводившейся ранее ограничительной денежно-кредитной политики,
о недостатках которой говорилось выше.
Эти недостатки могут проявиться со всей
остротой, в особенности, в том случае, если предпринимаемые шаги по повышению
процентных ставок негативно отразятся на издержках предприятий, работающих с
заемными средствами, т.е. окажут отрицательное воздействие на совокупное
предложение.
Среди
возможных мотивов отказа от прежних приоритетов можно также упомянуть возможные
положительные эффекты укрепления рубля:
- снижение стоимости импортного оборудования
для российских предприятий;
- рост
инвестиционной привлекательности России в результате повышения выраженной в
иностранной валюте прибыльности от вложений капитала и т.д.
Заключение.
В данной работе, мне хотелось
показать основные направления денежно-кредитной политики Центрального Банка
Российской Федерации и , что денежно-кредитная политика - один из мощнейших
инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая
такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и
операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать
определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на
реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты
монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и
монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы
полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по
силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической
активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного
правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории
рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает
воздействия на реальный ВНП.
Денежно-кредитная
политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность
внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только
для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для
управления внешнеторговым балансом.
Без верной
денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может
эффективно функционировать. На мой взгляд, основной целью развития
банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение
устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского
сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации
программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2005—2008 годы), прежде всего преодолению
сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной
диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
Основными задачами развития
банковского сектора являются:
·
усиление
защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
·
повышение
эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по
аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в
кредиты и инвестиции;
·
повышение
конкурентоспособности российских кредитных организаций;
·
предотвращение
использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и в противоправных целях;
·
развитие
конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных
организаций;
·
укрепление
доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и
вкладчиков;
·
дедолларизация
экономики;
·
изменение
зависимости экономики от сырьевой базы.
Список литературы
1.
Постановление
Государственной Думы РФ от 22 ноября 2006 года № 3779-4 ГД «Об основных
направлениях единой государственной денежно – кредитной политике на 2007 год».
2.
Вигман С.Л.Финансы, деньги,
кредит в вопросах и ответах.Издательство: Проспект, 2005.
3.
Экономические проблемы
трансформирующейся экономики. Под ред. И.П. Николаевой. М. "Дашков и
Ко", 2006г.
4.
Ершов М. Банковская
система и развитие российской экономики. "Мировая экономика и международные
отношения", 2005г.
5. Ершов М. В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М., 2005.
6.
Д. Кочергин. Мировой опыт
регулирования в сфере электронных денег. "Мировая экономика и международные
отношения", 2005г.
7.
В.Э. Кроливецкая. Денежно
- кредитная политика в России: анализ угроз. - "Бизнес и банки",
2006г.
8.
А.В. Улюкаев.
Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. "Деньги и
кредит", 2006г.
9.
О. Рогова. Валютный фактор
экономической динамики. "Экономист", 2005г.
10.
Г. Фетисов. Ставка
рефинансирования и система рыночных процентных ставок. "Мировая экономика
и международные отношения", 2005г.
11.
Левченко Д.В. Система
рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики.
"Деньги и кредит", 2005г.
12.
Г. Фетисов. Условия
достижения полной конвертируемости рубля. "Вопросы экономики" 2006г.
13.
А.А. Суэтин. Тенденции
современного денежного рынка. " Бизнес и банки", 2006г.
14.
А.В. Степыкина. Актуальные
задачи государственной денежно-кредитной политики России. "Финансы и
кредит", 2006г.
15.
Н. Шмелева. Условия
дедолларизации народного хозяйства. " Экономист", 2005г.
18. Веб-сайт Центрального Банка РФ www.cbr.ru-официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|